Факторинг как форма финансирования

Оборотных средств

Факторинг – комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет факторинговые операции следующим образом: по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (факторинговая кампания) передает или обязуется передать другой стороне (продавцу) денежные средства в счет денежного требования продавца к третьему лицу (покупателю), вытекающего из предоставления продавцом товаров, выполнения им работ или оказания услуг покупателю, а продавец уступает или обязуется уступить факторинговой компании это денежное требование.

факторинг как форма финансирования - student2.ru Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую кампанию. Она, в свою очередь, платит поставщику по накладным за отгруженный товар от 50 до 90 % долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных поставщиком на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику. Схема факторинга представлена на рисунке 10.

Рис. 10. Схема факторинга

(цифры в схеме отражают порядок осуществления операций)

Рассмотрим схему взаимодействия поставщика, покупателя и факторинговой компании на числовом примере. Поставщик переуступает факторинговой компании денежные требования к своим клиентам на сумму 1000 руб. Согласно договору, факторинговая компания после предоставления документов, подтверждающих выполнение обязательств поставщика перед покупателями (поставка товаров или оказание услуг), перечисляет поставщику первый платеж, например, в размере 80 % от суммы переуступленных денежных требований, минус комиссия, к примеру, в размере 3 %. Таким образом, поставщик получает 770 руб. (1000·0,8–1000·0,03). Оставшу-юся сумму (200 руб.) фактор перечисляет на счет поставщика после получения денег от покупателей.

Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя:

– долю от оборота поставщика (в процентах);

– фиксированный сбор за обработку документов по каждой поставке;

– долю (в процентах) за пользование денежными ресурсами (полностью относится на себестоимость продукции).

Помимо этого факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями.

Основная функция факторинга – предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она имеет возможность постоянно пускать деньги в оборот и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.

Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:

- поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;

- финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;

- финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности.

Эффект финансового рычага

Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует приращению рентабельности собственных средств предприятия.

Рассмотрим два предприятия А и В, у которых различие только в структуре баланса (таблица 7).

Рентабельность активов предприятия определяется в процентах, как отношение прибыли к величине активов.

Поскольку активы и полученная прибыль у обоих предприятий одинаковы, то и рентабельность активов у них будет равна и составит 20 % (200/1000·100=20).

Предприятие А получило всю прибыль за счет эксплуатации только собственных средств, поэтому для него рентабельность собственных активов тоже составит 20 %.

Таблица 7. Сравнительная характеристика предприятий А и В.

факторинг как форма финансирования - student2.ru

Предприятие В получило ту же прибыль, но за счет эксплуатации не только собственных, но и заемных средств. Однако за счет прибыли оно должно заплатить проценты за кредит.

Затраты на обслуживание кредита составят 75 (500·0,15 = 75).

Рентабельность собственных активов для предприятия В будет равна 25 % [(200 –75)/500·100 = 25 %].

Итак, при одинаковой экономической рентабельности обоих предприятий, рентабельность собственных активов у предприятия В на 5 % больше. Эти 5 % и составляют эффект финансового рычага (Эф.р).

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабель-ности собственных активов, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

То есть у предприятия В одна часть актива, приносящего доход в 20 %, финансируется ресурсами, обходящимися предприятию в 15 %.

Нетрудно заметить, что эффект финансового рычага возникает за счет расхождения между экономической рентабельностью активов и ценой заемных средств – процентной ставкой. Т.е. предприятие должно наработать такую рентабельность, чтобы ее хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.

В расчете рентабельности собственных активов предприятия В не учитывался налог на прибыль. С учетом налога формула эффекта финансового рычага будет иметь следующий вид:

факторинг как форма финансирования - student2.ru

Эф.р = (дифференциал) · (плечо рычага).

Для предприятия В эффект финансового рычага составит:

факторинг как форма финансирования - student2.ru .

Таким образом, приращение к рентабельности собственных активов у предприятия В за счет использования заемных средств составило 3,8 %. Это говорит о том, что предприятию выгодно использовать заемные средства.

Если новое заимствование приносит предприятию увеличение эффекта производственного рычага, то такое заимствование выгодно для предприятия. Но при этом необходимо помнить, что увеличение заемных средств приводит к росту плеча рычага, а это, в свою очередь, к повышению ставки процента и снижению дифференциала, а снижение дифференциала – к повышению риска для кредитора.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите виды источников финансирования активов предприятия.

2. Назовите источники формирования основных средств.

3. Для каких целей предприятие использует долгосрочные кредиты банка?

4. В чем заключается суть лизинга и его отличия от инвестиций, кредитных отношений, аренды?

5. Что входит в состав лизинговых платежей?

6. Назовите виды лизинга.

7. В чем заключаются преимущества лизинга?

8. Назовите собственные источники формирования оборотных средств.

9. Какие источники, кроме собственных, использует предприятие для формирования оборотных средств?

10. В чем заключается суть факторинга?

11. Дайте определение эффекта финансового рычага.

12. При каком условии предприятию выгодно использовать в своем обороте заемные средства?

Тесты для повторения

1. К собственным источникам финансирования активов пред-приятия относятся:

А) прибыль;

Б) амортизационные отчисления;

В) кредиторская задолженность;

Г) лизинг.

2. К заемным источникам фи-нансирования активов предпри-ятия относятся:

А) кредиторская задолженность;

Б) кредиты;

В) средства, полученные от про-дажи акций;

Г) факторинг.

3. К источникам формирования основных средств относятся:

А) прибыль;

Б) устойчивые пассивы;

В) амортизационные отчисления;

Г) факторинг.

4. Объектом лизинга могут быть:

А) здания;

Б) земельные участки;

В) оборудование;

Г) транспортные средства.

5. В состав лизинговых плате-жей включаются:

А) амортизационные отчисле-ния;

Б) арендные платежи;

В) комиссионное вознагражде-ние лизингодателю;

Г) НДС.

6. По отношению к арендуе-мому имуществу лизинг делит-ся на:

А) прямой;

Б) косвенный;

В) полный;

Г) чистый.

7. По типу финансирования ли-зинг делится на:

А) прямой;

Б) срочный;

В) оперативный;

Г) возобновляемый.

8. В зависимости от состава участников лизинг делится на:

А) прямой;

Б) чистый;

В) раздельный;

Г) оперативный.

9. По признаку окупаемости лизинг делится на:

А) чистый;

Б) возобновляемый;

В) финансовый;

Г) оперативный.

10. К собственным источникам формирования оборотных средств предприятия относятся:

А) прибыль;

Б) амортизационные отчисле-ния;

В) устойчивые пассивы;

Г) кредиторская задолжен-ность.

11. При факторинговой сделке поставщик переуступает факто-ринговой компании:

А) право на реализацию про-дукции;

Б) право на взыскание дебитор-ской задолженности;

В) право отбора покупателей продукции поставщика.

12. Рентабельность активов предприятия составляет

15 %. Предприятию выгодно использовать в своем обороте заемные средства, если плата за кредит составляет:

А) 12 %;

Б) 15 %;

В) 20 %.

13. Эффект финансового рычага означает приращение рента-бельности:

А) всех активов;

Б) собственных активов;

В) продукции.

Глава 5. Кадры предприятия

И производительность труда

Наши рекомендации