Управление избыточными мощностями
Практически все время в этой книге мы подчеркивали необходимость поддерживать защитную мощность для всех составляющих производственного процесса, включая ресурс ограниченной мощности. Мы увидели, что применение ББК на самом деле способно высвободить скрытые мощности, о существовании которых мы могли даже не догадываться. Теперь предположим, что нам удалось обеспечить в нашей производственной системе нужный объем защитной мощности. Что нам тогда делать с вновь обнаруженными избыточными мощностями? Как их не растерять? Для чего использовать?
Прежде чем обсуждать избыточные мощности, пожалуй, стоит пояснить, что это такое с точки зрения ТОС. Посмотрите на диаграмму на рис. 12.1. Горизонтальная полоса представляет суммарную мощность некоторого ресурса (неважно, ограничения или не-ограничения), которую можно условно разделить на продуктивную и непродуктивную.
«Непродуктивная» не значит «бесполезная», и это не отрицательный признак. Так называется любая мощность, не используемая для генерации дохода (производства с целью последующей продажи). Непродуктивное время ресурсов может тратиться (и действительно тратится) на многие полезные и нужные дела: минимальные переналадки, необходимые в процессе производства, текущий ремонт (исправление мелких поломок), профилактическое обслуживание (поддержание оборудования в работоспособном состоянии), обучение операторов.
Есть вероятность, что даже после того, как мы учтем все эти работы, у большинства ресурсов останется неиспользованное (свободное) время. В таком случае мы говорим об избыточной мощности. Иногда эта мощность не видна, так как ее намеренно скрывают, но она обычно обнаруживается, когда в ней возникает потребность, — работа каким-то образом оказывается выполнена!
Рисунок 12.1 – Структура мощности ресурса
Избыточная мощность: что с ней делать?
Какие возможности дает нам избыточная мощность? Прежде всего, она позволяет ввести по своему усмотрению некоторое количество переналадок оборудования сверх необходимого минимума — например, чтобы обрабатывать партии меньшего размера. Далее, при достаточном объеме избыточной мощности часть ее можно использовать для создания экспериментальных образцов новой продукции, пока еще не запущенной в производство. Альтернативный вариант — попробовать несколько сильнее загрузить ресурсы и увеличить объем существующих продуктов, выпускаемых на рынок. Для этого службы продаж и маркетинга, конечно, должны будут осуществить мероприятия, направленные на повышение спроса, такие как сокращение срока поставки или подготовка специальных предложений. Дерево будущей реальности на рис. 12.2 показывает некоторые выгоды от избыточных мощностей.
Отметим, что у разных ресурсов объем избыточной мощности неодинаков. У РОМ он обычно очень мал, а у не-ограничений существенно больше и самой избыточной мощности, и вариантов ее использования. Но очень важно помнить, что как РОМ, так и не-ограничения должны иметь какой-то резерв незадействованной мощности.
Избыточная мощность: защита от чего?
Почему нам необходима защитная мощность? Мы уже говорили об этом: она страхует нас от разнообразных внутренних отклонений — неожиданных поломок оборудования, брака и недоделок, которые приходится устранять, незапланированных неявок на работу основного персонала. Второй фактор — внешняя неопределенность: непредсказуемые колебания рыночного спроса и неточность рыночных прогнозов.
Рисунок 12.2 – Дерево будущей реальности: избыточная мощность
Многие компании прибегают к производству на склад, поскольку их производственный цикл слишком продолжителен для работы по заказам. Но объем производства при этом обычно планируется исходя из прогнозов, которые, в свою очередь, опираются на данные о прошлых и наиболее вероятных будущих тенденциях спроса, известных или предполагаемых новых продуктах, на планы по проведению сбытовых или маркетинговых кампаний, слухи о предстоящих действиях конкурентов, советы астрологов и гадателей...
Недостоверность получающихся прогнозов общеизвестна, но все-таки компании склонны относиться к ним как к святой истине. И совершенно понятно, почему — просто неоткуда взять более надежную информацию. А поскольку степень загруженности производственных мощностей чаще всего не оставляет резерва на маневрирование, который позволил бы реагировать на изменения, приходится полагаться на прогноз, который неизбежно оказывается в той или иной степени неверным.
Что произойдет, если из-за слишком малого количества избыточной мощности вы будете вынуждены опираться на прогноз продаж? Вот пример.
В 1998 г. компания AT&T предприняла попытку увеличить свою долю на развивающемся рынке сотовой связи и для этого с большой помпой ввела новый тариф Digital One с единой ставкой за минуту разговора по сотовому телефону для любых звонков в пределах США — как местных, так и междугородних. Реакция превзошла все ожидания отдела маркетинга, и коммуникационное оборудование компании не могло справиться с возросшей нагрузкой. Тысячи абонентов — новых и старых — не могли дозвониться на сотовые номера AT&T, а если и дозванивались, то звонок обрывался. В результате начался массовый переход разочарованных клиентов к другим операторам, который сопровождался эпидемией коллективных исков. Репутация компании среди прошлых, нынешних и будущих абонентов была испорчена[7].
Как видим, недостаток защитных мощностей, и чрезмерная зависимость от прогнозов могут привести к весьма серьезным последствиям.