Информационное обеспечение экономического анализа.

Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, имеют определяющую роль в обеспечении действенности экономического анализа. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (текущие и перспективные планы, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее:

1. Официальные документы: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей хозяйства.

2. Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3. Решения общих собраний коллектива, советов трудового коллектива предприятия в целом или отдельных его подотделов.

4. Материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (интернет, специализированные издания и т.п.).

5. Техническая и технологическая документация.

6. Материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).

7. Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий.

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований. Это аналитичность информации, ее объективность, единство, оперативность, рациональность и др.

1. Смысл первого требования заключается в том, что вся система экономической информации независимо от источников поступления должна соответствовать потребностям экономического анализа, т.е. обеспечивать поступление данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна аналитику для всестороннего изучения экономических явлений и процессов, выявления влияния основных факторов и определения внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства. Поэтому вся система информационного обеспечения анализа должна постоянно совершенствоваться.

2. Экономическая информация должна объективно отражать исследуемые явления и объекты. Иначе выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но и могут стать вредными.

3. Следующее требование, предъявляемое к организации информационного потока, – это единство информации, поступающей из разных источников (планового, учетного и внеучетного характера). Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, контроле и анализе.

4. Эффективность анализа может быть обеспечена только тогда, когда есть возможность оперативно вмешиваться в процесс производства по его результатам. Это значит, что информация должна поступать к аналитику как можно быстрее, в чём и состоит сущность еще одного требования к информации – оперативность. Повышение оперативности информации достигается применением новейших средств связи, обработкой ее на ЭВМ и т.д.

5. Система информации должна быть рациональной (эффективной), т.е. требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. Вместе с тем она должна максимально полно обеспечивать запросы анализа и управления. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.

4. Роль экономического анализа в разработке основных показателей бизнес-плана.

Бизнес-план - это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект; – это структурированное описание основных направлений деятельности и развития компании, которые отвечают ее стратегии.

С точки зрения продолжительности периода, к которому относится разрабатываемый план, можно выделить следующие уровни (горизонты) планирования:

- стратегический (долгосрочное планирование, свыше 5 лет);

- тактический (среднесрочное планирование, 1-5 лет);

- оперативный (текущее планирование, до 1 года) - бюджет.

Стратегические планы строятся более укрупнено, по основным аспектам деятельности предприятия, в них отражаются прогнозы деятельности, степень их достоверности не столь высока, как у оперативных бюджетов, поэтому чаще всего стратегические планы носят характер ориентиров при оперативном планировании и могут корректироваться с учетом изменений различных аспектов деятельности и условий внешней среды.

Оперативное планирование отличают от стратегического, в первую очередь, более коротким временным промежутком, что позволяет достичь более высокого уровня детализации и, как следствие, достоверности.

Бюджетирование – процесс формирования оперативных производственно-финансовых планов работы предприятия.

Бюджет – детализированный план деятельности предприятия на ближайший период (обычно бюджет формируется сроком от одного месяца до года), который охватывает планирование доходов от продаж и иной деятельности, производственные и иные расходы, движение денежных средств, формирование плана по прибыли предприятия и прогнозного баланса.

Система бюджетирования подразумевает построение на предприятии системы взаимосвязанных бюджетов, включающей в себя операционные и финансовые бюджеты.

Для того чтобы провести корректный анализ исполнения бюджетов и получить достоверную оценку деятельности предприятия, рекомендуется таким образом формировать структуру и статьи бюджетов, чтобы они соответствовал структуре и статьям управленческой отчетности предприятия.

Как правило, бизнес-планы формируются на всех уровнях планирования и отличаются степенью детализации и глубины. Данные планы содержат в себе набор ключевых оценочных (контрольных) показателей, достижение которых является целью предприятия на данном временном промежутке, и по которым в дальнейшем будет производиться оценка выполнения этого бизнес-плана. Как правило, выделяют четыре типа целевых показателей:

- рыночные;

- производственные;

- финансово-экономические;

- социальные.

Стратегический бизнес-план может иметь такую структуру:

Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании (предназначение (миссия) компании, стратегическая цель, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи).

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры (прогноз экономической ситуации на рынках, перспективные ориентиры по основным показателям).

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы (маркетинг, финансы, кадровая политика, инновационная политика, новая продукция и рынки сбыта).

Также бизнес-план может содержать перечень мероприятий, направленных на достижение запланированных показателей.

На всех этапах создания и реализации бизнес-плана производится детальный анализ его основных экономических показателей.

В ходе разработки плана анализ необходим для формирования оценки его приемлемости и возможности реализации, определения потребности в ресурсах и ожидаемых финансовых результатов.

На этапе реализации бизнес-плана осуществляется постоянный мониторинг ключевых показателей проекта и их анализ с точки зрения соответствия планируемым значениям.

При выявлении существенных расхождений анализ позволяет выяснить причины и разработать план корректирующих мероприятий.

Наши рекомендации