Реформирование отношений собственности при переходе к рыночной экономике(разгосударствление и приватизация)
Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственности. Разгосударствление и приватизация-неоднозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.
Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой стороны – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию негосударственного сектора с многообразными типами хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождении их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. к передаче в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной и огосударственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствление. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
Приватизация-процесс передачи прав собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности.
Таким образом, приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы экономики, способные между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противостояния государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.
С учетом этого можно допустить, что важным подспоръем в реализации целей приватизации может послужить «теневой» и зарубежный капитал. Но это скорее всего допущением так и останется. Некоторые экономисты считают, что «теневая» экономика таковой может быть лишь в условиях жестокой директивной экономики и достаточно только принять разумные с точки зрения предпринимательства законы, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из виду, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, «подпольный» бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы для того, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.
Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду; превращение гос.предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа гос.предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосударствление и приватизация могут производиться и в других, не противоречащих действующему законодательству формах.
В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.
Для выкупа государственной собственности могут быть использованы следующие финансовые средства: личные сбережения граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юр.лиц; остатки фондов экономического стимулирования; часть прибыли, остающаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные инвестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д.