Контроллинг в системе внутрифирменного управления организацией

Цель занятия – всестороннее рассмотрение контроллинга в теории и практике современного менеджмента.

Вопросы к теме:

1. Становление и этапы формирования контроллинга. Тенденции развития контроллинга в современных условиях хозяйствования.

2. Структура и основные концепции контроллинга. Функции контроллинга.

3. Место контроллинга в системе управления организацией. Взаимосвязь контроллинга с другими видами и функциями управления. Отличительные особенности контроллинга.

4. Преимущества и недостатки контроллинга.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

• Тенденции развития контроллинга в современных условиях хозяйствования.

• структуру и и основные концепции контроллинга;

• требования, предъявляемые к информации в системе управленче­ского учета;

• Функции контроллинга.

уметь:

• формулировать определение контроллинга;

• анализировать, для каких целей и каким образом используется информация, подготовленная контроллингом;

иметь представление:

Преимущества и недостатки контроллинга.

При освоении темы необходимо:

• изучить материал по данной теме из учебного пособия;

• акцентировать внимание на содержании следующих понятий и терминов контроллинга: понятие контроллинга, его виды, задачи контроллинга; объекты контроллинга; методы контроллинга.

Практическая работа № 3

Затраты как основной объект контроллинга

Цель занятия – сформировать навыки, связанные с определением типа затрат и разделением затрат на постоянную и переменную часть.

Вопросы к теме:

1.Расчет коэффициентов реагирования затрат. Определение типа затрат. Принятие управленческого решения по выделенным типам затрат.

2.Разделение смешанных затрат на постоянные и переменные методом . Составление уравнения совокупных затрат. Построение графика, отражающего поведение совокупных затрат при изменении объема производства.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

• сущность калькулирования, его виды и задачи;

• принципы организации калькулирования на предприятии;

• понятие калькуляционной единицы;

• методы учета затрат и калькулирования продукции;

уметь:

строить и анализировать график, отражающего поведение совокупных затрат при изменении объема производства.

• различать виды себестоимости;

• анализировать методы учета затрат;

иметь представление:

• о признаках калькулируемых единиц;

• о группировке калькулируемых единиц.

При освоении темы необходимо:

• изучить материал по данной теме из учебного пособия;

• акцентировать внимание на содержании следующих понятий и терминов контроллинга: понятие калькуляции, плановая кальку­ляция; сметная калькуляция; фактическая калькуляция; объект калькулирования; понятие себестоимости; цеховая себестоимость, производственная себестоимость, полная себестоимость; калькуляционная единица; метод учета затрат.

Практическая работа № 4

Динамика затрат предприятия

Общие положения

При принятии решений в области политики цен, роста или снижения объема производства, обновления продукции, формирования наиболее рациональной производственной программы для получения максимальной прибыли руководству предприятия требуется информация об ожидаемых затратах и доходах, так как любое решение ориентировано на будущее.

В первую очередь необходима информация о динамике затрат в зависимости от объема производственной деятельности.

Для характеристики поведения затрат в зависимости от объема производства их подразделяют на переменные и постоянные.

Суммарные переменные затраты изменяются пропорционально объему производства. Переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной.

К переменным производственным затратам относятся стоимость основных материалов, расходы на рабочую силу, расходы на технологическую энергию. К непроизводственным переменным затратам можно причислить комиссионные сборы за продажу, стоимость ГСМ.

Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объема производства за определенный период. К ним относятся затраты на амортизацию, оплату труда административно-управленческого персонала, платежи за долгосрочную аренду, возврат кредитов и выплата процентов по ним.

Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода расчета критического объема производства и реализации продукции Q кр и понятия маржинального дохода МД (разница между ценой изделия Ц и переменными затратами на его изготовление Зпер):

МД=Ц-Зпер

Точка безубыточности (критическая «мертвая» точка) показывает объем производства, при котором выручка от реализации полностью покрывает расходы. В ней происходит разделение зон прибыльности и убыточности.

Знание постоянных (условно-постоянных) и переменных (условно-переменных) затрат, а также цены товара позволяет рассчитать в натуральном выражении объем производства, обеспечивающий безубыточную работу предприятия, Ккр:

Ккр = З у-п / ( Ц-Зу-пер) или Ккр.= З у-п / МД,

где З у-п – условно-постоянные затраты предприятия, руб.;

З у-пер.- условно-переменные затраты в цене изделия, руб.

2.2 Содержание задания

Мебельная фабрика выпускает диваны. Смета затрат по дивану «Юлия» на 201Х г. представлена в таблице 2.

Определить критическую точку для 2009 г.

Фабрика продала 65 диванов в 201Х г. Сколько прибыли она получит.

Руководитель фабрики составляет план на следующий, 201(Х+1) год, ему необходимо:

а) рассчитать количество диванов, которое фабрика должна продать, чтобы получить прибыль 95400 руб. Предполагается, что цена продажи и затраты остаются неизменными;

б) рассчитать прибыль, если фабрика увеличит объем продаж на 20%, а цена продажи одного дивана уменьшится на 500 руб.;

в) определить критическую точку, если затраты на рекламу увеличатся на 47700 руб.;

г) если переменные затраты на единицу уменьшатся на 10%, определите количество диванов, которое фабрика должна продать, чтобы получить прибыль 125000 руб.

Все варианты для 201(Х+1) г. рассматривать независимо.

Таблица 2 –Исходные данные по вариантам

Затраты
Переменные затраты на единицу продукции                    
Прямые материальные затраты; Прямые трудовые затраты; Общепроизводственные расходы; Затраты на реализацию                                                            
Суммарные постоянные затраты:                    
Общепроизводственные расходы Расходы на рекламу Административные расходы                                        
  Цена продаж                    

Практическая работа №5

Наши рекомендации