Вопрос 2. Почему города растут?

Размер города определяется числом фабричных рабочих, которое, в своюочередь, зависит от совокупного объема производства на фабрике. Фабрикаможет увеличить объем выпускаемой продукции, если сможет производитьткань дешевле, чем все большее и большее количество производителей-надомников. Поэтому объем выпускаемой продукции возрастает по мере ростамасштаба производства (сокращается фабричная цена) и снижения транспортных расходов (что уменьшает чистую себестоимость фабричной ткани).

Эффект концентрации производства.

В данном разделе делается попытка объяснить, почему стали расти крупные города. Результаты анализа эффекта масштаба в начале главы говорят отом, что город развивается вокруг фабрики. Крупный промышленный городпоявляется вследствие эффекта концентрации производства. Располагаясь рядом одна с другой, фирмы могут выпускать продукцию по более низкой себестоимости. Это пример положительного внешнего эффекта в производстве:

стоимость производства на конкретном предприятии снижается по мере того,как производство на других предприятиях растет. Существуют два типа эффекта концентрации: эффект локализации и эффект урбанизации.

Эффект локализации.

Эффект локализации имеет место в том случае, если себестоимость производства на предприятиях конкретной отрасли снижается по мере того, как совокупный объем производства предприятий отрасли возрастает. Положительные внешние эффекты, лежащие в основе эффекта локализации, реализуютсяфирмами конкретной отрасли. Для того чтобы получить эффект локализации,фирме необходимо располагаться рядом с другими фирмами отрасли, поэтомудля снижения себестоимости производства фирмы группируются в одном месте. В основе эффекта локализации лежат три главные причины: эффект масштаба производства промежуточных факторов производства, формирование

единого рынка труда и перелив знаний.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ. То

или иное скопление предприятий происходит потому, что фирмы конкретнойотрасли могут покупать промежуточные производственные факторы у одного итого же поставщика. Фирмы концентрируются вокруг поставщика общих производственных факторов, если удовлетворяются два условия:

1. Спрос отдельной фирмы на фактор производства не настолько велик,чтобы появлялся эффект масштаба производства промежуточного производственного фактора.

2. Транспортные расходы относительно высоки. Если потребители и поставщики сотрудничают в проектировании или изготовлении промежуточногопроизводственного фактора, то между покупателем и продавцом необходимынепосредственные контакты, и большое значение имеет близость к поставщикупроизводственного фактора. Точно так же, если промежуточный производственный фактор имеет большой объем, отличается хрупкостью или требует быстрой доставки, то близость расположения имеет большое значение.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА ТРУДА. Вторая причина эффекталокализации состоит в том, что группировка фирм повышает эффективностьрынка труда.

ПЕРЕЛИВ ЗНАНИЙ. Третья выгода от концентрации предприятий состоитв том, что группировка облегчает быстрый обмен информацией и распространение технологии. Работники различных предприятий обмениваются мыслямио новой продукции и новых методах производства; чем больше работников вотрасли, тем больше возможностей для обмена идеями. Обмен идеями происходит как по официальным, так и неофициальным каналам.

ГДЕ ПРОИСХОДИТ КОНЦЕНТРАЦИЯ? Эффект локализации вынуждаетфирмы некоторых отраслей располагаться рядом друг с другом. Большинствоподобных групп предприятий не отделяются от других видов деятельности, новсе же возникают, как правило, в городах. Как будет сказано ниже в даннойглаве, некоторые промежуточные производственные факторы используютсяфирмами разных отраслей, что заставляет их группироваться в городах.

ИНКУБАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. Эффект локализации лежит в основе инкубационного процесса. Группа предприятий предлагает огромный набор промежуточных производственных факторов, создавая тем самым благоприятныеусловия, в которых предприятия недостаточно развитой отрасли находятся какбы в инкубаторе, создавая новые продукты и производственные технологии. Всамом начале развития многих отраслей спрос на их продукцию непредсказуеми методы производства еще не до конца отработаны, в связи с чем фирмыгруппируются, чтобы:

1) пользоваться выгодами эффекта масштаба производства промежуточных производственных факторов;

2) реализовать эффект рынка труда;

3) использовать возможности обмена идеями относительно продукции итехнологических процессов. По мере развития отрасли в ней создаются стандартные продукты и технологические процессы, что позволяет предприятиямосуществлять массовое производство. Фирмы стандартизируют большинствопроизводственных процессов и переводят производство в места, где нижестоимость рабочей силы и земли. Это явление известно также под названием«теория жизненного цикла продукта») в промышленном центре: продукты создаются малыми предприятиями в группах фирм; когда продукт становитсястандартным и выпускается в массовом порядке, фирмы переводят свое производство в места с более низкой стоимостью рабочей силы и земли.

Эффект урбанизации

Эффект урбанизации - второй тип эффекта концентрации производства - имеет место в том случае, если производственные затраты одной фирмы снижаются по мере роста совокупного объема производства на территории города.

Эффект урбанизации отличается от эффекта локализации в двух отношениях.Во-первых, эффект урбанизации появляется в результате роста масштаба экономики всего города, а не только конкретной отрасли. Во-вторых, эффект урбанизации несет выгоды фирмам всего города, а не только фирмам одной отрасли.

Эффект урбанизации появляется по тем же причинам, что и эффект локализации. Фирмы различной отраслевой принадлежности сообща пользуютсяуслугами одних и тех же поставщиков промежуточных производственных факторов, что позволяет реализовать эффект масштаба в предоставлении деловых(услуги банков, страховых компаний, риэлтерских фирм, гостиниц, содержаниезданий, услуги издательских и транспортных компаний) и коммунальных услуг(автомобильные дороги, общественный пассажирский транспорт, школы, пожарная охрана). Крупные города обеспечивают также наличие единого общегородского рынка труда. Если колебания в спросе на рабочую силу со стороныпредприятий различных отраслей не совпадают, то крупный город обеспечивает стабильный уровень совокупной занятости. Когда рабочее место исчезает в одной отрасли, существует вероятность того, что оно появится в другой.

В крупных городах затраты на поиск и смену работы ниже, в связи с чем фирмам гораздо легче увеличивать и сокращать свою штатную численность.

Наши рекомендации