Разработка ценовой стратегии

1)стратегия снятия сливок-отсутствие конкурентов на товар, сущ.высокий спрос на этот товар. Для этого фирма устанавливает высокий уровень цен. Она способна получать сверхприбыль до тех пор пока не появятся аналоги. Также гл.условие-готовность потребителя заплатить такую цену.(медленное и быстрое снятие сливок

2)стратегия проникн.на рынок-фирма устнавл.низкие цены и применяет усиленное продвижение.Фирмапыьается войти на рынок с готовй продукцией., сущ.конкуренция, покупатели чувст.к цене. Цель-привлечь покупателей по низкой цене купить товар, завоевание большой доли рынка, тем самым фирма может увеличить объемы произвосдтва, сэкономив на издержках.

Подходы к установлению оконч цены:

1)ценообразование в рамках товарной номенклатуры (фирма разрабатывает систему цен, которая обеспечит получение мах прибыли по номенкл)::установление цен на сопут.товар;в рамках товарного ассотримента; на обязательныепринадлжености

2)по геграф.признаку:в месте происх.товара, по регионм, единые цены, примен. К базисному пункту

3)установление цен со скидками (прямое уменьшение цены при условии оплаты товара в установленные сроки) и зачетами (старый товар)

4)установление для стим.рынка(распродажа,сезонные скидки)

5)установка дискрим.цен (продажа товара по неск. разным ценам без учета различий в издержках)

6)иниц.изменение цены (вн. И вн факторы)

7)реактивн.изменени цены

Выбор сбытового канала

Имея готовый товар производитель должен решить как он его доставит до потребителя

Канал распределения- совокупность незав.организация учавст.в процессе продвижения товара или услуги от производителя к потребителю, которые используют его либо непосредственно либо для производства нового товара

Сбыт.сеть-совокупность сформ.партнеров которые учвств. В процессе конк.обмена с целью предоставления товаров и услуг в распор. потребителя.

Сбыт канал выполняет след.функции:

1)организация товародвижения

2)информационная

3)принятие риска

4)продвижение товара

5) установление контактов

Основные участники:

Оптовый торговец- физ лицо или п/п которое приобертает большое кол-во товара у производителя и направляет его в розничную торговлю

Розничный-для продажи

Брокер-не приобретает права собственности на товар а лишь сводит покупателя и продавца

Комиссионер-продаетот своего имени но за счет производителя

Дилер- продавец+обслуживание (независимое мелкое п/п, спец.обычно на продаже товаров длит срока пользования которые треуют значительного сервиса)

Консигнатор-торг.агент-сам-но продает товар покупателю

Товарные биржи-пост и организ.оптов рынок на которм осущ.торговля большими массами однород.товаров, под.стандарт

Торг.дом-круп.опт-роз.фирма действующая также в сфере проз-ва и финансов

Выбор стр-ры каналы сбыта сводится к разрешению вопросов насчет распр.обязанностей между участниками процесса обмена:

1)канал 0 уровня: продавец-покупатель

2)канал 1 уровня: продавец-рознич.торг-покупатель

3)канал2 уровня : продавец-опт-рознич.торг-покупатель

4)канал 3 уровня: продавец-опт.торг-мелокоопт-рознич.торг-покупатель

Распространение получили еще 3 вида:

ВМС-средство контроля за поведением канала сбыта:

*корпоративные(в единой власти), *договорные(независ.фирмы связынные дог.отношениями), *управляемые(1 из её участников)

ГМС-объед.усилия 2 и более конкурентов для ведения совместного освоения маркетинг.возможностей

ММС-многоканальные-для охвата различных географ.рынков и потреб.сегментов.

Заниматься организ. собственного канала сбыта выгодно если:

1)кол-во прод.товара дост.велико чтобы оправд.расходы на организ.сбытовой сети

2)потр сегментов мало но они находятся не небольшой тер-рии

3)товар требует выскогоспец.сервис.обслуживания

4)объем каждой поставки товара соотв.транз нормам

5)доступная сеть собств.склад, помещение на тех рынках, где будет ветись торговля

6)проз-ва товара на заказ

7)цена намного выше издержек

Пользоваться услугами посредника:

1)рынок сбыта разбросан географически

2)разница между ценою и с*стью небольшая

3)необх.частые срочные поставки небольшими партиями

4)при пост.крупной партиитовара небольшому числу оптовиков

Товародвижение-система которая обеспечивает дост.товара к местам продажи в точно определен время и мах.высоким уровнем обслуживания.

Уровень обслуживания зависит от след.факторов:

1)объем выполненного заказа

2)готовность принять товар с дефектами обратно

3)высокая эф.служба сервиса

4)обеспечение отгрузки

Нормальный уровень затрат на организацию товародвижении у фирм производителей-15% от суммы продаж, и 25%-промеж.продавцов

Основные элементы системы товародвижения:

1)тр-ка груза-46%

2)склад.хранения-26%

3)поддержка ТМзапас-10%

4)получение отгрузки товра-6%

5)упаковка-5%

6)адм.расходы-4%

7)обр.заказов-3%

Вид тр-рта:ж/д, водны, авто,трубопровож,авиа

Методы маркетинга.

Сегментирование

Одна из наиболее важных маркетинговых решений предприятия является определение и выбор сегментов рынка, на которых оно собирается работать. Выбирая сегменты рынка, предприятие прежде всего выбирает своих потенциальных покупателей (клиентов).

З основных подхода к рынку:1)целевой маркетинг 2)масоовый 3_товаро-диффер.

Сегмент рынка –это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки.

Под сегментированиемразбивка рынка на группы покупателей. В каждой из которой могут потребоваться отдельные товары или комплекс маркетинга.

Основные этапы сегментирования:

1)формирование признака и критерия сегментирования

Признак -те переменные, с помощью которых рынок делится на сегменты

Критерий- показатель, характеризующий степень привлекательности сегментов

Все признаки сегментируются на4 группы:

1)географические (город,регион область)

2)психограф (общ.класс, тип личности)

3)по поведен.признаку (искомые выгоды, отношение к товару)

4)демографии ч (пол,возраст,расса)

2)выбор метода и осущ. сегмента рынка. Методов много, самый простой-группировка по 1 или нескольким признакам

3)описание профилей полученных сегментов (доход,предпочтения)

4)выбор целевых сегментов (1 или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности)

5)позиционирование товара-обеспечение конкурентоспособн.положением товара на ырнке позиции товара на рынке определяются не только ценой и качеством но и рекламной поддержкой, системой скидок

6)разработка комплекса маркетинга. После выбора стратегии позиционирования предриятие для каждого выбранного сегмента разрабатывает свой комплекс маркетинга-ценов.сбытовая.товарная политика.

2,Стратегическое планирование маркетинга:

Состояи из разработки стратег.марк.программ и плана маркетинга.

Стратег.маркетинг.программы состоят из 3 блоков:

1)цели фирмы-их много, но главная-1-миссия

2)анализ хоз.портфеля-все то что выпускает фирма.хоз.портфель можно разделить на подразделения-стратег.хоз.единицы (СХЕ):

Звезда-высокая доля быстро растущей отрасли, лидер рынка, высокий доход но большу. Часть дохода вынуждены тратить на поддержание своего лидерства постоянно испытывает недостаток средств, поэтому требуется попощь со стороны дойной коровы.

Дойная корова-высокая доля старой стабильной отрасли(лидер и товар хорошо известен)-высокая прибыль, значительно большая чем издержки. Поэтому избыток напраляется на поддержание других СХЕ

Трудный ребенок:низкая доля быстро растущей отрасли, самое сложное положение , либо нужно наращивать усилия и становится «звездой» либо уходить с рынка.

Собака- низка доля старой отралси, наихудщее положение:либо уходить с рынка, либо ведем поиск узкопециализированных сегментов и занимаем там Лид.положение.

Таким образом, тр.дети и дойные коровы и звезды тесно вз/дейс.друг с другом и необходимы друг другу, а собака-обуза

3)выбор стратегии роста фирмы

План маркетинга:

след.этап разработк Марк.стратегии. состоит из 8 разделов.

1)сводка контрольных показателей(прогноз продаж, прогноз прибыли, темпы роста)

2)анализ текущей маркетин.ситуации (описание хар-Ра целевого рынка, осн.конкуренты, каналы)

3)опасности и возможности

4)задачи и проблемы(свот-сила, слабости, возможности и угрозы)

5)стретегия маркетинга

6)программа действий:что,когда как, сколько будет стоить!

7)бюджет-прогноз прибыли, убытка.

Подходы:1)финансирование от возможности, фиксированный % от прибыли,, ориентация на конкурента, макс.расходы.бюджет распределяют:70%-реклама, 25%-сбыт.политика 5%-мар.исследования

8)порядок контроля-предварит,текущий,заключительный.

Метод матриц

Тейло разработал концепцию конкурентной стратегии, в соответствиис ней вцентре внимания стоит не столько удовлетворение потребностей покупателей сколько конкурирующие силы рынка.

Для получение прибыли выше средней по отрасли предприятиедолжно иметь сильную конк.позицию. для этого необходимо сконц.на 1 из 3 стратегий!

1)дифференциация-вся отрасль-неповторимость продукта

Продукт неповторим с точки зрения покупателей

Предпосылки:соот.дизайн, качество. Учет цены, шир.исследование

«+»: потребители связаны с маркой, неповотримость продуктц-высокие барьеры при входе на рынок, ослаблении влияние крупных клиентов, высокая лояльность клиентов-защита против продуктов заменителей.

Риски: отрыв в цене может стать настолько большим, что для покупателей фин.соображения могут стать важнее чем марка, хар-ра товара может стать неактуальной, подражание конкурентов и поделки могут умньшить преимущества.

2)Лидерство в издержках-преимущ.с/сти-сегмент

Все действия должны быть направлены на сокращения затрат

Предпосылки: доступ к дешевму сырью, строгий контроль расходов, уменьшение расходов на рекламу.

«+»: п/п с наим.затратами получит прибыль даже в том случае, когда у конкурентов-убытки, +в издержках защищают от сильных посредников, дают преимущетсво по отношению к поставщикаи, так ак рост цен на ресурсы меньше всего сказывается на лидере, при появлении товаров-заменителей лидер по затратам имеет большую свободу действий.

Риски:конкуренты могут перенять методы сниж.издержек, не способна своевр.распознавать изменения треьования рынк, м.б. непредсказ.скачки затрат.

3)Фокусирование или концепция на концентрации – сегмент-неповотримый с преимущ с/сти – предполагает обработку 1 или нескольк.сегментов и достижения там лидерства по затратам или особого положения.

Предпосылки:п/п д.обрабатывать сегменты сегменты эффективно, чем конкуернт на общем рынке, преим.2 вышеуказанный стратегий по отношению к 5 конкурир.силам м.б. реализовано и на 1 сегменте.

Риски:различия в цене между продуктами спец п/п и п/п работающих на общем рынке могут стать настолько больше, что преимуш.не оправд.различия в цене; имеетя опансоть уменьшения различий между желаниями 1 сегмента и всего рынка.

Планирование и прогнозирование
1 Методы планирования

Методы планирования – совокупность способов и приемов с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов.

К наиболее общим из них относятся:

*метод системного анализа

*нормативный метод

*балансовый метод

*программно-целевой метод

*расчетно-аналитический

*метод оптимизации плановых решений *Эмм

Сущность планирования рассматривается с 2 сторон :суб и объективной. Деятельность субъекта –разработка плана, отраж.на его качественной стороне, ТЭК и все плане как в системе. Объективная сторона- предполагает мах.учет совокупности факторов и об-эконом. законов данной инф-ции, то есть планирование не может возникать или уничтожаться по воле отдельных людей, так как оно представляет собой познание объективной необходимости. Необходимо правильно сочетать суб. И объективные стороны разработки плана.

Метод системного анализа.

Сущность метода в при осуществлении разнообразных функций планирования ставится задача изучения прошед,текущих и планируемых ситуация и вариантов. Решение данной задачи достигается данным методом.

Сущность заключается в том что процесс или явления расчленяется на составные части выявляется взаимосвязь и вешание этих часетй друг на друга и на ход развития всего процесса.

Метод применяют по следующим направлениям:

1)изучение вариантов плановых решений для выбора наиболее экономичных и выявление перспективы и резерва на основе определении характера различных факторов и при возможном количественной величины их влияния.

2)оперативное выявление и анализ отношений от заданных параметров выполнения плановых показаний

3) оценка деятельности каждого объекта в целом и структурных подразделений

4)использование данного экономического анализа факторного выполнения плана, оценка эффективности использования ресурсов

Процесс системного анализа того или иного комплекса экономических явлений и процессов как системы подразделяются на несколько стадий:

1) Постановка проблемы, определение целей и критериев оценки.

2) Структурный анализ данной системы.

3) Разработка концепции и возможных вариантов развития системы.

4) Непосредственный анализ отдельных вариантов решений и их последствий.

Методические и технические приемы метода системного анализа:

* сравнение,* группировка,* цепных подстановок,

*индексы,* расчет коэффициентов.

Балансовый метод.

Исходит из того, что каждый вид продукции, работы или услуги является с одной стороны результатом какой-либо деятельности, а с другой ресурсом для потребления и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально - вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве.

В планировании балансовый метод означает, что план производства продукта, ресурса, региона или экономики в целом обосновывается путем составления баланса, где предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявляются ресурсы, увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются.

Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей, т.е. распределение их по степени значимости. Выявленные возможности увязываются с совокупными потребностями.

Виды балансов:

1) Материальные служат для установления материально – вещественных пропорций на уровне предприятия, региона, страны, т.е. обеспечивается всесторонняя увязка производства и потребления материальных ресурсов. Материальные балансы различных видов продукции разрабатываются в соответствующих физических единицах измерения (т, Га, ед., шт) или в условно натуральных единицах (балансы по группам однородной продукции: топливо, молочная продукция. За единицу измерения принимается условная единица с определенным содержанием.

2) Стоимостные балансы – все экономические величины выражаются в стоимостной (денежное) форме, что существенно облегчает сопоставление разнородных ресурсов. Пример, баланс денежных расходов и доходов населения, бюджет РФ.

3) Трудовые балансы обеспечивают увязку потребностей в рабочих кадрах с их наличием.

4) Натурально-стоимостные расчеты проводят параллельно в натуральном и стоимостном выражении.

Нормативный метод. Это способ обоснования (расчета) показателей плана с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться простейшие экономические, социальные, технологические явления и процессы.

Норма – это научно-обоснованная мера предельной или максимально допустимой величины технико-экономического показателя плана.

Нормы для планирования подразделяют на:

1) нормы затрат материальных ресурсов, сырье и материалы, ГСМ, и т.д.

2) нормы естественной убыли: заготовка, транспортировка, хранение.

3) Нормы затрат труда и з-п, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы производительности труда.

4) Нормы личного потребления: продукты питания, материальное потребление, для развития подсобного хозяйства (на один двор кол-во свиней), по использованию средств соц. инфраструктуры предприятия.

Норматив – это поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (на одну единицу техники, на 1 Га посева). Нормативы для планирования классифицируются:

- по срокам функционирования:

*длительно действующие *текущие.

- По степени обязательности функционирования

*типовые

*справочные.

- По сфере использования

*межотраслевые (расход топлива на 100 км пробега)

*отраслевые (внесение мин. удобрений).

- По степени сложности

· простые (для каждого вида работ или затрат),

· укрупненные (групповые для определенной работы, включающей разные операции),

· комплексные (устанавливаются на единицу продукции или работы).

- По способам разработки

· расчетно – аналитические,

· опытные,

· опытно – статистические.

Виды нормативов:

*социальные (потребность на душу населения жил. площади),

*финансово – экономические (уровень доходности),

*капитальных вложений, расходов и запасов сырья и материалов,

*затрат труда и з-п, охрана окружающей среды.

Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты.

Программно-целевой.

Способ формирования системы плановых решений крупных народно – хозяйственных проблем. Метод используется для разработки целевых программ и основывается на выборе реально поставленной цели функционирования объекта и разработке для него нескольких вариантов взаимосвязанных, экономических и социальных программ развития.

Метод имеет 2-а подхода

- Целевой подход определяет разработку иерархических взаимосвязанных целей развития, выделение ведущих целей и подцелей, определение приоритета целей и их реализацию во времени.

- Комплексный подход предполагает увязку технических, технологических, организационных факторов процесса производства.

Расчетно-аналитический метод.

На основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу и индексов их изменений в плановом периоде рассчитываются плановые величины этих показателей. Данный метод широко применяется в тех случаях. Когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе данного метода лежит использование экспертной оценки:

Отчетные данные за предплановый период---экспертная оценка отчетных показателей---экспертная оценки перспектив развития---расчет планируемого показателя

Метод оптимизации плановых решений

Предполагает разработку нескольких плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный, при этом могут применяться разные критерии выбора:

*мин. Затраты,*прибыль.*время на оборот капитала,*мах.доход

ЭММ

Заключается в установлении количественных взаимосвязей между показателями и факторами их определяющими.

Эта связь выражается через ЭММ модель. В планировании применяется вся системы эк-математического методов и моделей.

Классификация методов планирования

1)по форме проявления и содержания:

*директивное – процесс принятия решений, имеющий обязательный характер для исполнения в отношения объектов планирования.: являются адресными и отличаются чрезмерной детализацией. Рычаги: бюдж.финансирвоание, гос.заказы, гос.резервы.

*индикативное – носит рекомендательный характер( виды и ставки налоги. гос. регулирование цен и тарифов)

*договорное – регулирует коммерческие отношение субъектов рынка, которые строятся на вз/выгодной и добровольной основе – контракт о поставках

*предпринимательское

2)по содержанию плановых решений:

*стратегическое - ориентировано на долгосрочную перспективу и определение основных направлений развития хоз.субъекта

*тактическое – процесс создания предпосылок по реализации возможных п/п выявленных в процессе стратегического планирования

*оперативно-календарное – конкретизация показателей тактического планирования с целью организации планомерной и ритмичной работы п/п и его структурных подразделений

*бизнес- планирование – метод оценки целесообразности внедрении того или иного мероприятия

3)по срокам планирования:

*текущее (до 1 года)

*перспективное:
-долгосрочное(5,10,15лет,)

-среднесрочное (1-5лет)

4)по стадиям разработки:

*предварительное (проекты плана)

*окончательное

5)по уровню управления

*глобальное *общегосударственное *межгосударственное *локальное *отраслевые *региональные

*по уровню хоз.субъектов

6)по аспектам:

*экологические *научно-технические *финансовые *социальные *производственные

Методы прогнозирования

Методы прогнозирования – совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, внешних и внутренних связей объектов прогнозирования и их изменений в рамках рассматриваемых явлений или процесса, вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта.

Наибольшее распространение имеет группа методов прогнозирования по степени формализации. В соответствии с которой все методы подразделяются на интуитивные и формализованные. В основу классификации положен способ получения информации.

Интуитивные методы базируются на рациональных доводах и интуиции высоко квалифицированных специалистов, на обработке их информации о прогнозируемом объекте.

В качестве экспертов используются экспертные комиссии, советы органов власти, научные советы институтов, отдельно взятые лица. В характеристике эксперта важное место занимают: определенная практика исследования, опыт, высокий уровень общей эрудиции, отсутствие заинтересованности в конкретных результатах прогноза.

Процесс работы экспертов называется экспертизой.

Этапы:

1. Подготовительный этап: определение целей, формирование рабочей группы.

2. Работа рабочей группы: уточнение целей, определение объема работ для экспертов, установление списка экспертов и их опрос, формирование экспертной группы, разработка анкет.

3. Непосредственная работа экспертов: определение и выбор состава показателей, оценка их по значимости, принятие решений.

4. Заключительный этап: обработка результата, подготовка решения.

Интуитивные методы применяются: когда

1)объект не поддается математическому описанию,

2) когда отсутствует статистическая выборка,

3)когда нет необходимых средств для проведения формализованных исследований,

4)когда возникают экстремальные ситуации, требующие принятия быстрых решений.

В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают метода индивидуальной экспертной оценки (миэо)и методы коллективной экспертной оценки (мкэо). Используются при решении узких научных и практических проблем. Их дают эксперты независимо друг от друга.

М.И.Э.О. метод предполагает, что каждый дает свою личную оценку вероятности события, независимо друг от друга. Виды:

а) Интервью – беседа организационной прогнозной деятельности с экспертом. Организатор заранее разрабатывает программу в виде вопросов по перспективному развитию прогнозируемого объекта.

б) Аналитические записки – эксперт индивидуально проводит необходимые на его взгляд разработки по анализу и прогнозировании объекта, имея доступ к необходимой информации. Свои результаты в виде основных доказательств, выводов эксперт направляет организатору разработки прогнозов в форме аналитических записок.

в) Метод сценариев, т.е. устанавливается последовательность событий развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта.

Подготовка сценария поручается высококвалифицированному эксперту.

г) Анкетирование – разработка анкеты и формирование вопросов в виде системы, к которой предъявляются требования: применение стандартизированной терминологии, отсутствие смысловой неопределенности в формулировании вопроса, целевое соответствие объекту прогнозирования, удобство для автоматизированной обработки.

В анкете м.б. закрытые и открытые вопросы. Из анкет делаются репрезентативная выборка, что позволит после их обработки иметь выводы по исследуемой проблеме.

М.К.Э.О. Самым сложным является формирование работоспособной группы экспертов. Существуют различные способы стабилизации экспертных групп. Стабилизированная сеть экспертов позволяет организовать процесс прогнозирования на основе коллективных, экспертных оценок, где предполагается работа специалистов группой и получение суммарной и средней оценки прогнозов. Разновидности:

1) Метод комиссий (круглых столов) назначается или выбирается комиссия, которая наделяется правом предварительного или окончательного заключения, т.е. комиссия организует круглый стол в рамках которого согласовываются мнения экспертов с целью выработки единого решения.

2) Метод мозговой атаки – т.е. коллективное решение проблемы на основе спонтанной лавинообразной генерации новых идей и определения возможных вариантов развития событий от 20 минут до 1 часа.Формируется группа экспертов 6-12 человек. Если в состав группы входят участники 1 ранга-то допускается знание экспертов друг друга, если разного-чтобы не знакомы. Ведущий лишь в самом начале мозговой атаки обращает внимание на основной вопрос решаемой проблемы….

3) Метод дельфи. Суть метода – проведение анкетных опросов экспертов до получения наиболее узкого диапазона мнений и фиксации коллективного решения. При этом по итогам одной анкеты разделяют другую и так несколько раз. Эксперты имеют возможность взвешивать свои суждения с учетом доводов коллег. Если мнения экспертов от тура к туру носят сравнительный характер, перестают принципиально изменяться - это может служить основанием для завершения опроса экспертов.

4) Дерево целей (прогнозный граф). Метод позволяет разбивать основную задачу прогнозирования на подзадачи и создавать систему взвешенных по экспертным оценкам связей. Для этой цели м.б. использован математическая теория графов. Граф – это фигура, состоящая из точек (вершин) и соединяющих их отрезков (ребер). Дерево целей – это граф-дерево выражающее отношение между вершинами, т.е. проблемами достижения целей. Каждая вершина представляет собой цель для всех исходящих из нее ветвей.

Формализованные методы прогнозированиябазируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает срокиих выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке информации и оценке результата.Формализованные методы подразделяются на методы экстраполяции и математического моделирования.

Экстраполяция заключается в распределении прошлых и настоящих закономерностей, связей и соотношение их на будущее. В прогнозировании экстраполяция представляет нахождение значений функций за пределами области ее определения с использованием информации о поведении функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения. Цель экстраполяции показать к каким результатам можно прийти в будущем, если двигаться к нему с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом. Основа экстраполяции - инерционность развития

Исходной информацией для экстраполяции являются временные ряды, содержащие изменяющиеся упорядоченные во времени показатели и характеристики. Для достаточно точного количественного измерения ожидаемого значения признака необходимо, чтобы прогнозируемая модель имела достаточную точность или допустимо малую ошибку прогноза. Ошибка прогноза будет тем меньше, чем меньше срок упреждения, и чем длиннее база прогноза. Срок упреждения не должен превышать третей части длины базы прогноза.

Методы прогнозирования экстраполяции делятся:

1) Простая экстраполяция предполагает расчет простого среднего значения показателя

2) Сложные методы:

а) аналитическое выравнивание динамических рядов – это нахождение математической функции, которая наиболее точно описывает тенденцию изменений.

Этапы: - выбор формы кривой, отражающей тенденцию (на основе построения графиков)

*определение показателей, дающих количественную характеристику тенденций изменений,

*оценка достоверности прогнозных расчетов (с использованием приемов математической статистики).

б) метод скользящей средней позволяет отвлечься от случайных колебаний временного ряда, что достигается путем замены значений внутри выбранного интервала средней арифметической величиной. Интервал – величина, которая остается постоянной, постепенно сдвигаясь на одно наблюдение. Величина интервала P может принимать любые значения, от Р=2 до Р= n-1, где n длина рассматриваемого ряда. Сглаживание ряда короче первоначального на (Р-1) наблюдения.

в) Метод экспоненциального сглаживания. Между достигнутым в текущем периоде уровнем показателя и уровнем его в прошлые периоды существует определенная связь. С увеличением периода времени связь уровней ослабевает , результат более поздних наблюдений несут большую информацию об ожидаемом уровне показателя. Поэтому при прогнозировании большее значение следует придавать последнему показателю динамических рядов. Экспоненциальное сглаживание – это вид выравнивания особенно сильно колеблющихся динамических рядов, в целях последующего прогнозирования. Сущность метода заключается в сглаживании временного ряда с помощью взвешенной скользящей средней.

Группы методов

1) Экономические методы моделирования

а) сетевое моделирование в основу которого положено построение сетевого графика, имеющего много разновидностей.

б) структурные модели строятся на основе мер близости (дерево целей),

в) имитационные модели, которые на ряду со статистическими и математическими моделями включают словесные описания объекта, графические зависимости, сетевые модели т.д.

2) Статистические методы моделирования:

а) на основе одного уравнения регрессии

б) на основании системы уравнений регрессии

3) ЭММ (экономическое математическое моделирование).

а) детерминированные, решаемые симплекс методом.

б) линейно-динамические строятся на базе линейных моделей и имеют блочно-диагональную структуру

в) нелинейные имеют зависимость любого вида.

Классификация:

1)виды прогноза:

*экономические(динамика воспроизводства, рын. конъюнктура, издержки)

*социальные (демографии,потребности и уровень жизни)*научно-технические(прог.развития науки, открытий,изобретений)

*экологические (приро.процессы, состояние окр.среды)*внешне- экономические (прогноз мир.хоз.рынка, совместное предпринимательство )

2)по масштабности об.прогнозирования:

*глобальные*макропрогноз

*структурные*региональные

*отраслевые*микропрогнозы

*нар.хоз.комплексы

3)по времени осущ.прогноза:

*в реальном масштабе времени (быстро меняют свои хар-ки-прогноз цен)

*этапный (прогноз.решения-в течении 1 жизненного цикла товара, а реализуется- в течении другого)-прогнозы реализ.продукции

*неограниченный по времени принятия решений-экологичесик

4)по прогноз.периоду:

*долгосрочные

(5-15)*среднесрочные

(1-5)*краткосрочные (мес-год)

*оперативные (до 1 месяца)

5)по цели прогнозирования

*на основании творческого видения будущего(базируются на прогресс.науч.теорет.описаниях будущего)

*поисковые (закладывается принцип развития от настоящего к будущему, прогноз начинаетс яотс егод.дня и постепенно проникает в будущее)

*нормативные (предполагает определение общих целей и стратег.ориент.п/п на будущий период)

*комбинированные (поисковый+нормативный)

6)по способу предоставления инфо

*точечные

*интервальные

3.Система государственных прогнозов и планов социально-экономического развития РФ.

Система и функции государственных органов по разработке прогнозов и планов.

Законодательные органы власти РФ, представленные Гос. Думой и Советом Федерации федерального собрания, обеспечивают правовую базу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического планирования и прогнозирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет

Исполнительный орган власти правительство РФ в лице своих рабочих органов (министерства РФ, государственных комитетов РФ), осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества.

Центральное место в системе этих государственных органов занимает министерство экономического развития и торговли РФ, который имеет следующий статус: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической политики. Главная задача министерства – определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс РФ.

Функции:

1)Аналитическая, т.е. анализ состояния экономического положения РФ, тенденций социально-экономического развития, экономической ситуации в регионах, хода проводимых в стране реформ, выявление диспропорций в развитии национальной экономики и определение путей их устранения (анализ).

2) Информационная, т.е. подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии Российской экономики, конъюнктуры на мировом рынке.

3)Экспертная, т.е. представление правительству РФ экономических обоснованных заключений по вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов страны, по проектам вне правительственных договоров в области внешнеэкономических связей, по использованию централизованных валютных ресурсов, по регулированию денежного обращения.

4)Консультационная, т.е. подготовка предложений по прогнозной части ежегодных посланий президенту, федеральному собранию, по общим направлениям финансовой, денежно-кредитной, валютно-кредитной, ценовой политики РФ.

5)Разработки и обоснования различных аспектов внутренней политики государства (соц.-

экономическое, регионально-экономическое, инвестиционная, социальная, экономическая).

6)Организации и реализации внутренней политики государства.

7)Разработки прогнозов, проекта стратегических федеральных программ и планов. Министерство совместно с др. рабочими органами исполнительной власти разрабатывает комплексный прогноз социально – экономического развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период, сводный финансовый баланс государства, отдельные статьи доходов и расходов Федерального бюджета, отдельные статьи платежного баланса.

8) Организационно-методическое руководство работой в РФ, подготавливает метод рекомендаций по плановой работе для всех, принимающих участие в ней Федеральных органов власти, координирующих работы по составлению и реализации федера

Наши рекомендации