Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции

В условиях совершенной конкуренции цена на рынке не зависит от V производства и определяется независящими от фирмы факторами. Соответственно, производители могут конкурировать только с помощью не ценовых факторов (снижение издержек на единицу продукции позволяет повысить прибыль). Увеличить кол-во продукции позволяет привлечь больше покупателей.

Состояние рынка совершенной конкуренции:

Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

В условии равновесия совершен. Конкуренции производители, чьи издержки выше рыночной цены уходят с рынка. Если появляется новое производство, которое позволяет снизить издержки, данный производитель может снизить цену и получить преимущество.

Преимуществом совершенной конкуренции является возможность потребителя получить товар по min цене и выбрать его с наилучшим качеством.

Недостаток совершенной конкуренции – отсутствие возможности отдельным предприятиям существенно повысить выручку и повысить прибыль для ускорения развития, т.е. в условиях совершенной конкуренции предприятие не может получить слишком много прибыли.

29. Монополия. Поведение фирмы в условиях монополии.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. В отличие от чистой конкуренции, для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм. Достаточно сравнительно небольшого их числа. Из наличия такого числа фирм вытекает следующие признаки монополистической конкуренции:

· Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому она имеет ограниченный контроль над ценой.

· Тайный сговор (согласованные действия фирм) с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен не возможен.

· В отрасли нет взаимной зависимости между фирмами. Каждая из них самостоятельно определяет свою политику.

· Дифференциация продукта. При этом Дифференциация принимает ряд различных форм:

1. Качество продукта. Продукты различаются по своим физическим или качественным параметрам, включая функциональные особенности, дизайн, качество работы…

2. Услуги. Условия связанные с продажей продукта (одни придают значение качеству обслуживания клиентов и т.д.).

3. Размещение. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения или доступности. Например минимагазин или гипермаркет.

4. Стимулирование рынка и упаковка.

Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко, т.к. эффект масштаба, и требующийся капитал не велики. Под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. В конкуренции на основе цен сопутствует неценовая конкуренция. Легкость вступления способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде. Производитель в условиях монополистической конкуренции может добиться временного преимущества над конкурентами с помощью манипулирования продуктом, рекламы и других приемов стимулирования сбыта.

Цель рекламы фирмы – увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту, т.е. фирма надеется, что реклама сдвинет кривую спроса направо (увеличение спроса) и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

Олигополия — несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы являются взаимозависимыми. Поведение каждой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов. Следовательно, каждый участник рынка должен следить за поведением соперников, оценивать свои действия в отношении ценовой политики. Вхождение на рынок ограничивается с одной стороны величиной капитала, необходимого для этого, с другой стороны — жестким контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией. Олигополия характеризуется наличием конкурентной борьбы внутри себя и полным ее отсутствием извне.


Наши рекомендации