Капитал, как фактор производства. Процент, как доход на капитал.

Понятие факторов производства. Процесс производства материальных благ и услуг предполагает функционирование совокупности различных факторов. Среди них согласно современной экономической теории обычно выделяются 4 основные группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.

Капитал в своей материально-вещественной форме выступает в виде производственных основных фондов, используемых для производства товаров и услуг, играет решающую роль в интенсификации производства и повышении его экономической эффективности.

Рынок капитала –это составная часть общего рынка факторов производства. Существует несколько точек зрения на само содержание категории «капитал». Часто считают, что капитал- это деньги, поскольку они являются универсальным товаром, который можно использовать для выплаты заработной платы и расчетов с поставщиком, инвестирования в развитии производства.

Другие экономисты считают, что капитал – это время, ибо для получения дохода нужен период времени. Причем доход является своего рода вознаграждением за отказ от удовлетворения текущих потребностей ради их удовлетворения в будущем.

Широко распространено также мнение, что капитал – средства производства, которые можно использовать для производства других товаров.

Есть экономисты, считающие, что капитал- источник процента. Они исходят из того, что капитал может приносить его собственнику процент или другой доход. При этом к сущности капитала подходят односторонне, сужают его до ссудного товара- капитала, приносящего процент, не раскрывается и роль капитала как источника процента.

Каждое из данных понятий капитала, выделяя ту или иную его сторону, не раскрывает его сущности во всем многообразии.

В качестве материально-вещественной основы рыночных отношений предприятий выступает промышленный капитал, который существует в нескольких основных функциональных формах: денежной, производительной и товарной. Положение фирмы на рынке во многом определяется эффективностью использования основного капитала, показателем которой является капиталоотдача КО. Ее можно выразить следующей формулой:

КО = ЧП / ОК,

где КО – коэффициент капиталоотдачи; ЧП – величина чистой продукции фирмы;

ОК – величина ее основного капитала.

Чем выше капиталоотдача, тем меньше средств затрачивает предприятие на возмещение основного капитала и производство данного количества продукции. Рост капиталоотдачи достигается как экстенсивным путем, основанном на увеличении времени использования средств труда, так и интенсивным путем, основанным на повышении производительности труда, которая должна расти быстрее, чем капиталовооруженность труда.

Рынок капитала органически связан с кругооборотом и оборотом капитала, который включает три основные сферы: а) физический и моральный износ; б) амортизацию;

в) возмещение в натуральной форме. Отдача от инвестиционных средств на покупку факторов производства будет тем больше, чем ниже существующая ставка процента. Для определения направления инвестиций, исходя из расчета возможного будущего дохода, используется метод дисконтирования. Для этого выясняется, по какой цене следует купить фактор производства, чтобы его использование позволило получить больший доход, чем денежная сумма не проценты в банке.

36. Фирма и её роль в национальной экономике. Бизнес-план – основа создания и деятельности фирмы.

Фирма– это самостоятельный объект предпринимательства, имеющий права юридического лица, которое в качестве собственника или титульного владельца распоряжается имуществом и доходами.

Фирма - коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получение на этой основе прибыли.

Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем.

Фирма- это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма-огранизация, обладает следующими признаками:

1) Она создана для производства товаров или услуг;

2) Она покупает или арендует факторы производства благ;

3) Свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;

4) Ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

Если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась - производством самолетов, строительством домов или продажей цветов, - перед нами фирма.

С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставить на рынок пользующиеся спросом блага, т.е. фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды. Но добиться успеха на рынке фирм не всем предпринимателем удается. Большинство предпринимательских начинаний (около 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только становятся богаче, но и теряют почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

1) Какие товары или услуги производить;

2) В каком объеме производить;

3) Какую технологию использовать для производства;

4) Какие факторы производства (ресурсы ) приобретать для производства и в каком объеме;

5) Как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;

6) Как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;

7) Как продвигать свои товары на рынок;

8) По какой цене предлагать товары к продаже

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточно не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцам прибыли.

С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, соединяя факторы производства решают задачи производства более рационально. Чем отдельный человек.

Кроме того производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.

Фирма, как имущественный компонент, включает:

1. недвижимое имущество;

2. фирменный товарный знак;

3. права на интеллектуальную собственность;

4. оборотные средства;

5. обязательства (дебиторская и кредиторская задолженность).

Перечисленные элементы имущества представляют собой активы фирмы. Источниками, за счет которых формируются активы, могут быть собственные средства (учредительный фонд и прибыль) и заемные средства (кредиты банков, других предприятий и т.п.). Состояния имущества фирмы отражается в балансе, который имеет форму двусторонней таблицы. В активе баланса отражаются виды имущества, в пассиве – источники.

Активы бывают:

1) внеоборотные

2) оборотные

Можно различать фирмы по следующим классификационным признакам:

1) по масштабам деятельности

· крупные

· средние

· малые (Существует специальная законодательно оговоренная численность работников в различных областях деятельности, которая дает право на льготы для малых предприятий)

2) по форме собственности

· государственные

· муниципальные

· частные

3) по форме деятельности

· индивидуальные

· коллективные

4) по виду деятельности

· по отраслям национальной экономики (туристические, железнодорожные, медицинские и т.п.)

5) по принадлежности стране

· национальные

· транснациональные

· совместные

6) по функциональной принадлежности

· коммерческие (целью деятельности является получение прибыли)

· некоммерческие (целью деятельности является решение других задач, например пенсионный фонд)

7) по организационно-правовым формам

· товарищества

· общества

предприятия

Экономические функции фирмы:

1. Определение и удовлетворение нужд потребителя.

Первая и важнейшая функция фирмы, определить, что нужно производить, т.е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей.

В центре фирмы - всегда предприниматель. Предприниматель- это человек который не боится нововведений и обладает даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь успех на рынке товаров.

2. Организация производства.

Вторая важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например, зависит от того, какой набор производственных факторов – труда, земли и капитала - она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.

3. Распределение дохода.

В ходе постоянного кругооборота экономической жизни фирма распределяет получаемый доход. Деньги, вырученные, скажем, от продажи зерна, идут на оплату труда занятых на ферме рабочих, на оплату удобрений, тракторов и т.д. Если фермеры испытывают трудности, это немедленно сказывается и на их «смежниках»

Фирмы не только решают что производить и как, они также фактически принимают решения о распределении покупательной силы в обществе. Это их третья функция.

Важно учесть, что, когда мы говорим для кого, то не имеем в виду, что фирма определяет, кто будет покупать ее продукцию. Решает сам потребитель на основе своего суверенного права. От фирмы зависит другое.

Она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная способность. От фирмы зависят и решения: какую заработную плату выплачивать своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом. В рыночной экономике ответ на вопрос « для кого производят товары?» в конечном итоге зависит от того какие группы населения платежеспособны.

4. Инвестиции в реальный капитал.

Четвертый функцией фирмы является увеличение основных фондов или реального капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, т.е. всего того, с чьей помощью производятся товары и услуги. Инвестиции в реальный капитал - важная экономическая функция, потому что она делает возможным расширение и модернизацию производства.

Бизнес-план – стандартный документ, в котором содержится ответ на вопрос о целесообразности создания нового бизнеса. Большинство разделов бизнес-плана носят описательный характер.

Табличные формы в бизнес-плане необходимы для подтверждения планов на несколько периодов, которые последуют после начала нового бизнеса. Для обоснованности планов в таблицах представляют ретроспективные данные о предыдущих планах. В теории считается, что для крупных предприятий бизнес-план должен быть составлен на 2-3 года.

В условиях неопределенности российской экономики можно считать возможным и достаточным горизонт планирования 1 год (2-й год справочно).

Технология составления бизнес-плана определяется содержанием входящих в него разделов:

1. Резюме (краткая идея нового бизнеса)

2. Виды продукции и услуг, источники получения дохода, формирование выручки за реализованную продукцию, схема или принципиальный чертеж предполагаемой продукции и т.д.

3. Конкуренция (описываются основные конкуренты и конкурентные преимущества организуемой фирмы по сравнению с действующими)

4. План маркетинга (включает описание тарифной и целевой политики, методы формирования цен конкурентов, описание способов распространения товара, его продажа, стимулирование продаж – собственная торговая сеть, посредники, агенты; здесь также отражаются вопросы рекламы, стимулирование сбыта, скидки)

5. План производства (включает описание технологии организуемого производства, характеристику оборудования, которое должно быть закуплено, описание исходного материала и сырья, если они требуются, возможных поставщиков, желательно в нескольких вариантах для одного материала)

6. Организационный план (включает схему управления организуемым предприятием с наименованием его отделов, перечнем требуемых специалистов, указанием их оплаты и условиями найма – постоянна работа, по договору, агенты, почасовая работа)

7. Правовое обеспечение (обосновывается организационно-правовая форма ведения бизнеса, указываются основные учредители и распределение их участия в решении спорных вопросов и в прибыли от планируемого бизнеса; приводится перечень рецензий, которые должны быть получены, имеются у учредителей; описываются вопросы защиты авторских прав и интеллектуальной собственности)

8. Страхование

Наши рекомендации