Общественное производство: его цель, факторы, результат.
Общественное производство: его цель, факторы, результат.
Производство:
В экономическом смысле — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.
Один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги.
Структурированная комбинация факторов производства с целью достижения конечного продукта или услуги.
Производственное предприятие также называют «производством».
Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но также и нематериальную сферу — производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ — его технической оснащённости и величины выработки.
3 основных факторов: труд, предметы труда и средства труда. 1)Труд - совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду, являющаяся главным фактором производства в любом обществе. Для того, чтобы осуществлялся процесс пр-ва, рабочая сила всякий раз должна приводиться в действие, иначе говоря, потребляться. Позднее английский экономист Петти скажет, что труд отец богатства, а земля его мать. 2)Все то на что направлена деятельность человека, что составляет материальную основу для будущего продукта это предметы труда. Прежде всего - это ресурсы. Ресурсы бывают материальные, денежные (капитал) и экономические(иногда называют фактором производства). Время это особый невосполнимый ресурс. 3)Средства труда вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на предмет труда, с целью их преобразования. Существуют всеобщие средства труда дороги, здания, каналы, земля. Производство это взаимодействие всех факторов. Результатом производства является совокупный общественный продукт. Постоянное повторение процесса производства называется воспроизводство.
Производство является процессом создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества. Созданные в процессе производства блага завершают своё движение в процессе потребления. Потребление является целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли. Постоянно повторяющийся процесс производства называется общественным воспроизводством. Общество не может перестать потреблять, не может и перестать производить, следовательно, общество не может существовать, не воспроизводя постоянно все элементы производства.
2 вопрос:
Вопрос:
Вопрос:
Эволюция экономической теории, основные этапы ее развития.
Экономические школы
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.Экономические школыПериод развития Представители
Меркантилизм(16-17 вв.) Томас Ман (1571-1641)
Физиократы(18 век.) Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика(конец 18 — 1-я пол.19 вв.) Адам Смит (1723-1790)
Марксизм (2-я пол. 19 — 20 вв.) Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория(конец 19 — начало 21 вв. )Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство(20 — начало 21 вв.) Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм(20 — начало 21 вв.) Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм(20 — начало 21 вв.) Милтон Фридмен (1912-2006)
Меркантелизм
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.
Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известные представители меркантилизма:
Томас Мен (1571-1641)
Антуа де Монкретьен (1575-1621)
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.
С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.
Основными представителями школы являлись:
Франсуа Кенэ (1694-1774)
Анн Робер Тюрго (1727-1781)
Классическая школа политэкономики
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Марженализм
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:
Карл Менгер
Фридрих Визер
Леон Вальрас
Эйген-Бем-Баверк
Уильям Стэнли Джевонс
Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
Неоклассическая школа
Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.
Представители неоклассической школы:
Альфред Маршал
Артур Пигун
Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Кейнсианство
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.
Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.
Вопрос:
Товар и его свойства
Если обратить внимание на окружающий нас мир всевозможных благ и, в частности, на мир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатом того или иного вида трудовой деятельности, то есть продуктами труда, товарами.
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.
Вопрос:
Вопрос:
Вопрос:
Объекты рынка
Объектами рынка являются товары и деньги.
В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности.
В качестве денег – все финансовые средства.
Вопрос:
Функции рынка
1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
3. Ценообразующая.Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Вопрос:
Структура рынка и его виды
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Выделяют пять видов рынка.
1) Рынок потребительских товаров и услуг:
- рынок продовольственных товаров;
- рынок непродовольственных товаров;
- рынок услуг.
2) Рынок факторов производства:
- рынок рабочей силы;
- рынок средств производства;
- рынок сырья.
3) Финансовый рынок:
- фондовый рынок (ценных бумаг);
- денежный рынок (депозитов, валюты);
4) Рынок недвижимости:
- рынок земли;
- рынок недвижимости;
5) Информационный рынок:
- рынок духовно-интеллектуального продукта.
По пространственному признаку различают:
1) локальный или местный рынок;
2) региональный рынок;
3) межрегиональный рынок;
4) национальный рынок;
5) международный рынок;
6) мировой рынок.
Вопрос:
Вопрос:
Вопрос:
Вопрос:
СПРОС
Воздействие спрос изменения денежного дохода более сложно. Рост дохода, как правило, ведет к повышению покупательской способности потребителей и в большинстве случаев они при тех же ценах имеют возможность купить больше, т.е. увеличивают спрос.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории
Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой кривой спроса.
Рисунок 1. Кривая спроса
Р, руб. |
5 10 15 20 Q,ед. |
D |
D |
На оси абсцисс показано количество товаров (Q), а на оси ординат – цены этих товаров(P). Кривая DD на нашем графике – это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости, определяющих ее переменные цены и количества покупаемого товара. Во-вторых ниспадающий вид кривой иллюстрирует описание выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара. Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя (потребителей) в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса. ЗАКОН СПРОСА. С ростом цен при прочих равных условиях количество товара которое может приобрести покупатель уменьшается и наоборот.
Эластичный спрос, неэластичный спрос, единичная эластичность спроса выступают показателями относительной зависимости реализации товара от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены
Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Отметим, что на рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс (Q) служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (P). Кривая SS имеет положительный наклон, и называется кривая предложения.
Рисунок 2. Кривая предложения
Р, руб. |
5 10 15 20 Q,ед. |
S |
S |
Практика показывает: чем выше цена на товар, тем прибыльнее его производство, тем больше количество производители готовы произвести и продать на рынок. Так формируется и закон предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. С ростом цен при прочих равных условиях количество товара предлагаемого на рынке для реализации увеличивается и наоборот.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения (Кп).
Эластичность предложения - это степень реагирования предложения на изменение цены товара или других факторов.
Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
Когда Кп> 1 - предложение эластично, то есть когда при 1%- ном увеличении цены предложение увеличивается более чем на 1%;
Кп = 1 - предложение единичной эластичности, то есть когда при 1%- ном увеличении цены предложение увеличивается тоже на 1%;
Кп<1 - предложение неэластично, то есть такая ситуация, когда увеличение цены не вызывает существенного изменения предложения.
Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что при повышении цены на товар они должны иметь время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара, а сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.
Итак, товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.
18вопрос:
Вопрос:
Формы собственности
А. По объекту:
1) собственность на средства производства:
– естественные условия труда,
– природные ресурсы,
– общие условия труда,
– сырье,
– орудия труда,
2) собственность на работников производства;
3) собственность на предметы потребления;
4) собственность на продукты интеллектуального труда (интеллектуальная собственность на технологию информацию и т.д.
Б. По типу присвоения-отчуждения (соответственно – типу права собственности):
1) общая собственность:
– первобытнообщинная,
– семейная,
– коллективная,
– общенародная,
2) частная собственность:
– трудовая,
– нетрудовая,
– рабовладельческая,
– феодальная,
– капиталистическая.
В. По материальному содержанию:
1) отношения присвоения-отчуждения;
2) отношения использования имущества:
– собственность – титул (собственник),
– собственность – функция (хозяин);
3) отношения экономической реализации собственности:
– отношения по получению дохода.
Г. По правовому содержанию:
1) владение;
2) пользование;
3) распоряжение.
Д. По формам управления:
1) собственность государственная:
– межгосударственная,
– национально-государственная,
– муниципальная;
2) собственность акционерного общества;
3) собственность кооператива;
4) собственность хозяйственного объединения:
– «чистая»,
– «смешанная»;
5) собственность совместного предприятия;
6) собственность личная.
Основные организационно-правовые формы предпринимательства в РФ:
– индивидуальный предприниматель (ПБОЮЛ);
– хозяйственное товарищество:
· полное товарищество,
· товарищество на вере;
– хозяйственное общество:
· общество открытого типа,
· общество закрытого типа.
Вопрос:
Модели в рамках систем
Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.
Понятие фирмы
Под предпринимательствомпонимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою ответственность и направленная на получение прибыли.
Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма— это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.
Фирма – это самостоятельно действующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Встречаются понятия «фирма» и «предприятия», сущность которых и разница между ними не определяются нормативными актами. В связи с этим разные авторы по-разному определяют сущность этих определений. Главное отличие между фирмой и предприятием заключается в том, что фирма является более крупным объектом и носит многоотраслевой характер. С точки зрения концентрации производства в составе фирмы в качестве структурных звеньев выступает предприятие различных отраслей экономики. Отличие фирм от учреждений заключается в том, что учреждения(школы, больницы) по большинству государственные, не стремящиеся к извлечению прибыли, а фирма – экономический субъект, участник рыночных отношений, главной целью которой является получение прибыли. Как правило, в нормативно-правовых актах под организацией понимается фирма, предприятие.
24 вопрос:
Виды издержек
Внешние и внутренние издержки—внешние: затраты вне фирмы, внутренние: внутри фирмы.
Постоянные , переменные и общие издержки:
Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от объема производства Общепринято на практике определение постоянных издержек как накладных расходов. Постоянные издержки связаны с непосредственным существованием предприятия, даже в тех случаях, когда предприятие ничего не выпускает, они должны быть оплачены. К ним относятся : арендные платежи, амортизация, жалование высшему управленческому персоналу и упущенный не явный предполагаемый процент на вложенный капитал и т.д
Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска “. Это такие как затраты на сырье, топливо, электроэнергию, большую часть трудовых ресурсов и т.д. Сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства.
. Совокупная сумма издержек STC - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. При нулевом объеме производства общие издержки будут равны постоянным.
Предельные издержки
“ Предельными издержками называются дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукций на 1 единицу “ или изменение совокупных затрат при изменении выпуска продукции
26 вопрос:
Валовый национальный доход
ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).
К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).
Конечное потребление
КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.
Валовое накопление
Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает следующие компоненты: приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.
Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. Накопление может быть исчислено на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).
Сальдо внешней торговли
Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.
30 вопрос:
Безработица и ее формы.
Безработица — социальное явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:
Не имел работы
Искал работу
Был готов приступить к работе
Выделяют следующие виды безработицы:
Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:
циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
Безработица зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
Безработица маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.
Безработица институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
Безработица фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
35 вопрос:
Инфляция и ее формы.
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Виды инфляции:
Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)
Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
Прогнозируемая инфляция