Налоговый мультипликатор. Налог на потребителей и налог на производителей. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

Из кейнсианской функции потребления видно, что изменение налогов не оказывает прямого влияния на потребление. Это влияние корректируется через предельную склонность к потреблению.

Если налог увеличится на величину Налоговый мультипликатор. Налог на потребителей и налог на производителей. Налоговое бремя. Кривая Лаффера. - student2.ru , то потребление уменьшится на Налоговый мультипликатор. Налог на потребителей и налог на производителей. Налоговое бремя. Кривая Лаффера. - student2.ru mpc .

Налоговый мультипликатор:
Налоговый мультипликатор. Налог на потребителей и налог на производителей. Налоговое бремя. Кривая Лаффера. - student2.ru

Изменение ставок налогообложения обычно оказывает на экономику многостороннее воздействие. А налоговый мультипликатор позволяет измерить меру этого воздействия. Налоговый мультипликатор равен частному (со знаком минус) от деления предельной способности к потреблению к предельной способности к сбережению: -ПСП/ПСС.

НАЛОГИ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
К налогам на производителей товаров я отнесу все налоги, которые способствуют удорожанию стоимости производимых товаров. Таким образом, например, налог на добавленную стоимость, о котором говорят, что его платят потребители, рассматривается мною именно как налог на производителей. Логика здесь очевидна - НДС приводит к увеличению цены на товар, а значит, к снижению равновесных объемов. То есть приводит к уменьшению производственной программы, снижению общего размера прибыли и ухудшению состояния на предприятии. Почему же этот налог следует считать налогом на покупателя, а не на производителя?
Очевидно, что любой налог на производителя приводит к изменению положения поверхности предложения в пространстве цена-объем-доход.
Для целей анализа данного параграфа цену товара Р следует рассмотреть как сумму двух слагаемых: условно-постоянной части цены Рo (той части себестоимости, которая не зависит напрямую от объемов продукции - амортизация, ремонтный фонд и т.п.) и условно-переменной части цены (сырье, материалы, оплата труда, прибыль) P1:
Р = Рo + P1. (3.3.1)

Налог на потребителя

Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причем это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т. д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.

Налоговое Бремя

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %[источник не указан 1089 дней], что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии,

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Налоговый мультипликатор. Налог на потребителей и налог на производителей. Налоговое бремя. Кривая Лаффера. - student2.ru Кривая Лаффера

Наши рекомендации