Кривые спроса и Предложения.
№6
Рыночное равновесие. Паутинообразная модель.
Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.
Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.
На микроуровне выделяют равновесие двух видов: общее и частичное равновесие.
Частичное рыночное равновесие возникает на единственном рынке и при ограниченном количестве товара, которое равномерно распределяется между потенциальными покупателями.
Цены на рынке постоянно изменяются, это реакция на колебания спроса и предложения. Эти изменения тесно связаны между собой. Если изменяется цена на один товар, то цены на альтернативные ему товары (или дополняющие) моментально приходят в движение. В связи с этим можно определить множество цен, каждая из которых способна в данный момент времени оказаться в равновесии. Так достигается общее равновесие на рынке. Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.
Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.
Заметим, что рынок – это саморегулирующаяся система, сложный механизм, способный в случае необходимости самостоятельно восстановить нарушенное равновесие. Ведь оно является непременным условием стабильности экономики.
На состояние рынка оказывает прямое влияние проводимая государством налоговая политика. Влияние налогов на рыночное равновесие сводится к действию следующего механизма.
Налоги регулируют доходы социальных слоев населения. При этом повышение налогов приводит к снижению доходов предприятий и домашних хозяйств и их возможностей потребления и сбережений. Налоги представляют собой издержки, которые приводят к увеличению цен на товары, они перекладываются на производителей, а затем и на потребителей.
Стабильность или нестабильность рыночного равновесия равновесия может быть проанализирована при помощи так называемой паутинообразной модели.
Данная модель преполагает слудеющие допущения:
-величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен предшествующего периода.
-функции спроса и предложения являются линейными,
-функции спроса и предложения не меняются во времени
№7
Издержки производства.
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. Различают разные виды таких издержек. Постоянные издержки — затраты, имеющие место вне зависимости от объема производства, например затраты на содержание зданий, административного аппарата, на обслуживание. Переменные издержки — затраты, непосредственно связанные с объемом производства, изменяющиеся в зависимости от объема, например затраты на материалы, сырье, полуфабрикаты, сдельная оплата труда работников. Полные (общие, валовые) издержки — сумма постоянных и переменных издержек. Прямые издержки производства — издержки производства конкретной продукции, которые могут быть отнесены непосредственно на ее себестоимость. Издержки средние — средние величины издержек, приходящиеся на одно изделие, на единицу продукции (за определенный промежуток времени, либо в партии товаров, либо по группе предприятий). Издержки эксплуатационные — расходы, связанные с эксплуатацией оборудования, машин, транспортных средств, использованием, применением разных видов средств производства и предметов хозяйственного обихода. Издержки распределения — издержки, связанные с рекламой и поставкой товаров и услуг.
Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные. Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.
№8
Совершенная конкуренция. Общие положения.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, идеальная — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.
ИДЕАЛЬНЫЙ РЫНОК, совершенный, свободный — высококонкурентный рынок, обладающий следующими признаками: отсутствие ограничений на количество участников рынка, значительное число продавцов и покупателей, свободный вход на рынок и выход из него, свободные цены, однородность одноименных представленных продуктов на рынке, отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим.
Примером СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ служат рынки сельскохозяйственных товаров.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и. Для кого производить? В рыночной экономики эти вопросы решаются с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).
Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельность. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники и конкуренты. Если предложения какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свои товар за частую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производство данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем могут это сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.
Конкуренция с одной стороны, это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба за товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере положения капитала.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлен в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
- формирование материально – вещественных элементов производства и трудового договора коллектива;
- организация производства, снабжение сырьем, а также взаимодействие с производственными, кредитно – финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
- создание конкурентной продукции;
- сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
- создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширение производства.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг т друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации необходимой для принятия экономических решений.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
•Способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров,
•Вызывает необходимость гибкого реагирования и быстрого адаптироваться к изменяющимся условиям производства,
•Создание условия по оптимальному использованию научно – технических достижений в области создания новых товаров, внедрения новой техники и технологии, разработка более совершенных методов организации и управления производством,
•Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей,
•Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышения качества товаров.
Недостатки:
•Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, запасов недр)
•Отрицательно сказывается на защите окружающей среды,
•Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективно пользования,
•Не создает условия для развития фундаментальной науки, многих элементов сельского хозяйства,
•Не гарантирует прав на труд, доход.
Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости. В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности.
Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияние на условия реализации на рынке.
Обычно совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:
- объем производства отдельных фирм является незначительным и на оказывает влияние на цену реализуемого товара;
- реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
- покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
- продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;
- фирмы производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.
Соблюдение условий реализацию связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формированием рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижения равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условии свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:
1) множеством покупателей и продавцов;
2) высокой мобильностью факторов производства;
3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;
5) равным доступам всех участников рыночных отношений к информации
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом в виде ни когда и ни где не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому, совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.
Если хотя бы один из принципов совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:
1)Чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственная продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают.
2)Олигополия, когда в отрасли существуют небольшое число фирм.
3)Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
Таким образом, независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.
№9