Производственные ресурсы промышленного предприятия, их классификация и структура.

Производственные ресурсы промышленного предприятия, их классификация и структура.

Производственные ресурсы представляют собой отдельные составные элементы производственного потенциала. Таким образом, выделяют следующие четыре вида производственных ресурсов: трудовые, материальные, финансовые, природные трудовые ресурсы, представляющие собой способное к общественно полезному труду население. В процессе производства они приводят в «движение» все остальные виды производственных ресурсов во имя достижения поставленных перед производством экономических и социальных целей. Финансовые ресурсы представляют собой средства денежно-кредитной и бюджетной систем, используемые для обеспечения бесперебойного, непрерывного функционирования материальных ресурсов. Наряду с этим финансовые ресурсы расходуются обществом на проведение социально-культурных мероприятий, на нужды управления и обороны природные ресурсы (земельные, водные, лесные, ресурсы животного мира и др.). Элементом производительных сил общества, его производственного потенциала природные ресурсы становятся лишь тогда, когда они вовлекаются в хозяйственный оборот. Целесообразно рассмотреть каждый из указанных ресурсов подробнее. Основные средства - денежная оценка средств труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя свою натуральную форму (основных фондов) и переносящие стоимость на изготовляемый продукт частями по мере износа. По целевому назначению и выполняемым функциям основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные фонды - те средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе, создают условия для его нормального осуществления и служат для хранения и перемещения предметов труда, а их стоимость переносится на произведенную продукцию частями по мере их использования (фонды промышленного, строительного, сельскохозяйственного назначения, автомобильного транспорта, связи, торговли и других видов материального производства), составляют около 80% на предприятии. Непроизводственные фонды - фонды, имеющие косвенное отношение к производству, находящиеся на балансе предприятия и используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей работающих: детские сады, клубы, столовые, больницы, профилактории, здания, стадионы и др.Непроизводственные средства составляют более 20% основных средств, они не участвуют в процессе производства и не переносят свою стоимость на продукт. Их содержание и воспроизводство осуществляются в основном за счет прибыли. В зависимости от назначения и натурально-вещественных признаков основные производственные фонды подразделяются на следующие виды:· здания - производственные корпуса, склады, конторы, гаражи и др.;· сооружения - дороги, эстакады, ограждения и др. инженерно-строительные конструкции, создающие необходимые условия для осуществления процесса производства· передаточные устройства - линии электропередач, связи, трубопроводы;· машины и оборудование - силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие устройства и лабораторное оборудование, вычислительная техника;· транспортные средства - все виды транспортных средств, в т.ч. межзаводские, межцеховые и внутрицеховые;· инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь;· рабочий и продуктивный скот;· многолетние насаждения;· другие основные фонды.

Производительность труда и методы ее измерения: натуральные, стоимостные и трудовые.

Под производительностью труда понимается результативность конкретного живого труда, эффективность целесообразной производительной деятельности по созданию продукта в течение определенногопромежутка времени.

Вопрос № 48. Содержание и показатели производственной программы.

В общем случае производственная программа содержит объемные и стоимостные показатели по номенклатуре или номенклатурным группам с детализацией по подразделениям предприятия, оборудованию, рабочим центрам, производственным линиям или участкам. Оперативная производственная программа детализируется до спецификаций изготовления продукции и полуфабрикатов, маршрутных карт, производственных операций, трудовых ресурсов.Количество номенклатуры или номенклатурных групп, видов продукции называют шириной производственной программы. Данная характеристика зависит от типа и специфики конкретного производства. Например, для многономенклатурных производств целесообразнее производить планирование по укрупненным группам продукции, имеющих сходные характеристики. Глубина производственной программы характеризуется таким параметром как вложенность спецификаций изготовления или количества переделов, которые проходит продукция во время производственного цикла.Временное измерение или распределение во времени является главной характеристикой производственной программы, без которой она становится просто перечнем необходимых к выполнению работ. Для стратегического планирования временная характеристика обычно выражается через интервал планирования. В зависимости от горизонта и целей планирования интервалы могут быть равны дню, неделе, декаде и т.д. В оперативном режиме применяется шкала реального времени, то есть для каждой строки производственной программы указывается дата и время начала и дата и время окончания операции.Показатели производственной программы



  Основными показателями производственной программы являются: номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи; товарная продукция; незавершенное производство; валовая продукция. Определенные на основе расчетов размеры выпуска продукции в натуральном выражении еще нельзя рассматривать как реальное задание по ее производству, т.е. как производственную программу. Выпуск планируемого объема продукции предполагает наличие соответствующих производственных мощностей.

49. Показатели плана производства продукции: валовая, товарная, реализованная и чистая продукция.

Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, работ и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде.

Объем товарной продукции планируется в действующих и сопоставимых ценах. Товарная продукция в сопоставимых ценах характеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции.

Реализованная продукция –это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).

Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле: РП=ТП + Он – Ок ,

где РП – объем реализованной продукции по плану, руб.; ТП – объем товарной продукции по плану, руб.; Он – остатки нереализованной продукции на начало планового периода, руб.; Ок – остатки нереализованной продукции на конец планового периода, руб.

Валовая продукция –это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период.

Валовая продукция отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Это единственный оценочный показатель деятельности предприятия, в объем которого включаются не только готовые изделия, но и незавершенное производство и изменение остатков полуфабрикатов.

Незавершенное производство – незаконченная производством продукция в одних цехах предприятия и подлежащая дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия. Конкретный состав валовой продукции зависит от отраслевых особенностей предприятия (производства). Так, на предприятиях машиностроения, лесной и других в ее состав не включали незавершенное производство и полуфабрикаты из-за сравнительно небольшого их объема. В этом случае валовая и товарная продукции совпадают по составу, а различие может быть только в ценах.

Валовая продукция определяется как сумма товарной продукции и разности остатков незавершенного производства на начало и конец планируемого периода: ВП = ТП + Нн – Нк, где ВП – объем валовой продукции по плану, руб.; ТП – объем товарной продукции по плану, руб.; Нн, Нк – стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода, руб.

Чистая продукция– стоимостной показатель, выражающий вновь созданную коллективом предприятия стоимость. Ее сумма по всем отраслям материального производства составляет произведенный национальный доход. По стоимости она включает необходимый и прибавочный продукт. Необходимому продукту в основном соответствует сумма заработной платы с отчислением на социальные нужды, а прибавочному – сумма прибыли.

Чистая продукция исчисляется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов. Расчеты выполняются в текущих и сопоставимых ценах.

Чистая продукция, исчисленная на основе нормативов по всей номенклатуре (ассортименту) продукции, произведенной предприятием, называется нормативной чистой, а если в ее составе учитываются и амортизационные отчисления – условно чистой.

Чистая продукция выражает результаты собственных усилий коллективов, устраняет заинтересованность в увеличении материалоемкости продукции, исключает повторный ее счет и позволяет более объективно оценивать деятельность организаций.

Чистая продукция используется для определения уровня производительности труда, планирования фонда заработной платы и контроля за его использованием, для исчисления фондоотдачи и других показателей.

50. Методика составления производственной программы предприятия.

Основная цель предприятий реализуется в процессе выполнения производственной программы.

Производственная программа(план производства и реализации продукции) – это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах.

В основу составления производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции. Объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам; На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении;

Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей; Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная, валовая и чистая продукция;

Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров; Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражениях.

На основе планов производства продукции в натуральном выражении определяются объемы продукции в стоимостном выражении по показателям товарной, валовой, реализованной продукции.

Товарная продукция является основным показателем производственной программы и служит базой для расчета валовой, реализованной и чистой продукции.

51. Анализ выполнения плана производства.

Основными задачами анализа выполнения плана производства продукции:

оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Объем производства может выражаться в натуральных, условно натуральных и стоимостных показателях, в единицах трудоемкости. Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция. Валовая продукция это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость). В настоящее время на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция совпадает с товарной.

52. Производственная мощность. Измерители и показатели производственной мощности.

Под произв-енной мощностью предприятия понимают максимально возможный выпуск прод-и в номенклатуре и ассортименте планового года, при полном исполь-и произв-го оборудования с учётом намечаемых мероприятий по внедрению передовой технологии произ-а и научной организации труда.Произ-ная мощность опред-тся в тех же ед-х, в каких измеряется объём производства прод-ии. Произ-я мощ. зависит от ряда факторов. Важнейшие из них следующие:- кол-во и производ-сть оборудования;- качественный состав обор-ния, уровень физического и морального износа;- степень прогрессивности техники и технологии производства;- качество сырья, материалов, своевременность их поставок;- уровень специализации предприятия;- уровень организации производства и труда;- фонд времени работы оборудования. П.М. изменяется в течение года, поэтому различают входную, выходную и среднегодовую мощ.Входнаямощ. опр-ся на начало года по наличному оборудованию. Выходная – на конец план-го периода с учётом выбытия и ввода мощности за счёт капитального строительства, модернизации оборудования, соверш-ия технологии и организации про-тва.Среднегодоваямощ.(Мср) рассчитывается путём прибавления к входной мощности (Мвх) среднегодовой вводимой(Мвв) и вычитания среднегодовой выбывающей мощности (Мвб) с учётом срока действия (Тн):Мср = Мвх + Мвв * Тн / 12 – Мвб (12 – Тн)/12.Увеличениеп.м. возможно за счёт:ввода в действие новых и расширение действующих цехов;реконструкции; технического перевооружения произ-ва;организационно-технических мероприятий; увеличение часов работы оборудования; изменение номенклатуры продукции или уменьшение трудоёмкости;использование техно-го оборудования на условиях лизинга с возвратом в сроки, установленные лизинговым соглашением.Выбытие мощности происходит по следующим причинам:износ оборудования;- уменьшение часов работы оборудования;-изменение номенклатуры или увеличение трудоёмкости продукции;-окончание срока лизинга оборудования.

показатели исп-я пр-ых мощностей:1. Коэф.использования мощности (Ким), как отношение производственной программы (ПП) к пр.мощности (ПМ).

2. Коэф.загрузки оборудования (Кз), как отношение трудоемкости произв-й программы (ΣТ) к план. фонду времени работы всего оборудования (Фп × К).

3. Коэф. сменности (Кс), как отношение трудоемкости про-ной программы (ΣТ) к план.фонду времени работы оборудования за одну смену (Ф×К). 4. Интегральный показательиспол-я произ-ых мощностей (Ки), как произведение коэфф-тов использования оборудования по времени и по мощности.

5. Коэф. пропорциональности мощностей, который рассчитывается как отношение производственной мощности цеха к произ. мощности завода (мощности цеха и участка).

Существенным направлением повышения эффективности использования производственных мощностей является совершенствование структуры основных производственных фондов.Поэтому установление оптимальной производственной структуры основных фондов на предприятии является весьма важным направлением улучшения их использования.

Творческое и добросовестное отношение работников к труду является важным условием улучшения использования производственных мощностей. Т. об.,любой комплекс мероприятий по улучшению использования п.мощностей, разрабатываемый во всех звеньях управления промышленностью, должен предусматривать обеспечение роста объемов производства продукции, прежде всего за счет более полного и эффективного использования внутрихозяйственных резервов и путем более полного использования машин и оборудования, повышения коэффициента сменности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения вновь вводимых в действие мощностей, дальнейшей интенсификации производственных процессов.

53. Производственная мощность станка, участка цеха, предприятия.

Для расчёта п.М. необходимо иметь следующие данные:- плановый фонд рабочего времени одного станка;- количество машин;- производительность оборудования;- трудоёмкость произ-ной программы;- достигнутый процент выполнения норм выработки.Определение фонда времени работы оборудования.Различают календарный (Фк), режимный (Фр) и плановый фонды рабочего времени.Фк = Дк * 24При непрерывном процессе производства:Фк = Фр.Плановый фонд времени рассчитывается исходя из режимного с учётом остановок на ремонт (а), в Фп= Фр * ( 1 – а / 100). Производственная мощность агрегата(ПМа) зависит от планового фонда времени работы в течение года (Фп) и его производительности в единицу времени (W):ПМа = Фп * W.Производственная мощность участка П.М.участка с однотипным оборудованием и одинаковой номенклатурой рассчитывается путём умножения производственной мощности агрегата на их количество (К):ПМу = ПМа * К.Производственная мощность цеха определяется по ведущему участку.Производственная мощность предприятия рассчитывается по ведущему цеху. На машиностроительном заводе в большинстве случаев ведущим является выпускающий, т.е. сборочный цех. Исходя из этих предпосылок, производственная мощность завода устанавливается по мощности ведущего цеха.

54. Понятие дохода и выручки предприятия.

Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации[1]; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала предприятия этого предприятия. Не признаются доходами поступления от других юридических и физических лиц: суммы налогов; по договору комиссии и иным аналогичным договорам в пользу комитента и т.п.: в порядке предварительной оплаты продукции, работ, услуг; задатка, залога; погашение займа.

Выручка от продажи рассчитывается исходя из цен, которые установлены в договоре с заказчиком. Выручка принимается к бухгалтерскому учёту в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности.

Доходы предприятий являются основными источниками финансовых ресурсов.[2]

Увеличение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — базовое условие роста финансовых доходов коммерческих организаций. Объём выручки от реализации продукции в основном зависит от количества и качества и ассортимента произведенной продукции, а также от уровня цен и тарифов.[2]

За счет поступившей выручки возмещаются денежные средства, израсходованные на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., часть выручки направляется в амортизационный фонд для накопления средств.

Помимо выручки от основной деятельности организации могут иметь доходы от реализации продукции, не имеющей отношения к их основной деятельности.[3]

Внереализационные доходы полученные за нарушение условий хозяйственных договоров (штрафы, пени, неустойки; денежные средства, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных организации убытков и т. п.).

К чрезвычайным доходам относятся поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.д.

Вы́ручка (оборот, объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемых компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученное или подлежащее получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.[1]

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

- выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

- выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

-выручка от финансовой деятельности.

Общая выручка складывается из выручки по этим трём направлениям. Однако основное значение в ней отдаётся выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

55. Экономическое содержание прибыли и пути повышения прибыли.

Прибыль - это экономический показатель, который постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Основными из них являются рост объема реализации продукции и снижение ее себестоимости. Поэтому пути увеличения прибыли и рентабельности непосредственно определяются факторами, оказывающими влияние на уровень продаж и издержки.Их можно классифицировать на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:инновационная деятельность предприятия, которая заключается в разработке нового товара или товара более высокого качества, обладающего рыночной новизной; внедрение новейшего оборудования и прогрессивных технологических процессов, новых видов сырья и материалов, совершенствование конструкции изделия; повышение конкурентоспособности товара;

освоение новых рынков сбыта; диверсификация производства; снижение материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости товара; повышение эффективности использования основного и оборотного капитала;дальновидная заемная политика.

К внешним факторам, влияющим на прибыль относятся следующие: характер производственной деятельности; конъюнктура рынка; инфляция; уровень цен на материально - технические ресурсы; кредитно-налоговая политика государства.

На прибыль предприятия оказывают влияние факторы, обусловленные специфическими особенностями отрасли, к которой оно относится. От того, действует ли предприятие в материало-, фондо- или трудоемкой отрасли, зависит уровень и структура издержек производства, пути их снижения и норма прибыли.

56. Виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии.

В практике учета и планирования различают следующие виды прибыли: балансовую (валовую) прибыль; прибыль от реализации продукции; прибыль от внереализационных операций; прибыль налогооблагаемую; льготируемую прибыль; прибыль по изделию; прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия; чистую прибыль.

Балансовая (валовая) прибыль включает прибыль, полученную от всех направлений деятельности предприятия: реализации продукции, работ, услуг, товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученной от внереализационных операций.

Пб = Пр + Ппр + Пвн,где Пр - прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг; Ппр - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия; Пвн - доходы (убытки) от внереализационных операций (недостачи материальный ценностей, разница валютных курсов, судебные издержки и т.п.).

Прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг является основной частью балансовой прибыли. Она определяется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, товаров, работ, услуг и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным по формуле:

Пр= Цi*Qpi - Cпi*Qpi – KH,где Цi- отпускная цена единицы i-ой продукции, руб./шт.;

Спi- себестоимость единицы i-ой продукции, руб./шт.; Qрi - объем реализации i-ой продукции, шт.;

m - количество наименований продукции в портфеле заказов, в производственной программе;

КН - косвенные налоги и отчисления уплачиваемы из выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Прибыль налогооблагаемая рассчитывается по следующей формуле:

Побл= Пб- Пд – НН - Ллг,где Побл- налогооблагаемая прибыль; Пб - балансовая (валовая) прибыль; Пд – прибыль от мероприятий, облагаемых налогом на доход; НН - налог на недвижимость; Ллг - льготируемая прибыль;

Прибыль по изделию - это разница между отпускной (оптовой) ценой предприятия и полной себестоимостью изделия.

Прибыль, остающаяся в распоряжениипредприятия- это прибыль балансовая за вычетом всех налогов:

Ппр = Пб – НН - НП,

где - НП - налог на прибыль.

Законом предусматриваются льготы по налогообложению, носящие постоянный характер. При этом дополнительные льготы устанавливаются при утверждении бюджета на очередной год.

При определении сумм уплачиваемых налогов необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций", утверждаемыми бюджетами республики на очередной год и другими указаниями.

Чистая прибыль образуется после вычета из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия первоочередных платежей: штрафы (пени, неустойки), транспортный сбор и другие местные налоги, погашение основной суммы долга по кредиту.

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется результатами ее формирования и характером распределения.

Источником образования прибыли предприятий является общий доход, который представляет собой сумму денежных средств, получаемых предприятием от всех видов его деятельности. Прибыль, прежде всего, зависит от объема реализованной продукции, ее конкурентоспособности, маркетинговой, инновационной и инвестиционной деятельности.

Первоочередными платежами из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) при формировании прибыли являются налог на добавленную стоимость, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, аграрной науки и продовольствия и дорожный фонд, отчисления в местный бюджет по единому нормативу и себестоимость продукции (работ, услуг).

Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Распределение прибыли производится в соответствии с законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями министерства финансов, уставом предприятия. Предприятия должны обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками и потребителями, вышестоящими и другими организациями, финансирование затрат на развитие науки и техники, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств; социальное развитие и материальное стимулирование за счет заработанных средств.В процессе распределения прибыли предприятия обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям:

1. Сумма налоговых платежей за счет прибыли;2. Сумма льготируемой прибыли;3. Капитализируемая часть прибыли:4. Фонд потребления:

Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность.

Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.

Сумма прибыли, принадлежащая работнику, может быть передана ему в личное пользование или направлена как вклад в развитие производства. На сумму вклада члену трудового коллектива предприятия ежегодно начисляются дивиденды.

57. Понятие рентабельности. Рентабельность производства продукции и пути повышения рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Производственная рентабельность(отражает рентабельность производства продукции):

А) рентабельность реализуемой продукции (рентабельность продаж)= прибыль от реализации/выручка.

Отражает эффективность производственной и реализационной продукции.

Б) валовая прибыльность = валовая прибыль или маржинальный доход/выручку.

Данный показатель дает возможность контролировать себестоимость продукции на уровне переменных затрат и управлять маржинальным доходом.В) рентабельность производства в целом предприятия (общая рентабельность, норма прибыли) = балансовая прибыль/выручка.

Г) чистая рентабельность = чистая прибыль/выручка.

Д) рентабельность затрат = прибыль от реализации/ полная себестоимость.

Е) рентабельность полных издержек = балансовая прибыль/ полная себестоимость+прочиерасходы+проценты к уплате.

Пути увеличения рентабельности непосредственно определяются факторами, оказывающими влияние на уровень продаж и издержки. Их можно классифицировать на внутренние и внешние. К внутренним относятся:

• инновационная деятельность предприятия, которая заключается в разработке нового товара или товара более высокого качества, обладающего рыночной новизной; внедрение новейшего оборудования и прогрессивных технологических процессов, новых видов сырья и материалов, совершенствование конструкции изделия;

• повышение конкурентоспособности товара;

• освоение новых рынков сбыта;

• диверсификация производства;

• снижение материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости товара;

• повышение эффективности использования основного и оборотного капитала;

• дальновидная заемная политика.

К внешним факторам, влияющим на прибыль относятся следующие:

• характер производственной деятельности;

• конъюнктура рынка;

• инфляция;

• уровень цен на материально - технические ресурсы;

• кредитно-налоговая политика государства.

58. Экономическое содержание цены: функции и факторы.

Цена – это денеж.выражение стоим-титовара.Цена –это сумма денег,кот. покупатедь готов заплатить, а продавец продать свой товар.

Функции цены:

1.Учетная функция – испалозуется на предп-ии

2.распределительная-через цены гос-во переспределяет доход меж.отрослями, регионами.

3.ф-я сбалансирования спроса и предложения – через цену осущ. связь меж.производителем и потребителем продукции.

4.Как ср-во рационального размещения пр-ва проявл.наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью мех-ма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и пр-ва с болеевысокой нормой прибыли.

5.Стимул-я – в опред.условиях цена выступает в стимулирующей ф-ии на предп-ях, т.е. заставляет вводить новые технологии, нов.орг-ию труда.

Проявление в практике хозяйствования той или иной функции цены в значительной мере предопределено основными ценообразующими факторами, которые можно ранжировать по степени их детализации.

К факторам первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование.

В свою очередь сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов — внутренних и внешних.

Внутренние: Особые свойства товаров, способы производства, организационный и технический уровеньпроизводства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия на рынке,реклама и продвижение товара.

Внешние: политическая стабильность в стране;обеспеченность основными ресурсами;масштабы государственного регулирования экономики и, соответственно, цен;общий уровень инфляции;внешнеэкономическая политика государства;совершенство налогового законодательства;характер спроса на продукцию (предпочтение потребителем высокого качества или низкой цены; сезонность покупательского спроса).

59. Виды цен, состав цены. Методы формирования цен

Позволяет выделить определ.гр.цен от различных факторов:

1.По хар-ру обслуживаемого оборота – оптовые цены на продукцию пред-ия.

-закупочные цены. -цены на строител. продукцию-розничные цены

-тарифы грузового и пассажир.транспорта-тарифы на платные услуги населения.

2.В зависимости от сферы регулирования, цены различаются:

а).свободные цены, кот.изготовитель устанавливает на основе спроса и предложения.

Б)Договорно-контрактные,кот.устанав. по соглашению сторон.

Цпокуп ≤ Цизгот ≤ Цпр-ва

В)регулирование цены,кот.устан

под контролем гос-ва или отдельных субъектов федерации (в условиях монополии пр-ия).

3.В зависимости от территоии деятельности. Единые или полные трансп.перевозки, региональные или зональные (тарифы на эл.энергию).

4.По вр.действиря цены подразделяются на:

а) постоянные, кот.не меняются в течение срока действия контракта.

Б)текущие, кот.не меняются в рамках одного контракта и отражают изменение ситуации на рынке.

В)сезонные – действуют в пределах определ.перидавр.

Г)скользящие-кот. устанавливаются на изделие с длительным сроком изготовления.

Д)с

Наши рекомендации