Структура и основные пропорции общественного воспроизводства

Пропорции общественного воспроизводства представляют собой сложившиеся соотношения между различными элементами и частями производства и выражают взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными фазами воспроизводственного процесса, факторами про­изводства, отраслями, подотраслями и т.д.

Формирование пропорций общественного воспроизводства — это сложный и противоречивый экономический процесс, происходящий под воздействием объективных экономических законов. Их установле­ние, поддержание и изменение оказывает весьма серьёзное влияние на эффективность функционирования хозяйственного механизма и, в свою очередь, зависит от социально-экономических условий, уровня развития производительных сил, темпов и масштабов развития научно-технического прогресса в той или иной стране.

В зависимости от того, между какими экономическими явлениями или процессами выражаются связи, нашедшие воплощение в опреде­лённых количественных пропорциях, эти связи подразделяются:

на общеэкономические — количественные соотношения между элементами макроструктуры общественного воспроизводства (напри­мер, между потреблением и накоплением, между валовым националь­ным продуктом и национальным доходом, между производством средств производства и производством предметов потребления и т.д.);

на межотраслевые — количественные соотношения между различными отраслями общественного производства (например, между промышленностью и сельским хозяйством, между материаль­ным и нематериальным производством, между добывающей и обраба­тывающей промышленностью и т.д.);

на внутриотраслевые — количественные соотношения между по­дотраслями и производствами (например, производство чугуна и ста­ли, хлопка и тканей и т.д.)

4) на межгосударственные - количественные отношения между национальными хозяйствами и отдельными отраслями производства различных стран.

Структура национальной экономики находит своё отражение в отраслевой структуре ВНП.

59) В планировании хозяйственной деятельности широко используется балансовый метод. Это метод планового размерного установления и соблюдения пропорций в материально-техническом и стоимостном выражении. Пропорции также используются в распределении трудовых ресурсов. В планировании, как на макро-, так и на микроуровне, применяется система балансов:

1) натуральные или материальные балансы;

2) стоимостные или денежные балансы;

3) трудовые балансы;

4) баланс народного хозяйства;

5) межотраслевой баланс.

Основной особенностью планомерного развития экономики является установление пропорциональности, Взаимосвязь планов производства и потребления продукции – средств производства, предметов потребления – производится за счет составления материальных балансов, планов рас- пределения, формируемых на основе этих балансов, межотраслевых балансов, балансов производственных мощностей, региональных балансов производства и потребления. Основной задачей составления плана является соответствие направлениям плана материально-вещественных пропорций внутри каждой отрасли, между отдельными отраслями и производствами по стране, по субъектам Федерации. Поступательное развитие хозяйства диктует установление, строгое обозначение и применение стоимостных пропорций воспроизводства. К таким пропорциям можно отнести:

1) соотношение пропорций доходов государства и населения;

2) пропорции в размерах покупательных фондов населения и розничных товарных фондов;

3) пропорции по возмещению произведенных затрат и пр.

Стоимостные балансы связывают доходы между производством, распределением и их использованием. Проводится сопоставление государственных доходов и расходов государства – финансовых балансов, бюджета РФ, бюджетов регионов. Проводится увязка доходов и расходов отраслей, предприятий и организаций, денежных доходов и расходов населения.

Теоретическая основа межотраслевого баланса производства и распределения общественного продукта представлена марксистсколенинской теорией расширенного воспроизводства. Межотраслевой баланс является базой для дальнейшего развития баланса народного хозяйства. При составлении и анализе межотраслевого баланса используются математические модели расчета.

В странах Западной Европы и США применяется метод планирования – межотраслевой баланс. Он составляется с помощью таблиц «шахматки» и использования способов линейной алгебры, Таблица, построенная таким способом, отражает структуру затрат на производство продукта и структуру его распределения в народном хозяйстве. По вертикали таблицы отражается состав продукции отрасли в стоимостном выражении, по горизонтали – количество и стоимость продукции переданной для потребления другой отрасли и на конечное потребление.

60.

Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.
Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.
Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.
Образуется из-за существования условий, при которых можно выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок. При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.
Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.
В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.
Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.
Автономная некоммерческая организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП) выдвинула версию основных на 2007 год причин "ухода в тень":
Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим "неналоговым фактором" респонденты считают коррумпированность государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.).

Совокупный спрос показывает реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства (рис.1).

Характер кривой совокупного спроса (AD) определяется тремя факторами: эффектом процентной ставки; эффектом богатства или реальных кассовых остатков; эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства, или реальных кассовых остатков выражается в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность материальных ценностей (деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население беднеет и будет сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость материальных ценностей возрастает и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок предполагает, что при повышении уровня цен по сравнению с ценами за рубежом эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги). И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе.

Следует отличать изменения совокупного спроса, вызванные изменением в уровне цен, от тех, которые вызваны изменениями в неценовых факторах совокупного спроса. К последним относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, чистых объемов экспорта.

Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения (AS) при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Кривая АS показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (или кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; 2) вертикального (или классического), когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться; 3) промежуточного, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.

Кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений неценовых факторов (цен на внутренние и импортные ресурсы, производительности труда, правовых норм, методов государственного регулирования).

Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют «состоянием общего макроэкономического равновесия» экономики. Пересечение кривых АD и АS определяет макроэкономическое равновесие: устанавливается равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, т.к. экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности. Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезкеприводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен, так как экономика приближается к состоянию полной занятости (QFE). На классическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» - ресурсы исчерпаны.

Структура и основные пропорции общественного воспроизводства - student2.ru

Равновесный уровень выпуска Y0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных доходов: C, I, G или NX. Увеличение любого из компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов AD сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов ∆A = ∆(a + i + g + nx) вызывает несколько большее приращение совокупного дохода благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.

m = ∆Y/ ∆A,

где m – мультипликатор автономных расходов; ∆Y - изменение равновесного ВНП; ∆A -изменение автономных расходов, независимых от динамики дохода.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП.

Если автономное потребление увеличивается на величину ∆Ca, то это увеличивает совокупные расходы и доход (Y) на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления на величину MPC*∆Ca. Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину MPC*∆Ca и т.д. по схеме кругооборота «доходы-расходы».

∆Ca↑ ═› AD↑ ═› Y↑═› C↑═› AD↑ ═› Y↑ ═› C↑ и т.д.

Совокупный доход многократно реагирует на прирост автономных расходов. это означает, что относительно небольшие изменения в величинах могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска.

Мультипликатор, таким образом, является фактором экономической стабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины MPC (предельной склонности к потреблению).

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный объем выпуска Y0 ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов (хотя равновесие AD = AS достигнуто).

Недостаточность оказывает депрессивное воздействие на экономику. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода составит:

∆Y= величина рецессионного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска Y0 больше потенциального Y**, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность AD вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что ПП не могут расширять производство адекватно растущему спросу (ресурсы исчерпаны). Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и перемещение равновесия из точки А в точку С (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода составит:

∆Y= - величина инфляционного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.

При обосновании долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точки зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий.Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной экономической политики.

Адаптивные ожидания –это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах.

Долгосрочная кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рис.16.5. Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А 1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной.

Структура и основные пропорции общественного воспроизводства - student2.ru

Согласно теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов совпадают с фактической инфляцией в будущем (рис.16.6). Если правительство пытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде. Экономическая система сразу перемещается из точки А 1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен.

Структура и основные пропорции общественного воспроизводства - student2.ru

Исследование долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства добиться расширения производства в условиях полной занятости путем стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой системы.

Некоторые экономические системы проявляют признаки гистерезиса: например, могут потребоваться значительные усилия, чтобы начать экспорт в какой-либо отрасли, но для его поддержания на постоянном уровне — небольшие.

В теории игр эффект гистерезиса проявляется в том, что небольшие отличия по одному или нескольким параметрам приводят две системы в противоположные стабильные равновесия, например, «хорошее» — доверие, честность и высокое благосостояние; и «плохое» — воровство, недоверие, коррупция и бедность. Несмотря на небольшие первоначальные различия, системы требуют огромных усилий для перехода из одного равновесия в другое.

Эффект гистерезиса — состояние безработицы; достигнув достаточно высокого уровня, она может в определенной мере самовоспроизводиться и удерживаться на нем. Экономические причины гистерезиса (долгосрочной негибкости рынка труда) неоднозначны. Некоторые институциональные факторы ведут к гистерезису. Например, социальное страхование, особенно страхование по безработице, может через налоговую систему снижать спрос фирм на рабочую силу в официальной экономике. Безработица может вести к потере человеческого капитала и к «помечиванию» тех, кто долгое время остается безработным. Профсоюзы могут вести переговоры с целью поддерживать благосостояние их настоящих членов, игнорируя интересы аутсайдеров, оказавшихся безработными. Фиксированные издержки, связанные со сменой должности, места работы или отрасли, также могут приводить к гистерезису. Наконец, возможны трудности при различении реальных и кажущихся явлений гистерезиса, когда конечное состояние системы определяется ее текущей динамикой или ее начальным состоянием. В первом случае гистерезис отражает наше незнание: добавив недостающие переменные и информацию, можно более полно описать эволюцию изучаемой системы. Др. интерпретация явления гистерезиса — простое существование нескольких состояний равновесия, когда невидимые воздействия перемещают экономику из одного состояния равновесия в др.

Деньги – товар, который функционирует в качестве средства обращения, счетной единицы и средства сохранения стоимости. Деньги являются важнейшей макроэкономической категорией, позволяющей анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность товарного и денежного рынков и т.д.

Наиболее характерная черта денег – их высокая ликвидность. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты:

– М0 – наличные деньги;

– М1 – М0 + расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования;

– М2 – М1 + срочные вклады;

– М3 – М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

В настоящее время наиболее популярна количественная теория денег, возникшая в конце XVII – начале XVIII вв. Ее важнейшие положения сводятся к обоснованию зависимости количества денег в обращении от уровня цен на товары и услуги. На базе количественной теории денег возник монетаризм, Заимствовав у количественной теории ее центральную идею, монетаристы придали ей динамизм, применили для ее обоснования новейшие методы статистического анализа и преобразовали уравнение обмена

MV = PY,

где М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Р – уровень цен; Y – реальный объем выпуска.

Функция спроса на деньги имеет вид

MD = f(y, r, h),

где у – номинальный доход от активов; r – ожидаемая реальная ставка процента; h – ожидаемый темп инфляции.

Предложение денег (MS) – это фактический объем денежной массы, обращающейся на рынке. Для обеспечения экономической стабильности важен постоянный контроль за количеством денег, пущенных в обращение.

В случае денежной эмиссии, например, при монетизации бюджетного дефицита, нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Теория предпочтения ликвидности – кейнсианская теория спроса на деньги – выделяет 3 мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности:

– трансакционный мотив – потребность в наличности для текущих сделок;

– мотив предосторожности – хранение наличности на случай непредвиденных расходов;

– спекулятивный мотив – хранение наличности для получений будущих выгод.

Факторы спроса на деньги (LD):

– уровень дохода;

– скорость обращения денег;

– ставка процента.

В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента. Это ставка, назначаемая банками по кредитным операциям. Реальная ставка отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента.

Предложение денег (LS) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

Предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне . Уровень цен также стабилен. Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода. В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению. Подвижная процентная ставка удерживает денежный рынок в равновесии.

Как было отмечено выше, денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен быть таким, какой обеспечивает стабильность цен. Фридмен исходит из того, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно.

Анализ лагов приводит Фридмена к выводу о требованиях к проводимой денежной политике. Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру обычно запаздывают. Прогнозы центрального банка нередко ошибочны. Трудно, а скорее и невозможно выяснить, какие именно факторы оказывают воздействие на экономическое развитие. Результаты оказываются противоположными ожидаемым. Прогнозы на сколько-нибудь длительный период ненадежны. Обстановка и основные экономические параметры быстро меняются. Поэтому денежная политика призвана ориентироваться не на текущие эффекты и краткосрочные изменения, а носить долгосрочный характер.

"Если рассматривать кредитно-финансовую область - в большинстве случаев скорее всего будет принято неправильное решение, поскольку принимающие решение рассматривают лишь ограниченную область и не принимают во внимание совокупность последствий всей политики в целом" Фридмен М. Капитализм и свобода. Нью-Йорк, 1982. С. 81., - писал Фридмен. Центральному банку следует отказаться от конъюнктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосрочного воздействия на экономику, постепенного увеличения денежной массы.

Денежная масса влияет не на реальный, а на номинальный ВНП. Монетарные факторы "работают" на ценовые, стоимостные показатели. Поэтому под воздействием количественного роста денег происходит рост цен, а не увеличение реального объема общественного продукта. Это обстоятельство должно учитываться при выработке практических рекомендаций.

При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает ввести правило механического прироста денежной массы, который отражал бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта. Фридмен предлагает среднегодовой темп прироста денежной массы устанавливать в размере 4-5%. При этом он исходил из 3%-ного роста реального ВНП (для Соединенных Штатов) и небольшого снижения скорости обращения денег. Этот 4-5%-ный прирост денег должен идти непрерывно (месяц за месяцем, неделя за неделей). Причем в одной из своих работ автор "денежного правила" подчеркивает, "как именно будет установлено понятие денег и какие именно будут установлены темпы роста, имеет куда меньшее значение, чем сам факт, что это понятие твердо определено и что темпы четко обозначены" Фридмен М. Капитализм и свобода. Нью-Йорк, 1982. С. 82-83..

В практике денежного регулирования обычно устанавливают не твердый норматив (согласно денежному правилу), а своего рода "вилку", вокруг которой должно колебаться денежное предложение (поступление денег), или "мишень", т. е. потолочный уровень, который не должен быть превзойден. Например, в США Совет управляющих ФРС устанавливал в L967 г. ориентиры прироста М\ (наличная денежная масса и банковские депозиты) в размере 3-5% в год. Монетаристские рецепты регулирования экономики включают и другие мероприятия: продажу и покупку ценных бумаг (политику открытого рынка), систему обязательных резервов, изменение учетной ставки и т.д.

Одна из монетаристских рекомендаций предусматривает применение неожиданных воздействий. Этот вывод обосновывается тем, что поскольку экономика неизбежно приспосабливается к любым систематическим воздействиям, то в принципе эффективной оказывается политика, которую никто не ожидает и не может заранее к ней приспособиться.

Сеньораж — доход, получаемый от эмиссии денег за счёт разницы между себестоимостью изготовления купюры и ее номинальной стоимостью. Сеньораж не следует смешивать с родственным ему понятием инфляционный налог.

В условиях товарных, фидуциарных и условных, или фиатных денег сеньораж получается существенно различными способами.

сли обратиться к истории, сеньораж возник еще в феодальную эпоху: во времена моно- и биметаллического обращения сюзерен (сеньор) получал исключительное право чеканить деньги. И разницу между номиналом и реальным содержанием серебра или золота каждый такой сеньор забирал себе в качестве налога, отсюда и само слово - сеньораж. Где-то в ХVI веке функцию чеканки денег взяли на себя короли.

Проблема состояла в том, что они имели право выпускать сколько угодно денег. Когда их оказывалось в несколько раз больше, чем товаров, росли цены. Поэтому в экономическом смысле сеньораж- это инфляционный налог. www.prostobankir.com

Если подробнее, то в случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

К слову, стоит привести еще факт из этой сферы. Экспансия доллара позволяет Соединенным Штатам получать так называемый сеньораж - доход, возникающей из разницы между покупательной способностью эмитированный валютой и стоимостью ее эмиссии. Скажем, печатание 100-долларовой купюры обходится менее чем в $0,5, а ее покупательная способность равна как раз $100. Следовательно, $99,5 составляет чистый доход эмитента, его сеньораж.

Эмиссия безналичных денег обходится еще дешевле. Фактически электронный рубль, гривна или доллар не имеют себестоимости, поэтому теоретически прибыль эмитента в этом случае равна 100%. По мнению известного исследователя истории денег Джона Везерфорда, электронный сеньораж станет ключевым фактором в накоплении богатства и власти в XXI веке. Но автор не склонен рассматривать безналичную эмиссию с точки зрения сеньоража. Это было бы уже излишней гиперболизацией и доведением до абсурда этого вопроса. www.prostobankir.com

Еще один момент: в странах, переживающих гиперинфляцию, сеньораж часто является первостепенным источником доходов.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый «эффект Танзи» - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Возьмем, к примеру, федеральный бюджет России на 2007 год. Расходная часть бюджета составляет около 5.5 трлн руб. Это как раз те самые расходы, которые финансируем мы с вами - граждане российской федерации, и организации, зарегистрированные и / или ведущие коммерческую деятельность на ее территории. Из собранных налогов выплачиваются пенсии и пособия, жалование чиновникам, а также оплачиваются все расходы, связанные с обороной, организацией порядка и мирной жизни граждан. На все это в 2007 году потребуются те самые 5,5 трлн. рублей, указанные в расходной части государственного бюджета. Как видим, сумма вполне сопоставимая с теми самыми инфляционными 3-мя трлн, «допечатанными» в 2006 году (слово «допечатанные» здесь взято в кавычки, поскольку большая часть денег эмитируется в безналичной форме). Если же заглянуть в доходную часть бюджета-2007, то примерно 2 трлн поступят в казну только от таможенных пошлин на вывоз нефти и газа, плюс еще 1 трлн. в виде «налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья» - то есть тех же нефти и газа. Итого 3 трлн. Остается добрать всего 2.5 трлн. рублей, из которых тоже не все придется «допечатывать» - достаточно слегка увеличить ставки акцизов и пошлин для естественных монополистов (разумеется, в пределах сумм, которые они уплачиваю в настоящий момент в качестве налога на прибыль, НДС и ЕСН). Конечно, мы здесь рассматриваем только федеральный бюджет, но все вышесказанное в тех или иных пропорциях относится к бюджетам и нижестоящих уровней.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Милтон Фридман, являющийся интеллектуальным лидером монетаристской школы, положил начало эмпирическим и теоретическим исследованиям, показывающим, что деньги играют гораздо более важную роль в определении уровня экономической активности и цен, чем предполагала кейнсианская теория.

В основе монетаризма лежит ряд теоретических и методологических предпосылок: количественная теория денег, теория относительной цены А. Маршала, теория рыночного равновесия Л. Вальраса, краткосрочный вариант концепции кривых Филипса, кейнсианские модели ИСТД (инвестиции - сбереженья - труд - деньги), неопозитивизм как основа методологии исследования экономических процессов.

В конце 60-х годов М. Фридман реформировал количественную теорию денег, основываясь на существующих разработках (транзакционном варианте И. Фишера, кембриджской версии наличных остатков, доходном варианте И.Фишере и К.Снайдера). Ее основная идея состоит в признании непосредственного влияния изменений денежной массы на уровень цен. По мнению Фридмана, «деньги имеют значение для динамики цен», и, что важно, «именно количество денег, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредитов».

Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям:

количественная теория есть, прежде всего, теория спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного дохода или уровня цен;

для экономических агентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов активов, формой владения богатством;

анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса на потребительские услуги.

Такая трактовка свидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий между деньгами как капиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокупность денежных активов.

В монетаристском варианте количественной теории денег важное место отводится ожидаемым изменениям уровня цен как фактора, действующего на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов, находящихся в распоряжении экономических агентов.

Основываясь на собственном варианте количественной теории, монетаристы связывают ее с производством. Поскольку динамика денежной массы имеет у них первостепенное значение для объяснения колебаний процесса производства, то делается вывод о том, что кредитно-денежная политика - это наиболее эффективный инструмент регулирования экономики.

Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быстром росте денежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень

Наши рекомендации