Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках

  Станок
1 2 3 4 5
Рабочий 1
2
3
4

Задача №4.8* (модель производства с запасами)

Некоторая фабрика производит рюкзаки для путешественников. Спрос на эту продукцию есть только в марте–июне и составляет помесячно 100, 200, 180 и 300 шт. Объем производства рюкзаков меняется от месяца к месяцу в зависимости от выпуска других изделий. В течение рассматриваемых четырех месяцев фабрика может выпустить 50, 180, 280 и 270 рюкзаков соответственно. В каждый месяц спрос можно удовлетворить за счет

1) производства рюкзаков в течение текущего месяца;

2) избытка рюкзаков, произведенных в прошлом месяце;

3) избытка рюкзаков, произведенных в следующем месяце в счет невыполненных заказов.

В первом случае стоимость одного рюкзака составляет 700 руб. Во втором случае возникают дополнительные расходы в расчете 10 руб. на один рюкзак за хранение в течение месяца. В третьем случае за просроченные заказы начисляются штрафы в размере 40 руб. на один рюкзак за каждый просроченный месяц.

Постройте транспортную модель, позволяющую фабрике разработать оптимальный план производства на эти четыре месяца.

Рекомендация. Чтобы производственную задачу сформулировать как транспортную, необходимо установить соответствие между элементами этих задач (табл. 4.10).

Таблица 4.10

Соответствие между элементами задачи №4.8

Транспортная система Производственная система
1. Пункт отправления i 1. Период производства i
2. Пункт назначения j 2. Период потребления j
3. Предложение в пункте отправления i 3. Объем производства за период i
4. Спрос в пункте назначения j 4. Реализация за период j
5. Стоимость перевозки из i в j 5. Стоимость единицы продукции (производство + хранение + штрафы за период от i до j)

МЕТОДЫ НАХОЖДЕНИЯ ОПОРНЫХ ПЛАНОВ

Теоретическое введение

Опорный планявляется допустимым решением ТЗ и используется в качестве начального базисного решения при нахождении оптимального решения методом потенциалов. Существует три метода нахождения опорных планов: метод северо-западного угла, метод минимального элемента и метод Фогеля. "Качество" опорных планов, полученных этими методами, различается: в общем случае метод Фогеля дает наилучшее решение (зачастую оптимальное), а метод северо-западного угла – наихудшее.

Все существующие методы нахождения опорных планов отличаются только способом выбора клеткидля заполнения. Само заполнение происходит одинаково независимо от используемого метода. Следует помнить, что перед нахождением опорного плана транспортная задача должна быть сбалансирована.

Метод северо-западного угла

На каждом шаге метода северо-западного угла из всех не вычеркнутых клеток выбирается самая левая и верхняя (северо-западная) клетка. Другими словами, на каждом шаге выбирается первая из оставшихся не вычеркнутых строк и первый из оставшихся не вычеркнутых столбцов.

Для того, чтобы заполнить клетку (i,j), необходимо сравнить текущий запас товара в рассматриваемой i-й строке Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru с текущей потребностью в рассматриваемом j-м столбце Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Если существующий запас позволяет перевезти всю потребность, то

· в клетку (i,j) в качестве перевозки вписывается значение потребности Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru ;

· j-й столбец вычеркивается, поскольку его потребность уже исчерпана;

· от существующего запаса в i-й строке отнимается величина сделанной перевозки, прежний запас зачеркивается, а вместо него записывается остаток, т.е. Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Если существующий запас не позволяет перевезти всю потребность, то

· в клетку (i,j) в качестве перевозки вписывается значение запаса Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru ;

· i-я строка вычеркивается, поскольку ее запас уже исчерпан;

· от существующей потребности в j-й строке отнимается величина сделанной перевозки, прежняя потребность зачеркивается, а вместо нее записывается остаток, т.е. Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Нахождение опорного плана продолжается до тех пор, пока не будут вычеркнуты все строки и столбцы.

Метод минимального элемента

На каждом шаге метода минимального элемента из всехне вычеркнутых клеток транспортной матрицы выбирается клетка с минимальной стоимостью перевозки Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru . Заполнение выбранной клетки производится по правилам, описанным выше.

Метод Фогеля

На каждом шаге методаФогеля для каждой i-й строки вычисляются штрафы Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru как разность между двумя наименьшими тарифами строки. Таким же образом вычисляются штрафы Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru для каждого j-го столбца. После чего выбирается максимальный штраф из всех штрафов строк и столбцов. В строке или столбце, соответствующем выбранному штрафу, для заполнения выбирается не вычеркнутая клетка с минимальным тарифом Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Если существует несколько одинаковых по величине максимальных штрафов в матрице, то в соответствующих строках или столбцах выбирается одна не вычеркнутая клетка с минимальным тарифом Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Если клеток с минимальным тарифом также несколько, то из них выбирается клетка (i,j) с максимальным суммарным штрафом, т.е. суммой штрафов по i-й строке и j-му столбцу.

5.2. Методические рекомендации

Формально и реальные и фиктивные столбцы и строки в транспортной матрице абсолютно равноправны. Поэтому при нахождении опорных планов фиктивные строки, столбцы и тарифы необходимо анализировать и использовать точно так же как и реальные. Но при вычислении значения ЦФ фиктивные перевозкине учитываются, поскольку они реально не были выполнены и оплачены.

Если величина фиктивных тарифов превышает максимальный из реальных тарифов задачи [ Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru ], то методы минимального элемента и Фогеля позволяют получить более дешевые планы перевозок, чем в случае с нулевыми фиктивными тарифами.

Задача №5.01

Найти тремя методами опорный план ТЗ, в которой запасы на трех складах равны 210, 170, 65 ед. продукции, потребности четырех магазинов равны 125, 90, 130, 100 ед. продукции, тарифы перевозки в рублях за единицу продукции следующие:

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Решение

Проверка сбалансированности задачи показывает, что суммарный объем запасов равен суммарному объему потребностей, т.е. введение фиктивных столбцов или строк не потребуется

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Результаты нахождения опорного плана различными методами представлены в табл.5.1, 5.2 и 5.3.

Таблица 5.1

Транспортная таблица с опорным планом северо-западного угла

Пункты отправления, Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Пункты потребления, Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Запасы, ед. продукции
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru     210/85/0
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru   170/165/35/0
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru       65/0
Потребность, ед. продукции 125/0 90/5/0 130/0 100/65/0  

Опорный план Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru , найденный методом северо-западного угла

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru [ед.товара].

Соответствующая ЦФ (общие затраты на перевозку)

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru [руб.].

Таблица 5.2

Транспортная таблица с опорным планом минимального элемента

Пункты отправления, Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Пункты потребления, Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Запасы, ед. продукции
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru   210/80/45/0
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru     170/45/0
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru       65/0
Потребность, ед. продукции 125/0 90/45/0 130/0 100/35/0  

Опорный план Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru , найденный методом минимального элемента

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru [ед.товара], Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru [руб.].

Таблица 5.3

Транспортная таблица с опорным планом Фогеля

  Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru Штрафы строк, Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru     210/110/0
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru   170/45/25/0
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru       65/0
Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru 125/0 90/25/0 130/20/0 100/0          
Штрафы столбцов, Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru          
         
         
         

На первом шаге нахождения опорного плана методом Фогеля возникает ситуация равенства значений максимальных штрафов транспортной матрицы (см. табл. 5.3)

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Минимальные тарифы в этих столбцах также совпадают

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Поэтому необходимо сравнить суммарные штрафы Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru клеток (2,1) и (3,2)

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru ;

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Т.к. Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru , то выбираем на первом шаге для заполнения клетку (2,1).

Опорный план Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru , найденный методом Фогеля

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru [ед.товара], Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru [руб.].

5.3. Варианты задач для самостоятельного решения

Задача №5.1

Найти тремя методами опорный план транспортной задачи, в которой запасы на трех складах равны 160, 140, 170 ед. продукции, потребности четырех магазинов равны 120, 50, 200, 110 ед. продукции, тарифы перевозки в рублях за единицу продукции следующие

Бальные оценки эффективности работы рабочих на станках - student2.ru .

Решите задачу для следующих случаев:

· фиктивные тарифы нулевые;

· фиктивные тарифы одинаковы по величине и превышают максимальный из реальных тарифов.

Сравните полученные опорные планы, соответствующие ЦФ и объясните причину их различия.

Задача №5.2

Найти тремя методами опорный план транспортной задачи №4.1 для случая, когда фиктивные тарифы больше максимального реального тарифа.

Задача №5.3

Найти тремя методами опорный план транспортной задачи №4.2 для случая, когда фиктивные тарифы больше максимального реального тарифа.

Задача №5.4

Найти тремя методами опорный план транспортной задачи №4.3 для случая, когда фиктивные тарифы больше максимального реального тарифа.

Задача №5.5

Найти тремя методами опорный план транспортной задачи №4.4 для случая, когда фиктивные тарифы больше максимального реального тарифа.

Наши рекомендации