Достаточное количество поддерживающей информации.
Для того чтобы читатели отчета адекватно и правильно его понимали, необходимо представить панораму численности и важности включенных в отчет выводов, таких как выводы о частоте явлений по сравнению с количеством хозяйственных ситуаций или операций, которые подвергались проверке, и связь выводов с операциями проверяемого субъекта. В большинстве случаев единичный пример недостатков не является достаточным подтверждением для общих выводов или связанных с отчетом рекомендаций. Он подтверждает лишь тот факт, что это отклонение, ошибка или недостаток имели место.
Наблюдения относительно эффективности также, где возможно, должны использовать достаточное количество информации, необходимой, чтобы отразить важность полученных данных. Причем величину рассматриваемой проблемы можно объяснять в терминах частоты возникновения, вероятности риска, количества затронутых клиентов, минимально необходимого количества персонала для выполнения работы или вовлеченных средств бюджета. Например, упущенные возможности или потенциальные выгоды могут быть оценены в терминах напрасно потраченных или, наоборот, сэкономленных ресурсов, или упущенного/сэкономленного времени, или как процент от эксплуатационных расходов, или как процент от увеличения производительности труда и т.п. В некоторых случаях для такой оценки могут быть использованы характерные параметры обслуживания, такие, например, как среднее время ожидания ответа на запрос клиента или процент допущенных ошибок.
Точность информации.Для того чтобы отчет считался точным, необходимо, чтобы представленные доказательства были правдивыми, а следующие из них выводы отображались должным образом. Необходимость точности отчета основана на потребности убедить читателя в том, что информация, отраженная в отчете, является достоверной и надежной. Любая неточность в отчете может вызвать сомнения в обоснованности всего отчета и может отвлечь внимание от его содержания. Кроме того, неточные отчеты могут отрицательным образом отразиться на репутации проверяющих и снизить эффективность их работы.
Отчет должен включать только ту информацию, выводы и заключения, которые поддерживаются надлежащими и соответствующими доказательствами, зафиксированными в рабочих бумагах. Если данные имеют важное значение для выводов и заключений аудита, но они не проверялись, то в отчете следует четко указать границы данных, а также не делать из таких неподтвержденных данных заключения и рекомендации.
Записанные в отчете доказательства должны демонстрировать правильность и обоснованность вопросов, включенных в отчет. Кроме того, отчет должен содержать точное описание масштаба и методики аудита, а также представление выводов и заключений в форме, соответствующей объему аудиторской работы.
Объективность информации.Для того чтобы отчет считался объективным, необходимо, чтобы представление всего отчета было сбалансированным как по содержанию, так и по тону. Достоверность отчета значительно возрастает в том случае, когда доказательства представлены в нем в такой беспристрастной манере, чтобы факты могли убедить читателей.
Аудиторский отчет должен быть честным и не вводить в заблуждение, он должен представлять результаты аудита в панорамном виде. Это означает беспристрастное представление результатов аудита и гарантию того, что не будет преувеличения и излишнего подчеркивания недостатков. При описании недостатков функционирования аудиторам следует представлять объяснения ответственных должностных лиц, включая их мнение по любым трудностям необычного характера или обстоятельствам, с которыми они столкнулись.
Тон отчета должен поощрять лица, принимающие решения, к действиям в соответствии с аудиторскими выводами и рекомендациями. Хотя выводы следует представлять отчетливо и честно, аудиторы должны помнить, что одной из их конечных целей является убеждение, а это может быть сделано наилучшим образом, если избегать формулировок, которые могут вызывать желание защищаться или противостоять. Критика проделанной работы часто необходима, и в отчете следует подчеркнуть потребность внесения улучшений.
Рис. 3. Схема общей организации аудита эффективности
Убедительность информации.Для того чтобы отчет считался убедительным, нужно, чтобы результаты аудита соответствовали его конечным целям, выводы были представлены аргументированно, а заключения и рекомендации логически следовали из представленных фактов. Представленная информация должна быть достаточной, чтобы убедить читателей признать обоснованность и пользу выводов, разумность заключений и выгоду от внедрения рекомендаций. Отчеты, составленные таким образом, позволяют привлечь внимание ответственных должностных лиц к вопросам, которые могут способствовать устранению недостатков.
В Методике СП РФ также приведена схема общей организации аудита эффективности, которая показана на рис. 3.
Планирование и подготовка аудита эффективности
Само планирование конкретного аудита эффективности представляет собой многоуровневый процесс, предполагающий выполнение ряда действий. Эти действия взаимосвязаны и выполняются до начала его проведения. Они включают, в том числе, определение конкретных контрольных мероприятий (проверок), которые требуется провести для получения достоверной информации, необходимой для формирования выводов и рекомендаций аудита эффективности; выбор функциональных областей, секторов и организаций, которые следует проверить; установление правил и подходов к проведению конкретных проверок, отбор программ или направлений деятельности для последующих проверок. В целом планирование аудита эффективности во многом подобно планированию финансового аудита. Как и для финансового аудита, планирование аудита эффективности сильно зависит от анализа рисков аудита, который помогает определить, какие области заслуживают особо пристального рассмотрения и имеют наибольший потенциал выявления возможностей финансовой экономии, увеличения эффективности и результативности деятельности.
Например, Аудиторские стандарты ИНТОСАИ не выделяют существенных различий между планированием и подготовкой финансового аудита и аудита эффективности и описывают следующие требования к этим процессам:
При планировании и подготовке аудита аудитор обязан:
(а) определить важнейшие аспекты направления деятельности аудируемой единицы;
(б) понять взаимоотношения в процессе подотчетности:
(в) рассмотреть форму и содержание выводов, заключении пли докладов по итогам аудита, а также определить их пользователей;
(г) определить цели аудита и меры, необходимые для их достижения;
(д) определить основные системы управления и контроля и провести предварительную оценку их слабых и сильных сторон:
(е) определить значимость рассматриваемых вопросов;
(ж) проверить наличие внутреннего аудита в аудируемой организации и его рабочую программу;
(з) определить уровень доверия к внутреннему аудиту, а также к материалам других аудиторов;
(и) определить наиболее эффективный и продуктивный подход к проведению аудита;
(к) проверить, приняты ли соответствующие меры по существу высказанных замечаний и рекомендаций по результатам предыдущих аудитов;
(л) подготовить соответствующие документы по плану проведения и организации работы проверяющей группы на объекте.
Расходы
на проведение Значимость
проверки ( какой интерес представляет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Рис. 4. Основные этапы выбора темы, планирования, подготовки и проведения аудита эффективности расходования государственных средств
Как правило, в аудит включаются следующие мероприятия по его планированию:
(а) сбор информации об аудируемой единице и ее организации с целью оценки рисков и определения существенности;
(б) определение цели и масштаба аудита;
(в) предварительный анализ с целью определения подхода к аудиту, характера и объема вопросов предстоящего аудита;
(г) определение при планировании аудита особых проблем, которые могут проявиться при его проведении;
(д) подготовка сметы и программы аудита;
(е) определение требований к составу проверяющей группы, ее подбор и утверждение;
(ж) ознакомление руководства аудируемой единицы с объемом, целями и критериями аудита и обсуждение с ним, если это необходимо, этих вопросов.
В случае необходимости ВОФК может пересмотреть план аудита в ходе его проведения».
Вместе с тем планирование и подготовка аудита эффективности имеют и определенные особенности, которые будут рассмотрены ниже.
Основные этапы процессов выбора темы, планирования, подготовки и проведения аудита эффективности расходования государственных средств отражены на рис. 4.