Концепция гос-ого рег-ия упр-ия ОТ в РБ. Право раб-ов на ОТ
Концепция гос-ого рег-ия упр-ия ОТ в РБ. Право раб-ов на ОТ
Гос-во явл. осн. гарантом прав и свобод своих граждан. Практическая реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осущ. на всех уровнях упр-ия соответ. правовых, соц-эконом, орган-ых, техниче, сан-гигиен. и др. мероприятий по ОТ.ОТ -система обеспечения безопасности жизни и здоровья раб-ов, кот. вкл правовые, соц-эконом., организац-технич., лечебно-проф-ие и реабил-ые мероприятия и ср-ва. В соответ. с действующим закон-ом, орг-ия работы по ОТ возложена на руководителя. Для решения методич. и организац. вопросов и для осущ. кон-ля в соответ. с Постан-ем Мин. труда и соц. защиты РБ от 24.05.2002 № 82 и ТК создаются службы ОТ. Службы От соз-ся при численности раб. более 100 чел. Число раб-ков таких служб определяется по методике, утвержд. Мин. труда РБ. Рук-ли таких служб или инженеры по ОТ подчиняются только рук-лю (нанимателю).
ТК РБ имеет спец. главу «ОТ», кот. опред организацию работы по ОТ,взаимоотношения по этим вопросам м\у нанимателем и работником. ст. 222-опред права раб. на ОТ (на раб. место, кот соотв. нормам и условиям ОТ;обуч. и инструк. безопасн. методам работы;обеспеч. ср-вами защиты; получ инфо о состоянии усл-ий тр.; проведение проверок о состоянии условий тр.; отказ от порученной раб-ты, если нарушены правила и нормы ОТ.).ст.223—опред. гарантии прав раб. на ОТ.(сохранение раб места и зарпл. при отказе от выполнения порученной работы; при ухудшении здоровья рук-ль предоставл. новое место и переобучает).
В РБ принят Закон от 03.05. 1999 г. № 253-3 «О ратиф. Конвенции 155 МОТ "О безопасности и гигиене труда и производственной среде"». Цель -признание необходимости разработать нац. пол-ку в области ОТ, кот бы учит. местные условия и междунар опыт, и создать необход механизмы ее реал-ии на всех уровнях произ-ых отношений. В 2001 г. разраб. и утвер СовМином Концепция гос. управления ОТ. Согл. К. целью гос.политики ОТ -сохранение жизни и здоровья граждан в процессе труд деят-ти.Осн принц-ы:♦ приоритет жизни и здоровья раб-ов по отношению к результатам производственной деят-ти;♦ обеспечение гарантий права работников на охрану труда;♦ установл. обязанностей всех субъектов правовых отношений в областиОТ, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;♦ совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере, вкл. внедрение экономич. механизма обеспечения ОТ.
Законод-во РБ об ОТ
Правоотношения в сфере охраны труда регламентируются следующими основными законами:1)Конст. РБ(ст. 45-права граждан на здоровье и безопасные условия труда, охрану их здоровья. ст 43- право дохода для работающих по найму, это обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращ продол-ью работы в ноч. время, оплач. отпуск, дни еженед. отдыха)2)ТК РБ(ст. 222—права раб. на ОТ ст.223—гарантии прав раб. на ОТ. 223—обязат. соц. страхование от НС на пр-ве и профзаболеваний. 225—компенсацию по усл. труда.Ст 226—обязанности нанимателя по ОТ; ст 227—порядок действия служб ОТ; ст 228–проведения мед.осмотров для предупреждения проф. заболеваний; ст 229—рассмотрение НС и проф.заболеваний; ст 230—обеспеч ср-вами инд. защиты. 231—обеспеч сан-быт. помещениями. 232—обеспеч. пособиями по врем. нетруд-и.)3)ГК РБ.4)закон о здравоох-и.5)о санитарно-эпидемическом благополучии населения.6)о пожарной безопасности.7)о радиационной безопасности.8)УК РБ.
Осн НПА:1)Пост-я Прав-ва,2)НПА спец гос органов надзора и контроля,
3)НПА мин-тв и др республ органов гос упр-я.4)Локальные НПА нанимателей.
Нормативно правовую базу управления охраной труда в соответствии с постановлениями Министерства труда РБ №67 от 15.10.1996 составляют следующие виды нормативных документов:
Межотраслевые правила по охране труда,
Отраслевые правила по охране труда,
Санитарные нормы и правила (СанПиН),
Гигиенические нормативы (ГН),
Строительные нормы и правила (СНиП),
Правила безопасности,
Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУЭ),
Положения и типовые инструкции по охране труда,
ГОСТы ССБТ (системы стандартов безопасности труда),
Стандарты предприятия по охране труда.
Инструкции по охране труда предприятия,
Требования по охране труда излагаются также в стандартах на продукцию производственного назначения в разделах “требования безопасности” ТУ, технологических регламентах на ведение процесса, нарядах – допусках на производство работ с повышенной опасностью.
4)Надзор и контроль за охраной труда на предприятиях и в организациях РБ. Надзор направлен на выявл нарушения и их пресечение путём применения санкций(предписание,приостановка деятельности,штраф).Задача-дача рекомендаций по улуч орган. дела. Надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к п\п и орг-ям.Контроль -элемент упр-ой деят-ти, присущ всем упр-им структурам.Цель- выявл нарушения,анализ их причины, пути устран нарушений и недостатков в работе.
Гос органы:1Департамент гос инспекции(возгл директор,кот одновременно явл Гл. гос инспектором труда РБ)проверяет организацию работы по ОТ, проводит спец расследования НС, дает заключения по проектам ТУ,надзор за ходом стр-ва, рекон-ии объектов хоздея-ти.2Проматомнадзор(контроль за безопасной эксп-ей объектов повыш опасности).3Белстандарт(соблюдение стандартов безопасности труда при изгот пр-ии пр-го назначения, при эксп-ии оборуд-я и ведении технолог.процессов.4Госэнергонадзор(надзор за рац. использ топлива, элект и тепл энергии, соблюдение требований безопасности при эксп-и эл. и тепл. установок).5Госстройнадзор (расслед причин аварий и разрушений зданий, сооружений).6Санэпиднадзор(соблюд сан-гигиен и эпидемиол правил и норм). 7пожарнадзора(возгл Гл госинспектор по пожарнадзору-первый зам. министра поЧС). Решение госорганов надзора м.б. обжал. вышестоящими лицами, а затем и в суде.
Ведомс.контрольпровод. Соотв. минист-ми, ведомствами,в кот предусмотрены штатным расписанием службы (отделы) охраны труда.
Общест. контрольвозложен на профсоюзы.Они им. право:♦осущ проверки собл законод-ва о труде;♦посещ орг-ии любых орган-прав форм, в кот раб члены этого профсоюза, для проведения проверок;♦осматр раб места, провод независ экспертизу обеспеч-я здоровых и безопасных усл. труда;♦прин участие в расслед-и НС и профзаболеваний;♦подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудо и соц-эк прав;♦вносить в органы гос упр-я предложения о принятии, измен или отмене актов законод-ва по труд и соц-эк вопросам.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных.
5)Ответственность за нарушение законодательства по ОТ, правил и норм. Ответственность м.б: общественная (перед проф-ми или др общест-ми объед-ми),дисциплинарной(замечание, выговор, увольнение (ст. 198 ТК)), административной(перед орг-ми гос надзора, к-я предусм-на кодексом об админ-х правонар-х (КАП): ст 41 наложение штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде до 10 баз-х вел-н),уголовной(за нарушение правил охраны труда и пожарной безопасности предусмотрена ст. 302-308 УК РБ. Должностные лица, в завис от тяжести последствий, наказываются лишением свободы, или исправительными работами, или штрафом, или увольнением от должности. Меру наказания за уголовно наказуемые деяния определяет суд. В частности ст 306, предусм-ет наказание долж-х лиц за наруш-е правил и норм От, повлекшее тяж-е последствия. Ст 321,318, 303,325 – нарушение правил экспл-ии объектов, ст. 428 – уст-ет ответ-ть долж-х лиц за служ-ю халатность при тяж-х случаях до 5 лет. УК РБ опред-т также уголовн-ю ответ-ть раб-в за наруш-е прав и норм ОТ. Материальной(Возмещение вреда сост-т в выплате ден сумм пострад-му и его семье: 1. Утраченный заработок, кот-й пострад-й имел или мог иметь, 2 единоврем-я мат помощь утрат-му трудосп-ть раб-ку, кот-я опред-ся в зав-ти от % утраты трудосп-ти и среднемес-го заработка, 3 в случае гибели раб-ка размер этой помощи опред-ся его сумм-м заработком за опр-е кол-во лет, 4 возмещение расходов, связ-х с поврежд-м здоровья, 5 возмещение морального вреда в ден или иной мат-й форме. Размеры опр-ся по соглаш-ю сторон или реш-ю суда. Если виноват потерпевший, то размер может быть уменьшен. Размер утрач-го заработка опр-ся в % к от скоррект-му заработку. При этом в состав его вкл-ся все виды оплаты его труда, к-е облаг-ся подох-м налогом. Корректировка заработка потерпевшего осущ-ся путём умножения среднемес-й з/п в РБ за предшест-й месяц на индив-й коэф-т з/п пострадавшего, к-й равен отнош-ю его мес-го факт-го заработка к средней з/п РБ. Вина нанимателя счит-ся доказанной,если несчастный случай произошёл в рез-те нар-я правил и норм ОТ.
7)Система управления ОТ. Для решения орган-ых методических вопросов и осущ контроля в соответствие с постановлением правительства РБ и ТК создается служба ОТ. Служб ОТ создается при численности работающих в производственной сфере более 100 человек, в непроизводственной – более 200. Численность раб-ов таких служб или инженеры по ОТ подчиняются только руководителю. Систем упр. ОТ (СУОТ) включает подготовку, принятие реализацию упр. решений. Ф-ии СУОТ: 1 Орг-ия и координирование работы по ОТ, 2 План-е и фин-е работ по ОТ, 3 Контроль за соот. ОТ, 4 Учет, анализ, оценка мероприятий и показателей ОТ, 5 Стимул-е раб-ов за безопас. работу.Задачи СУОТ: 1 Обучение вопросам ОТ и их проф. подготовка,2 Обеспеч безопасности произ. процессов,3 Обеспеч безопасности произв. оборудования,4 Обеспеч безопасности зданий и сооружений,5 Обеспеч работающих ср-ми коллективной защиты,6 Нормализация сан-гиген условий,7 Орг-ия лечеб-профил обслуж-я,8 Сан-быт обслуж рабочих. Мин труда и соц защиты 3.01.03. постн №1 приняло типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний раб по ОТ. Оно определ обучение проверку знаний рабочих руководителей и специалистов по вопросам ОТ, проведение инструктажа по ОТ. После соотв подготовки и обучения раб-ка проверяют. Если раб на сдал экзамен, последующая проверка – ч/з месяц. После повторной проверки реш вопрос о проф пригодности. Руковод и спец должны проходить необход обучение и стажировку. Не позднее 1 мес со дня назначения на должность они проходят проверку знаний, а затем периодически ( раз в три года).
Одной из ф-ий управления ОТ на п\п явл плани-е мероприятий по улучш труда, предупрежд травм и заболеваемости. Для план-я мероприятий по ОТ необход объективная инфо, кот содержится в док-ах по аттестации раб мест, предписаниях органа надзора и контроля, актах о рассл-и НС на пр-ве из-за проф. заболеваний, отчётности об условиях труда, травматизме и заболеваемости на пр-ве и др док-ах. Планы работ долж включ мероприятия, обеспеч устранения опасности и мероприятия, не треб. матер затрат или требующие незнач фин-ия. Приоритет след. отдавать мероприятиям, обеспеч улучш условий труда большому числу раб-ов. План-е работ по ОТ долж предусм определение заданий с указанием срока исполнения.Мероприятия, включ в план работы, д.б. обеспечены финансированием, матер ресурсами, проектно-сметной документацией
8)планирование и финансирование мероприятий по ОТ
Положение о планирование, разработки мероприятий по ОТ и их финансирование утверждено Постановлением Мин труда РБ от 23.10.00 №136
Планы уст в след видах:
1) комплексные 5-лет планы,
2) текущие (годовые) планы,
3) оперативные (месяц, квартал)
План мероприятий по ОТ обязательно согласовывается с проф организацией и явл. предложением корректир договором.
Если пр-ва реконструкции объекта и его расширение, то мероприятие по ОТ не включ в план мероприятий, т. к. они включены в проектно-сметную документацию.
Источники финансирования мероприятий по ОТ:
эксплутационные расходы – если затраты носят накапитальный характер и включаются в себестоимость продукций и услуг, * для бюдж организаций и смета её расходов, * средства амортизационного фонда – если работы выполняются в рамках модернизации, * банковский кредит –если мероприятие входит в комплекс кредитуемых банков, * инвестиции в основной капитал – если мероприятия носят капитальный характер.
9Нормативное обеспечение ОТ.С-ма стандартов по безопасности труда ССБТ введена в 1972 в качестве одной из систем гос системы стандартизации.ССБТ-многоотраслевую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. Стандарты могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятия. Отраслевые стандарты (ОСТы) разрабатывают с учётом специфики отрасли и могут содержать требования более жёсткие, чем соответствующие ГОСТы. Жёсткий подход применяется также в стандартах предприятий (СТП), которые учитывают специфику структуры предприятия, особенности принятой на нем системы управления, в частности системы управления охраной труда, оборудования и т.д. ССБТ включает в себя 6 взаимно подчинённых подсистем. Стандарты подсистемы “0”(Устанавливают цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию в области охраны труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.)Стандарты подсистемы “1”(Устанавливают требования по видам опасных и вредных ПФ и предельно допустимым значениям их параметров, методам и средствам защиты работающих от их воздействия, методам контроля уровня указанных факторов)Стандарты подсистемы “2”(Устанавливают общие требования к безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования, методам контроля выполнения этих требований.)Стандарты подсистемы “3”(Устанавливают общие сведения безопасности технологических процессов, методам контроля выполнения требований безопасности.)Стандарты подсистемы “4”(Устанавливают требования безопасности к средствам защиты)Стандарты подсистемы “5”(Устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.)
В ССБТ принята следующая система обозначения.
ГОСТ12.Х.ХХХ-ХХ
Буква Х – шифр подсистемы.
Три знака ХХХ – порядковый номер стандартов подсистемы.
ХХ – год утверждения или пересмотра стандарта.
Например, ГОСТ12.4.003-86
Концепция гос-ого рег-ия упр-ия ОТ в РБ. Право раб-ов на ОТ
Гос-во явл. осн. гарантом прав и свобод своих граждан. Практическая реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осущ. на всех уровнях упр-ия соответ. правовых, соц-эконом, орган-ых, техниче, сан-гигиен. и др. мероприятий по ОТ.ОТ -система обеспечения безопасности жизни и здоровья раб-ов, кот. вкл правовые, соц-эконом., организац-технич., лечебно-проф-ие и реабил-ые мероприятия и ср-ва. В соответ. с действующим закон-ом, орг-ия работы по ОТ возложена на руководителя. Для решения методич. и организац. вопросов и для осущ. кон-ля в соответ. с Постан-ем Мин. труда и соц. защиты РБ от 24.05.2002 № 82 и ТК создаются службы ОТ. Службы От соз-ся при численности раб. более 100 чел. Число раб-ков таких служб определяется по методике, утвержд. Мин. труда РБ. Рук-ли таких служб или инженеры по ОТ подчиняются только рук-лю (нанимателю).
ТК РБ имеет спец. главу «ОТ», кот. опред организацию работы по ОТ,взаимоотношения по этим вопросам м\у нанимателем и работником. ст. 222-опред права раб. на ОТ (на раб. место, кот соотв. нормам и условиям ОТ;обуч. и инструк. безопасн. методам работы;обеспеч. ср-вами защиты; получ инфо о состоянии усл-ий тр.; проведение проверок о состоянии условий тр.; отказ от порученной раб-ты, если нарушены правила и нормы ОТ.).ст.223—опред. гарантии прав раб. на ОТ.(сохранение раб места и зарпл. при отказе от выполнения порученной работы; при ухудшении здоровья рук-ль предоставл. новое место и переобучает).
В РБ принят Закон от 03.05. 1999 г. № 253-3 «О ратиф. Конвенции 155 МОТ "О безопасности и гигиене труда и производственной среде"». Цель -признание необходимости разработать нац. пол-ку в области ОТ, кот бы учит. местные условия и междунар опыт, и создать необход механизмы ее реал-ии на всех уровнях произ-ых отношений. В 2001 г. разраб. и утвер СовМином Концепция гос. управления ОТ. Согл. К. целью гос.политики ОТ -сохранение жизни и здоровья граждан в процессе труд деят-ти.Осн принц-ы:♦ приоритет жизни и здоровья раб-ов по отношению к результатам производственной деят-ти;♦ обеспечение гарантий права работников на охрану труда;♦ установл. обязанностей всех субъектов правовых отношений в областиОТ, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;♦ совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере, вкл. внедрение экономич. механизма обеспечения ОТ.
Законод-во РБ об ОТ
Правоотношения в сфере охраны труда регламентируются следующими основными законами:1)Конст. РБ(ст. 45-права граждан на здоровье и безопасные условия труда, охрану их здоровья. ст 43- право дохода для работающих по найму, это обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращ продол-ью работы в ноч. время, оплач. отпуск, дни еженед. отдыха)2)ТК РБ(ст. 222—права раб. на ОТ ст.223—гарантии прав раб. на ОТ. 223—обязат. соц. страхование от НС на пр-ве и профзаболеваний. 225—компенсацию по усл. труда.Ст 226—обязанности нанимателя по ОТ; ст 227—порядок действия служб ОТ; ст 228–проведения мед.осмотров для предупреждения проф. заболеваний; ст 229—рассмотрение НС и проф.заболеваний; ст 230—обеспеч ср-вами инд. защиты. 231—обеспеч сан-быт. помещениями. 232—обеспеч. пособиями по врем. нетруд-и.)3)ГК РБ.4)закон о здравоох-и.5)о санитарно-эпидемическом благополучии населения.6)о пожарной безопасности.7)о радиационной безопасности.8)УК РБ.
Осн НПА:1)Пост-я Прав-ва,2)НПА спец гос органов надзора и контроля,
3)НПА мин-тв и др республ органов гос упр-я.4)Локальные НПА нанимателей.
Нормативно правовую базу управления охраной труда в соответствии с постановлениями Министерства труда РБ №67 от 15.10.1996 составляют следующие виды нормативных документов:
Межотраслевые правила по охране труда,
Отраслевые правила по охране труда,
Санитарные нормы и правила (СанПиН),
Гигиенические нормативы (ГН),
Строительные нормы и правила (СНиП),
Правила безопасности,
Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУЭ),
Положения и типовые инструкции по охране труда,
ГОСТы ССБТ (системы стандартов безопасности труда),
Стандарты предприятия по охране труда.
Инструкции по охране труда предприятия,
Требования по охране труда излагаются также в стандартах на продукцию производственного назначения в разделах “требования безопасности” ТУ, технологических регламентах на ведение процесса, нарядах – допусках на производство работ с повышенной опасностью.
4)Надзор и контроль за охраной труда на предприятиях и в организациях РБ. Надзор направлен на выявл нарушения и их пресечение путём применения санкций(предписание,приостановка деятельности,штраф).Задача-дача рекомендаций по улуч орган. дела. Надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к п\п и орг-ям.Контроль -элемент упр-ой деят-ти, присущ всем упр-им структурам.Цель- выявл нарушения,анализ их причины, пути устран нарушений и недостатков в работе.
Гос органы:1Департамент гос инспекции(возгл директор,кот одновременно явл Гл. гос инспектором труда РБ)проверяет организацию работы по ОТ, проводит спец расследования НС, дает заключения по проектам ТУ,надзор за ходом стр-ва, рекон-ии объектов хоздея-ти.2Проматомнадзор(контроль за безопасной эксп-ей объектов повыш опасности).3Белстандарт(соблюдение стандартов безопасности труда при изгот пр-ии пр-го назначения, при эксп-ии оборуд-я и ведении технолог.процессов.4Госэнергонадзор(надзор за рац. использ топлива, элект и тепл энергии, соблюдение требований безопасности при эксп-и эл. и тепл. установок).5Госстройнадзор (расслед причин аварий и разрушений зданий, сооружений).6Санэпиднадзор(соблюд сан-гигиен и эпидемиол правил и норм). 7пожарнадзора(возгл Гл госинспектор по пожарнадзору-первый зам. министра поЧС). Решение госорганов надзора м.б. обжал. вышестоящими лицами, а затем и в суде.
Ведомс.контрольпровод. Соотв. минист-ми, ведомствами,в кот предусмотрены штатным расписанием службы (отделы) охраны труда.
Общест. контрольвозложен на профсоюзы.Они им. право:♦осущ проверки собл законод-ва о труде;♦посещ орг-ии любых орган-прав форм, в кот раб члены этого профсоюза, для проведения проверок;♦осматр раб места, провод независ экспертизу обеспеч-я здоровых и безопасных усл. труда;♦прин участие в расслед-и НС и профзаболеваний;♦подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудо и соц-эк прав;♦вносить в органы гос упр-я предложения о принятии, измен или отмене актов законод-ва по труд и соц-эк вопросам.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных.
5)Ответственность за нарушение законодательства по ОТ, правил и норм. Ответственность м.б: общественная (перед проф-ми или др общест-ми объед-ми),дисциплинарной(замечание, выговор, увольнение (ст. 198 ТК)), административной(перед орг-ми гос надзора, к-я предусм-на кодексом об админ-х правонар-х (КАП): ст 41 наложение штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде до 10 баз-х вел-н),уголовной(за нарушение правил охраны труда и пожарной безопасности предусмотрена ст. 302-308 УК РБ. Должностные лица, в завис от тяжести последствий, наказываются лишением свободы, или исправительными работами, или штрафом, или увольнением от должности. Меру наказания за уголовно наказуемые деяния определяет суд. В частности ст 306, предусм-ет наказание долж-х лиц за наруш-е правил и норм От, повлекшее тяж-е последствия. Ст 321,318, 303,325 – нарушение правил экспл-ии объектов, ст. 428 – уст-ет ответ-ть долж-х лиц за служ-ю халатность при тяж-х случаях до 5 лет. УК РБ опред-т также уголовн-ю ответ-ть раб-в за наруш-е прав и норм ОТ. Материальной(Возмещение вреда сост-т в выплате ден сумм пострад-му и его семье: 1. Утраченный заработок, кот-й пострад-й имел или мог иметь, 2 единоврем-я мат помощь утрат-му трудосп-ть раб-ку, кот-я опред-ся в зав-ти от % утраты трудосп-ти и среднемес-го заработка, 3 в случае гибели раб-ка размер этой помощи опред-ся его сумм-м заработком за опр-е кол-во лет, 4 возмещение расходов, связ-х с поврежд-м здоровья, 5 возмещение морального вреда в ден или иной мат-й форме. Размеры опр-ся по соглаш-ю сторон или реш-ю суда. Если виноват потерпевший, то размер может быть уменьшен. Размер утрач-го заработка опр-ся в % к от скоррект-му заработку. При этом в состав его вкл-ся все виды оплаты его труда, к-е облаг-ся подох-м налогом. Корректировка заработка потерпевшего осущ-ся путём умножения среднемес-й з/п в РБ за предшест-й месяц на индив-й коэф-т з/п пострадавшего, к-й равен отнош-ю его мес-го факт-го заработка к средней з/п РБ. Вина нанимателя счит-ся доказанной,если несчастный случай произошёл в рез-те нар-я правил и норм ОТ.
7)Система управления ОТ. Для решения орган-ых методических вопросов и осущ контроля в соответствие с постановлением правительства РБ и ТК создается служба ОТ. Служб ОТ создается при численности работающих в производственной сфере более 100 человек, в непроизводственной – более 200. Численность раб-ов таких служб или инженеры по ОТ подчиняются только руководителю. Систем упр. ОТ (СУОТ) включает подготовку, принятие реализацию упр. решений. Ф-ии СУОТ: 1 Орг-ия и координирование работы по ОТ, 2 План-е и фин-е работ по ОТ, 3 Контроль за соот. ОТ, 4 Учет, анализ, оценка мероприятий и показателей ОТ, 5 Стимул-е раб-ов за безопас. работу.Задачи СУОТ: 1 Обучение вопросам ОТ и их проф. подготовка,2 Обеспеч безопасности произ. процессов,3 Обеспеч безопасности произв. оборудования,4 Обеспеч безопасности зданий и сооружений,5 Обеспеч работающих ср-ми коллективной защиты,6 Нормализация сан-гиген условий,7 Орг-ия лечеб-профил обслуж-я,8 Сан-быт обслуж рабочих. Мин труда и соц защиты 3.01.03. постн №1 приняло типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний раб по ОТ. Оно определ обучение проверку знаний рабочих руководителей и специалистов по вопросам ОТ, проведение инструктажа по ОТ. После соотв подготовки и обучения раб-ка проверяют. Если раб на сдал экзамен, последующая проверка – ч/з месяц. После повторной проверки реш вопрос о проф пригодности. Руковод и спец должны проходить необход обучение и стажировку. Не позднее 1 мес со дня назначения на должность они проходят проверку знаний, а затем периодически ( раз в три года).
Одной из ф-ий управления ОТ на п\п явл плани-е мероприятий по улучш труда, предупрежд травм и заболеваемости. Для план-я мероприятий по ОТ необход объективная инфо, кот содержится в док-ах по аттестации раб мест, предписаниях органа надзора и контроля, актах о рассл-и НС на пр-ве из-за проф. заболеваний, отчётности об условиях труда, травматизме и заболеваемости на пр-ве и др док-ах. Планы работ долж включ мероприятия, обеспеч устранения опасности и мероприятия, не треб. матер затрат или требующие незнач фин-ия. Приоритет след. отдавать мероприятиям, обеспеч улучш условий труда большому числу раб-ов. План-е работ по ОТ долж предусм определение заданий с указанием срока исполнения.Мероприятия, включ в план работы, д.б. обеспечены финансированием, матер ресурсами, проектно-сметной документацией
8)планирование и финансирование мероприятий по ОТ
Положение о планирование, разработки мероприятий по ОТ и их финансирование утверждено Постановлением Мин труда РБ от 23.10.00 №136
Планы уст в след видах:
1) комплексные 5-лет планы,
2) текущие (годовые) планы,
3) оперативные (месяц, квартал)
План мероприятий по ОТ обязательно согласовывается с проф организацией и явл. предложением корректир договором.
Если пр-ва реконструкции объекта и его расширение, то мероприятие по ОТ не включ в план мероприятий, т. к. они включены в проектно-сметную документацию.
Источники финансирования мероприятий по ОТ:
эксплутационные расходы – если затраты носят накапитальный характер и включаются в себестоимость продукций и услуг, * для бюдж организаций и смета её расходов, * средства амортизационного фонда – если работы выполняются в рамках модернизации, * банковский кредит –если мероприятие входит в комплекс кредитуемых банков, * инвестиции в основной капитал – если мероприятия носят капитальный характер.
9Нормативное обеспечение ОТ.С-ма стандартов по безопасности труда ССБТ введена в 1972 в качестве одной из систем гос системы стандартизации.ССБТ-многоотраслевую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. Стандарты могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятия. Отраслевые стандарты (ОСТы) разрабатывают с учётом специфики отрасли и могут содержать требования более жёсткие, чем соответствующие ГОСТы. Жёсткий подход применяется также в стандартах предприятий (СТП), которые учитывают специфику структуры предприятия, особенности принятой на нем системы управления, в частности системы управления охраной труда, оборудования и т.д. ССБТ включает в себя 6 взаимно подчинённых подсистем. Стандарты подсистемы “0”(Устанавливают цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию в области охраны труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.)Стандарты подсистемы “1”(Устанавливают требования по видам опасных и вредных ПФ и предельно допустимым значениям их параметров, методам и средствам защиты работающих от их воздействия, методам контроля уровня указанных факторов)Стандарты подсистемы “2”(Устанавливают общие требования к безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования, методам контроля выполнения этих требований.)Стандарты подсистемы “3”(Устанавливают общие сведения безопасности технологических процессов, методам контроля выполнения требований безопасности.)Стандарты подсистемы “4”(Устанавливают требования безопасности к средствам защиты)Стандарты подсистемы “5”(Устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.)
В ССБТ принята следующая система обозначения.
ГОСТ12.Х.ХХХ-ХХ
Буква Х – шифр подсистемы.
Три знака ХХХ – порядковый номер стандартов подсистемы.
ХХ – год утверждения или пересмотра стандарта.
Например, ГОСТ12.4.003-86