Зарубежный опыт оценки соответствия ПП

СОГЛАШЕНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ БАРЬЕРАМ В ТОРГОВЛЕ

ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯНа любую промышленную и сельскохозяйственную прод..

Не распространяется :На закупочную документацию, подготовленную правительственными органами и содержащую требования правительственных органов к производству или потреблению;На санитарные и фитосанитарные меры.

ЦЕЛЬлиберализация мировой торговли:«Каждая страна имеет право принимать меры, необходимые для защиты жизни и здоровья людей, охраны животного и растительного мира, окружающей среды или для предупреждения фальсификаций на том уровне, который она сочтет необходимым при условии, что такие меры не будут приниматься для дискриминации импортеров и не будут создавать скрытых препятствий на пути международной торговли».

Процедура ОС– любая или косвенно используемая для определения соответствия прод. требованиям технических регламентов или стандартов.

Международный орган или система– орган или система, членство в кот. открыто для соответствующих органов всех Стран-участниц

Центральный правительственный орган– центральное правительство его министерства и департаменты или любой другой орган, контролируемый центральным правительством в отношении рассматриваемой деятельности.

Местный правительственный орган– правительство, кроме центрального (например, штатов, провинций, земель, кантонов, муниципалитетов), его министерства и департаменты или любой другой орган, контролируемый этим правительством в отношении рассматриваемой деятельности

Неправительственный орган– орган, кроме центрального или местного правительства, имеющий юр. право вводить в действие техн. регламенты.

ПРИНЦИПЫ:НЕ ДИСКРИМИНАЦИЯ.Процедуры ОС д.б. одинаковыми для национальных и иностранных поставщиков. Процедуры ОС разраб-тся и применяются так, чтобы не создавать допол-ные препятствия в м/н торговле.

Национальный режим реализации импортных товаровПроцедуры ОС иностранной прод. выполняются быстро и в условиях аналогичных для национальных товаров.Конфиденциальность информации о прод. одинакова как для нац-ных, так и импортных товаров.Плата д. б. одинак, учитывая расходы на переговоры, транспорт и т.д. Местонахождение оборудования, используемого в процедурах ОС и при отборе образцов, не должно создавать дополнит-х неудобств для заявителей или их агентов.

При изменении требований к прод., уже прошедшей ОС, повторная оценка соответствия модифицированной прод. д. б. ограничена только теми процедурами, кот. подтвердят соотв. ее новому регламенту.

ПРОПОРЦИОНОЛЬНОСТЬПроцедуры ОС не д. б. более строгими или более строго применяться. Чем это необходимо, учитывая риск , к которому может привести несоотв..

ГАРМОНИЗАЦИЯСтраны-участницы д. применять процедуры ОС, изданные международными органами по стандартизации.

— Страны-участницы д. принимать активное участие в разработке этих международных процедур.

НОТИФИКАЦИЯЕсли Страна-участница использует отличные от международных процедуры ОС она д.:Уведомить немедленно другие Страны –участницы о конкретной процедуре и видах прод., на кот. она распространяется;Предоставить другим Странам-участницам копии правил;Предоставить другим Странам-участницам возможность дать свои письменные замечания, обсудить их по требованию и учесть замечания и результаты обсуждения

Транспарентность («прозрачность»)

Если Страну-участницу не устраивает международная процедура ОС она д.:Поместить в печати уведомление о своей процедуре, чтобы Страны-участницы с ним ознакомились;Предоставить другим Странам-участницам описание процедуры с подробными объяснениями;Предоставить другим Странам-участницам время для подготовки письменных замечаний, обсуждения их по требованию и учета этих замечаний

Учет специфических условий

При разработке и применении СФС учитываются специфические потребности развивающихся стран-членов, в особенности наименее развитых стран

Варианты использования ст–тов кодекса (cs)

– Полное принятие (А)

– Полное принятие (В)

– Целевое принятие

– Принятие ст–та с определенными отклонениями

Причины повышения требований к документам кодекса:

–Усиление интереса потребителей к безопасности ПП.

–Инициативы по гармонизации.

–Призывы к строгой научности.

–Сокращение нац. регулируемых ресурсов.

Рекомендуемый международный кодекс практической деятельности – общие принципы пищевой гигиены cac/rcp 1-1969

Общие принципы кодекса по пищевой гигиене:рекомендовать основанный на НАССР подход, как средство для увеличения без–ти пищи

Гигиеническое производство источников пищи: Подход, базирующийся на системе НАССР, может помочь в определении любых специфических точек производства источников пищи, где может сущ. высокая вер–сть заражения, и принятию специальных мер, чтобы минимизировать эту вероятность.

Регламент № 853/2004

Сфера применения:устанавливает особые правила гигиены ПП животного происхождения; Эти правила представляют собой дополнение к правилам, установленным в регламенте № 852/2004.

Маркировка:спец. требования к маркировке продук­тов животного происхождения – Идентификационный знак наносится производителем на упаковку или оболочку про­дуктов животного происхождения

Зарубежный опыт оценки соответствия ПП - student2.ru форма ИД знака - овал

Код страны

Номер признания предприятия

Реглам ТС по безоп ПП.

Сфера применения

объекты технического регулирования;требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и правила оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.

2. При применении должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки и оборудованию для производства пищевой продукции, установленные соответствующими техническими регламентам ТС.

3. При применении ТР должны учитываться требования ТР ТС устанавливающие дополнительные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

4. ТР, устанавливающие требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, устанавливают: объекты технического регулирования;требования безопасности к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования.

В ТР, устанавливающих требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, также могут содержаться требования к маркировке и схемы декларирования соответствия.

Целями принятия настоящего технического регламента являются: защита жизни и (или) здоровья граждан; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); охрана окружающей среды.

Объекты технического регулирования: пищевая продукция;

связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства, хранения, реализации, перевозки, утилизации.

Идентификация ПП проводится на соответствие ее наименованию и существенным признакам такой пищевой продукции.

Идентификация ПП проводится следующими методами:

1) по наименованию - путем сравнения наименования и назначения пищевой продукции, указанных в маркировке на потребительской упаковке и/или в сопроводительном документе с наименованием, указанным в определении вида пищевой продукции;

2) визуальным методом – путем сравнения внешнего вида пищевой продукции с существенными признаками, указанными в определении пищевой продукции;

3) органолептическим методом – путем сравнения органолептических показателей пищевой продукции с существенными признаками, указанными в определении пищевой продукции. Органолептический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию и визуальным методом;

4) инструментальным методом - путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей пищевой продукции существенным признакам, указанными в определении пищевой продукции. Инструментальный метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименовнию, визуальным или органолептическим методами.

4. При идентификации процессов производства, хранения, перевозки и реализации продукции в целях установления их принадлежности к сфере действия настоящего технического регламента любое заинтересованное лицо обязано убедиться, что эти процессы осуществляются в целях производства, хранения, перевозки и реализации пищевой продукции и связаны с обеспечением требований безопасности такой продукции. Идентификация процессов производства, хранения, перевозки и реализации продукции осуществляется посредством визуальной оценки указанных процессов и проверки документации, в соответствии с которой они осуществляются.

Общие положения сертификации алкогольной продукции в Беларуси (ТКП 5.2.20).

Алкогольная продукция – пищевой продукт с объемной долей спирта 7% и более: коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки и составные спиртовые полуфабрикаты для их производства (виноматериалы, сброженно-спиртованные и спиртованные соки, настои, морсы и водно-спиртовые экстракты, концентрированные пищевые основы, пищевые ароматизаторы) и иные полуфабрикаты.

Алкогольный напиток – алкогольная продукция с объемной долей спирта 7% и более: водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и др.

Применяются следующие схемы: 3а, 6а, 7.

— Серийная сертификация не применяется для сертификации коньячных спиртов и коньяков наливом.

— По разрешению Госстандарта может быть применена схема 3а.

— Для импортной бутилированной алкогольной продукции инспекционный контроль проводится не реже 1 раза в полгода путем отбора образцов и их испытаний по показателям безопасности.

Принципы деятельности

1) Равные возможности для всех заявителей:

-Политика и процедуры должны иметь недискримин-ный характер;

-Услуги доступны для всех (отсутствие финансовых помех)

2) Беспрепятственный доступ к информации об услугах органа;

3)Обеспечение конфиденциальности информации

Область деятельности

Все ПП и продовольственное сырье; Отдельные их группы; Системы упр качеством и безоп-тью ПП на основе принципов НАССР

Персонал

Эксперты-аудиторы по качеству, включенные в реестр НСПС РБ (не менее 3-х по каждому виду деятельности); Квалиф-ный, прошедший спец подготовку персонал; Требования к образованию, квалиф-и, стажу работы; ДИ (2 экз.) – квалиф-ные требования, обязанности, права, ответственность, полномочия; Повышение квалиф-и – не реже 1 раза в 3 года; Аттестация; Участие в конференциях, семинарах.

Документированные Процедуры

— Должен обеспечивать проведение ОС продукции тем требованиям, которые предъявляются действующими ТНПА;

— Должны быть определены соответствующие ТНПА или их отдельные положения, касающиеся отбора образцов, испытаний и контроля, которые являлись бы основой для выбора схемы ПС;

Структурадолжна гарантировать: Беспристр-ть; Ответственность; Исключать воздействие со стороны др лиц и организаций.

Подготовка и ведение внутренней документации, порядок проведения сертификационных работ.

— Фонд ТНПА;

— Комплект ОМД:

◦ Положение об органе по сертификации;

◦ Руководство по качеству;

◦ Порядок проведения работ по сертификации и декларированию соответствия;

◦ Порядок проведения работ по сертификации систем НАССР;

◦ Область аккредитации.

ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНЕ

— Общие сведения о деятельности органа по сертификации;

— Краткое описание юридического статуса;

— Функции, права, обязанности и ответственность.

Руководство по качеству

— Изложение политики

— Описание юридического статуса;

— Сведения об организации деятельности органа по сертификации;

— Организационная схема;

— Сведения о квалификации персонала;

— Порядок обучения и повышения квалификации персонала;

— Сведения о фонде ТНПА;

— Процедуры управления документацией;

— Процедуры обеспечения конфиденциальности;

— Порядок ведения архива;

— Порядок рассмотрения жалоб и претензий;

— Порядок внутренних проверок СК;

— Порядок взаимодействия с другими организациями;

— Процедуры оценки результатов сертификации на всех этапах.

Система управления

— Обеспечение наличия действующих экземпляров на рабочем месте;

— Обоснованное внесение изменений в документы;

— Своевременное изъятие и уничтожение устаревших документов.

Бланки форм документов в соответствии с ТКП 5.1.02; ТКП 5.1.02; ТКП 5.2.01, ТКП 5.2.02

— Бланки форм других документов:

— Акты идентификации продукции;

— Программы испытаний;

— Решения о выдаче (невыдаче), признании (непризнании) СС;

— Предписания о приостановлении, отмене действия СС;

Хранение

— Заявки на проведение работ и документы, прилагаемые к ним;

— Решения по заявкам;

— Договоры на проведение работ;

— Акты отбора образцов;

— Акты идентификации продукции;

— Протоколы испытаний;

— Программы анализа состояния производства (планы аудита системы НАССР);

— Копии выданных сертификатов и зарегистрированных деклараций и прилагаемых документов;

— Программы ИК;

— Акты ИК;

— Решения Управляющего совета;

— Апелляции и решения по ним;

— Журналы регистрации документов и работ по ПС;

Декларирование соответствия

ТК РБ 4.2-Р-20-2003 «Управление качеством ПП на основе принципов НАССР. Порядок проведения работ по определению критических контрольных точек и установлению критических пределов. Рекомендации».

28. Принцип 4. Создание системы мониторинга за ККТ Разработка системы мониторинга, позволяющей обеспечить контроль ККТ на основе запланированных испытаний или наблюдений. Мониторинг – проведение запланированных наблюдений или измерений параметров в ККТ с целью своевременного обнаружения их выхода за предельные значения и получения необходимой инф-ии для выработки предупреждающих действий. Система мониторинга – совокуп процедур, процессов и ресурсов, необходимых для проведения мониторинга.

Мониторинг может б.: постоянным и непостоянным Постоянный мониторинг осуществляется посредством контрольного автоматического оборудования;

Непостоянный мониторинг осущ-ся, если пост мониторинг невозможен (массовая доля компонентов, содержание рН, активность воды, темп-ра прод.). Непост. мониторинг включает визуальную оценку.

Частота мониторинга д. б. достаточна для того, чтобы риск был под контролем. Каждое предприятие несет ответственность за устан. частоты, кот. д. гарантировать, что ККТ – под контролем.

Процедуры монит.д. обеспечить обнаружение ККТ вне области контроля.

Полученная в результате мониторинга информация д. обеспечить возможность проведения КД до наступления необх. изъятия прод..

НЕКОТ. ПРАВИЛА четко опред.персонал, ответственный за мониторинг;

· обучить персонал, провод. монит. последовательности действий, устано. критич. пределам, порядку ведения записей по резул.мониторинга, действиям,кот. д. б. предприняты, если контр.пределы будут превышены;

• гарантировать, что персонал понимает цель и важность мониторинга.

Этапы процедуры мониторинга Для каждой ККТ определить оптимальную процедуру мониторинга;Определить частоту мониторинга;Определить, необходимо ли проводить мониторинг случайным образом для получения более достоверной информации;Определить необходимы ли и какие лабораторные испытания для выполнения функции мониторинга.

Сист. мониторинга включает: запись резул.мониторинга;методы;отклонения, подлежащие регистрации;обратную связь по результатам и КД.

Принцип 5. Проведение корректирующих действийРазработка КД, которые д. предприниматься, если результаты мониторинга показывают, что определенная ККТ не контролируется.Целью корректирующих действий (КД) является: а) устранение причин выявленных нарушений критических пределов в ККТ и выявленных несоответствий в функционировании системы НАССР; б) предупреждение их повторного возникновения.

КД подразделяются на планируемые и оперативные.

Планируемые КД устанавливаются в Рабочих листах НАССР.

Оперативные КД осуществляются в соотв. с разработанной процедурой проведения КД.Процедура проведения любых КД д. предусматривать: Мероприятия по обеспечению того, чтобы каждая ККТ не выходила за критич. пределы; Получение разрешения на проведения КД; Процедуры обращения с дефектной прод..

Принцип 6. Проверка эффективности системыРазработка процедур проверки, включая дополнительные меры, подтверждающие эффективность функционирования НАССР.Цель: Определить соотв. системы НАССР разработанному Плану НАССР; Определить соотв. Плана НАССР производственному процессу и является ли он эффективным.

Процедуры проверки д. б.пригодными для подтверждения того, что ККТ, процедуры мониторинга и критические пределы правильно определены и что КД были выполнены надлежащим образом. Порядок проверки должен б. разработан рабочей группой НАССР и устанавливать: Ответственность, Частоту, Методы, Процедуры или испытания в дополнение к проводимым в рамках системы мониторинга.

Проверка предусматривает: Экспертизу Плана НАССР, Экспертизу любой другой документации, Анализ отклонений и проведенных по ним КД, Микробиол.анализ промеж. и конечных прод.; Анализ продукции, находящейся в торговле, в случае ухудшения ее качества и возникновения др. непредвиденных проблем, касающихся ее безоп., Анализ использования прод. потребителями.

Проверку проводит: Квалифицированный персонал, способный обнаружить отклонения или изъяны в системе. Оформление процедуры по проверке системы НАССР – в соотв. с СТБ ИСО 19011.

Принцип 7. Система ведения записей документирование процедурДокументир-е всех процедур с-мы, форм и способов регистрации данных, относящихся к внедрению принципов НАССР. В соотв. с СТБ 1470-2012докум-ия д. включать: Политику; Приказ о внедрении с-мы; Приказ о создании и составе группы НАССР; Инф-ию о продукции; Инф-ию о пр-ве; Отчеты гр НАССР с идентификацией ОФ, резул. анализа рисков и выбора ККТ и опред.крит.пределов; Рабочие листы НАССР; Процедуры мониторинга; Процедуры проведения КД; Процедуру взаимосвязи с гр НАССР; Процедуру уведомления заинтер-ых сторон в случаях попадания опасной прод. на реализацию; Процедуру управления докум-ей; Процедуру внутр-й проверки с-мы НАССР; Перечень регистрационно-учетной док-ции.

29. Порядок работ по созд-ю и внедрению системы НАССР в орг-ии: разраб. политики в обл. кач-ва и без-ти выпуск-ой прод-ии и опред-ие обл. распростр-ия сист. НАССР, созд. группы НАССР

Определение области разработки системы НАССР:

► ограничьте область разработки рамками одного конкретного продукта/процесса; определите характер опасных факторов, например физических, химических и биологических; определите звено производственной цепи, подлежащее изучению; Группы продукции, на которые распространяется НАССР ( в соответствии с классификатором ОК РБ 007); Виды экономической деятельности (в соответствии с классификатором ОК РБ 005); Этапы (стадии) жизненного цикла продукции

Разработка и документирование Политики в области безопасности выпускаемой продукции:Цели;Задачи;Пути и методы их реализации;Декларирование обязательств высшего руководства.

Создание рабочей группы НАССР:

► Состав; Назначение координатора и технического секретаря; Выделение ресурсов (временных, финансовых, технических, информационных);Наделение полномочиями, достаточными для проведения работ.

Группа НАССР – группа специалистов (с квалификацией в разных областях), которая разрабатывает, внедряет и поддерживает в рабочем состоянии систему НАССР.

Координатор: обеспечивает выполнение согласованного плана; распределяет работу и обязанности; дает выразить свое мнение каждому члену группы; представляет группу в руководстве предприятия.

Технический секретарь: организовывает заседания группы; регистрирует членов группы на заседаниях;доводит до исполнителей решения группы;ведет всю документацию по результатам работы группы.

Группа НАССР должна обеспечить многопрофильный подход. Этот подход должен включать в себя при необходимости знания:агрономии;ветеринарии;производственных процессов;пищевых технологий;оборудования;микробиологии;медицины, здравоохранения;экологии;химии;обслуживания технологического и измерительного оборудования.

Типичный состав рабочей группы НАССР. Члены рабочей группы должны быть отобраны исходя из:должностных полномочий; опыта работы на данном предприятии;знаний и опыта в области производства данной продукции и связанных с ним опасных факторов, которые должны стать предметом анализа при разработке системы НАССР.

Начальная подготовка членов группы должна обеспечить:Использование единой терминологии для однозначного ее восприятия; Понимание целей разработки и внедрения системы НАССР

Организация работ:

v Время заседаний группы должно ограничиваться двумя-тремя часами;

v Должна быть обеспечена достаточная регулярность заседаний (например, каждые две недели).

v Период внедрения системы – от 6 месяцев до одного года.

Высшее руководство организации должно обеспечить координационную группу НАССР:

q помещением для проведения заседаний, технической учебы по вопросам безопасности продукции;

q временем для заседаний рабочей группы, освобожденным от основной работы;

q финансовыми средствами на обучение членов группы НАССР;

q нормативной и законодательной документацией, необходимой для работы группы НАССР;

q неограниченным доступом в испытательные лаборатории и производственные и служебные помещения;

q доступом к сторонним источникам информации, в т.ч. в электронном виде - связь «Интернет», «Модем», достижениям науки и техники, касающимся безопасности продукции;

q программным обеспечением деятельности рабочей группы НАССР;

q множительной, вычислительной и организационной техникой.

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА

Четко определить персонал, ответственный за мониторинг;(Обучить персонал, проводящий мониторинг: Последовательности действий, Установленным критическим пределам, Порядку ведения записей по результатам мониторинга, Действиям, которые должны быть предприняты, если контрольные пределы будут превышены);

Гарантировать, что персонал понимает цель и важность мониторинга.

Этапы процедуры мониторинга

A. Для каждой ККТ определить оптимальную процедуру мониторинга; В.Определить частоту мониторинга; С.Определить, необходимо ли проводить мониторинг случайным образом для получения более достоверной информации; D.Определить необходимы ли и какие лабораторные испытания для выполнения функции мониторинга.

Система мониторинга включает:

• запись результатов мониторинга;

• методы;

• отклонения, подлежащие регистрации;

• обратную связь по результатам и корректирующим действиям.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ НАССР

Этап ОФ ПД ККТ (№) Контролируемый параметр Критические лимиты Периодичность мониторинга Метод контроля КД Регистрационно-учетный документ

СОЗДАНИЕ ПЛАНА НАССР

План НАССР должен быть документально оформлен и для каждой ККТ содержать:

n опасности, которые должны контролироваться в ККТ;

n Меры контроля;

n Критические пределы;

n Процедуры мониторинга;

n Коррекции и КД, которые принимаются при превышении критических пределов;

n Ответственность и полномочия;

n Записи мониторинга.

Идентификация ККТ.

ККТ – это такие этапы, в которых применяют меры контроля, управляемые Планом НАССР.

Дерево решений: Идентификация опасностей. Определение приемлемых уровней – Оценка опасностей. Определение неблагоприятных воздействий на здоровье и вероятности их возникновения – Важно ли устранение или уменьшение опасности при производстве безопасной пищевой продукции ? – НЕТ (мера контроля не требуется) – ДА – Соблюдается ли контроль опасности, необходимой для обеспечения определенных приемлемых уровней? – НЕТ (мера контроля не требуется) – ДА – Выбор соответствующей комбинации мер контроля – Валидация комбинаций мер контроля – Выбор и оценка мер контроля – Рабочие ППУ или План НАССР.

СТАНДАРТЫ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Для упорядочения прослеживаемости как средства контроля и обеспечения безопасности ПП, и для повышения ее прозрачности были разработаны законы, международные стандарты и отраслевые нормы.

— Комисcия «Codex Alimentarius» (САС):

Общий стандарт для расфасованных пищевых продуктов (GSPPF) (указание страны-происхождения ПП, если в другой стране продукт после переработки изменил свои свойства – указывать страну- переработчика).

Законодательство ЕС:

Постановление Совета и Европарламента (ЕС) № 178/2002. Директива 852/2004/ЕЕС. Директива 89/396/ЕЕС. Постановление Совета (ЕС) № 104/2000.

США:

Прослеживаемость рассматривается как инструмент, применяемый при необходимости. Однако, ввоз, например, рыбной продукции в США разрешен только при наличии сертифицированной системы НАССР (в ней есть прослеживаемость).

ЕДИНИЦЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ

Должны быть четко определены. Прослеживаемая единица есть то же самое, что и партия, лот или единица торговли. Каждая отдельная единица должна поддаваться определению и соответствовать определенным показателям (характеристикам). Прослеживаемой единицей может быть один экземпляр рыбы, например, один тунец. Такой единицей м.б. один улов, улов за сутки, улов за неделю. Сегодня многие выбирают за единицу прослеживаемости объем продукции за сутки или за смену. При выборе крупных партий в качестве прослеживаемой единицы мы имеем низкую стоимость и большие экономические потери в случае возврата этих партий. Имеющаяся информация бесполезна. При выборе мелких партий мы имеем высокую стоимость, но небольшие экономические потери в случае возврата партии. Имеющаяся информация полезна для управления всей цепочкой. Информация может продаваться

ВНУТРЕННЯЯ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ

Компонентами являются:

— Идентификационные коды (присвоение конкретным продуктам/партиям идентификационных кодов и дальнейшее сохранение целостности отдельной партии вместе с сопроводительной документацией в течение всего времени ее пребывания на предприятии).

— Управление данными (перенос, добавление, объединение, разделение данных):

— Операции по переработке партий продукции: код партии 0406 Б – идентификационный номер партии, где Б – вторая часть партии, отправленная на заморозку, и поэтому она соответствует второй серии температурных данных

— Непрерывный процесс – любые автоматизированные процессы, должна регистрироваться информация о дате, начале и окончании процесса переработки длят каждой конкретной партии в протоколе переработки партии.

методы обеспечения прослеживаемости наиболее применимы:

— Прослеживаемость на основе письменной документации.

— Системы с использованием штрихкодов/сканеров.

Пример письменного документирования:

приемка сырья – в протокол приемки вносятся:

— Дата закупки. Поставщик. Вид конкретного продукта. Количество. Сорт и др.

приемка сырья – заполнив протокол приемки выписывается ярлык приемки, который крепится к каждому поддону партии сырья:

Оформление документов по результатам работ по сертификации системы HACCP (состав дела по результатам работ по сертификации)

В состав дела по рез-там работ по серт-ии с-мы HACCP входят след. док-ты:

1. Заявка на проведение сертификации системы HACCP. Реш-е по заявке приним. орган по серт-ции(ОпоС)в течение 5 рабочих дней после её получ-я. Оно включ. принятие/отказ в принятии заявки (при некомплектности док-ции с-мы НАССР). При принятии заявки ОпоС должен ее зарегистрировать. В случае отказа - письменно сообщает об этом заявителю с указанием причин отказа.

2. Исходная инф-ция для аудита с-мы HACCP. Сведения о произв-ве: перечень этапов произв-ва, обработки и распределения, входящих в обл. действия с-мы НАССР; структурная сх. орг-ции; сх. управления с-мой НАССР; подробная структурная сх. рабочей гр. НАССР; числ-сть работающих, на которых распространяется обл. действия с-мы НАССР; сменность работ на основном произв-ве (кол-во рабочих смен, распорядок работы основного контингента, администрации); наличие и кол-во производственного персонала с неполной занятостью и (или) привлекаемого по договору; наличие филиалов; наличие параллельных производственных линий; числ-сть службы проектирования (при ее наличии). Сведения о прод-ции: наименования и коды прод-ции; объем изготовления прод-ции, в т.ч.объем поставок на экспорт (для каждого наименования прод-ции); перечень стран, в которые поставляется прод-ция. Перечни наиболее значимых технологич. процессов (ТП) и технологич. операций (ТО). Технич. док-ция на продукцию: ТНПА, включая ТУ; технологич.доку-ция; инструкции по применению и ограничению. Перечень док-тов с-мы НАССР, в т.ч.: политика; план НАССР; процедуры планово-предупреждающего действия; санит. инструкции; регистрационно-учетная док-ция. Инф-ция о кач-ве прод-ции за последние 12 мес: данные о кол-ве прод-ции (партий прод-ции), принятой с 1-го предъявления, о ее сортности; данные о рекламациях.

3. Анкета-вопросник

4. Акт по рез-там экспертизы док-тов HACCP. В данном акте отражаются рез-ты ан-за (при наличии) по каждому док-ту: заявке, исх. инф-ции, анкете-вопроснику, плану НАССР, прилагаемым к нему док-там орг-ции-заявителя, и делаются выводы о соответствии/несоответствии представленных док-тов установленным требованиям и целесообразности проведения аудита с-мы НАССР. Акт подписыв-ся чл. гр. по аудиту и утв-ся и датируется рук-лем ОпоС. ОпоС оформляет акт экспертизы док-тов с-мы НАССР в 2-х экземпл., один из которых направляет заявителю, второй - остается в ОпоС.

5. Отчёт-справка об устранении замечаний, выявленных в док-тах с-мы HACCP.Подписывают её чл. гр. по аудиту, утверждает и датирует рук-ОпоС.

6. План аудита с-мы HACCP. План аудита должен включать: наимен-я и коды прод-ции, этапы (стадии) произв-ва, обработки и распределения; цели аудита; критерии аудита и ссылочные док-ты; дату и место проведения аудита; врем. график; требования к конфиденциальности инф-ции, не подлежащей разглашению; сведения о том, кому направл-ся рез-ты аудита с-мы НАССР. План аудита с-мы НАССР утв-ся и датируется рук-лем ОпоС и согласовыв-ся с рук-лем орг-ции-заявителя.

7. Контрольн. листы для аудита с-мы НАССР. Их разрабатывают с учетом анкеты-вопросника, требований док-тов с-мы НАССР орг-ции и структурн. сх.управления с-мой НАССР.В контр.листы вносят критерии аудита .

8. Протоколы несоответствий/аспектов по улучшению. Несоотв-ия идентифицируются в протоколах несоотв-ий со ссыл­ками на треб-ия, установл. в ТНПА на с-му НАССР, и в доку-тах с-мы НАССР орг-ции. Группой по аудиту м.б. зафиксированы аспекты для улучшения деят-сти орг-ции (аспекты по улучшению) по примен-ию си-мы НАССР, не связанные с нарушением требований ТНПА и док-тов с-мы НАССР.

9. Акт по аудиту с-мы НАССР. Гр. по аудиту в теч-е 7 дн. подготавливает акт аудита с заключением о соотв-ии (несоотв-ии) с-мы НАССР уста­новл. треб-ям. В акте по рез-там аудита с-мы НАССР гр. по аудиту формирует заключ-е, определяет условия устранения выявленных несущественных несоотв-ий в согласованные сроки. Акт оформл-ся в 2-х экземплярах, подписывается рук-лем и чл. гр. по аудиту, утв-ся рук-лем ОпоС. 1 экземпляр акта передается заявителю, 2 - хранится в ОпоС. Акт по аудиту должен содержать полные, точные, лаконичные и понятные записи по аудиту и отражать: цели аудита; идентификацию орг-ции-заявителя аудита; обл. аудита(идентификацию проверенных структурн. подразделений или произ­водств. процессов), наимен-ие и коды прод-ции, этапы (стадии) произв-ва, обработки и распределения; идентификацию рук-ля и чл. гр. по аудиту; период времени и место проведения аудита; критерии аудита; наблюдения аудита; заключ-ия по рез-там аудита (необх-сть разработки корректирующих меропр-ий, сроки представления в ОпоС доказательств устранения несоотв-ий, необх-сть в дополнит.аудите); перечень рассылки. При необх-сти в акт по аудиту м.б. включены или даны ссылки на: план аудита; список представителей проверяемой орг-ции, участвующих в аудите; итоги проведения аудита; подтвержд-е достижения целей аудита в пределах обл. аудита в соотв-ии с планом аудита; реком-ции по улучшению; заявл-е о конфиденциальн. хар-ре инф-ции, содержащейся в акте и др. Акт по аудиту д.б. подписан рук-лем гр. ОпоС.

10. Обобщённый отчёт. Он готовится по рез-там проверки устранения заявителем выявленных несоотв-ий гр.по аудиту. Отчет составляется в месячный срок после проверки устранения заявителем выявленных несоот­в-ий. Отчет по аудиту должен содержать записи по аудиту (или ссылки на них): дату и место подготовки отчета; наименование проверяемой орг-ции и ее реквизиты; наименование и коды прод-ции, этапы (стадии) произв-ва, обработки и распределения; наименование ОпоС и его реквизиты; сведения о чл. гр. по аудиту; цели аудита; рез-ты ан-за док-ции с-мы НАССР; сведения об устранении замечаний по док-ции с-мы НАССР; сведения о плане аудита; перечень проверенных структурных подразделений или процессов; период времени и место проведения аудита; критерии аудита; наблюдения аудита; сведения об устранении орг-цией несоотв-ий, выявленных при аудите; вывод гр. по аудиту о соотв-ии (несоотв-ии) с-мы НАССР требованиям ТНПА для принятия решения о выдаче серт-та; заключение по рез-там аудита; указание о конфиденциальности инф-ции, содержащейся в отчете; перечень рассылки отчета по аудиту. При необх-сти в отчет по аудиту д.б. включены: неразрешенные противоречия между гр. по аудиту и проверяемой орг-цией; реком-ции по улучшению; согласованный план действий по рез-там аудита. Отчет д.б. подписан рук-лем гр. по аудиту, экспертами-аудиторами и утвержден рук-лем ОпоС.

При «+» решении совета по серт-ции рук-ль гр. по аудиту обес­печивает оформление серт-та соотв-ия и выдачу его заявителю. Одновременно с серт-том соотв-ия оформл-ся соглашение по серт-ции, содержащее обязанности и ответственность сторон на весь период действия серт-та соотв-ия.

Зарубежный опыт оценки соответствия ПП

Европейский Союз.Сельскохозяй

Наши рекомендации