Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности)

Оглавление

Введение……………………………………………………………...……………....7

1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ (ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)……………………….......9

1.1. Предмет и метод экономики отраслевых рынков…………………..……...…9

1.2. Основные проблемы теории отраслевых рынков……………………..……..11

2. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ…….15

2.1. Рынок и рыночные структуры……………………………………………….15

2.2. Барьеры входа на рынок………………………………………….............…...17

2.3. Показатели концентрации………………………………………………….…23

2.4. Показатели монопольной власти……………………………………….…….28

3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ ФИРМЫ……………………....................…..35

3.1. Фирма в неоклассической теории……………………………………….……35

3.2. Контрактная теория фирмы…………………………………………………...40

3.3. Теория принципала – агента…………………………….……………….……43

3.4. Альтернативные цели фирм……………………………...…………………..46

3.5. Модель самоуправляющегося предприятия……………...…………….……50

3.6. Организация и обработка информации……………………………………....52

4. ПОТЕРИ ОБЩЕСТВА ОТ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА……......................55

4.1. Оценка чистых потерь монополии………………………………………..…..55

4.2. Альтернативные издержки монополизации...………..……………………..58

4.3. X - неэффективность монополии………………………………………….….61

5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОЛИГОПОЛЬНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ…..…………………………………………….….63

5.1. Общая характеристика олигополистической структуры..….…………….....63

5.2. Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель Курно………………………………………………………………………….…….64

5.3. Модель дуополии Штакельберга……………………………………….…….66

6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОЛИГОПОЛЬНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ: ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ………………………………………………….…69

6.1. Независимое поведение: ценовая конкуренция. Парадокс Бертрана……………………………………………………………………..……....69

6.2. Модель Эджуорта. Модель линейного города Хотелинга…………….……70

6.3. Методы теории игр для анализа поведения олигополии……………….…...78

7. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ……………………………………….….....83

7.1. Естественная монополия с позиций неоклассики…………………….……..83

7.2. Ценовая дискриминация……………………………………………………..85

7.3. Способы регулирования естественной монополии……………………….…92

8. ИССЛЕДОВАНИЯ, ИННОВАЦИИ И ПАТЕНТЫ. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...95

8.1. Экономические аспекты содержания инновационной деятельности...…….95

8.2. Противоречия экономической среды как источник динамизма инновационного процесса……………...…………………………………….…115

8.3. Характер и содержание труда в инновационном процессе………………..128

8.4. Научно-технический потенциал как ресурсный фактор инновационной деятельности……………………………………………………………………...152

8.5. Методологические вопросы определения инновационного потенциала национальной экономики………………………………………………………...184

8.6. Характеристика результатов инновационной деятельности……………....206

8.7. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности………………………...………………………………………….…208

8.8. Эффективность затрат на инновационную деятельность….....................…211

9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ СТРУКТУР..217

9.1. Основы слияния и поглощения компаний……………………………….…217

9.2. История слияний……………………………...……………………………..245

9.3. Цели отраслевой политики государства……...………………………..……292

9.4. Антимонопольная политика государства. Международный опыт………..293

9.5. Антимонопольная политика в России…………………………….....……...303

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………….……...312

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях центром экономической деятельно­сти являются самостоятельные хозяйствующие субъекты экономики отраслевых рынков. Важным инструментом, необходимым для овладения курсом является теория игр, которая дает возможность анализировать поведение экономических субъектов и их структур с точки зрения стратегического взаимодействия, где под действиями агентов принимаются объем выпуска, устанавливаемые цены, выбор уровня производственных мощностей, затраты на продвижение товара и НИОКР и.т.п. Экономика отраслевых рынков является относительно новой областью экономики, поэтому при изучении курса особую сложность составляет почти полное отсутствие специализированных отечественных учебников по данному предмету, в связи с этим содержание дисциплины основывается на ряде переводной и оригинальной литературы зарубежной литературы.

При подготовке учебного пособия автор использовал учебники, учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных ученых по пробле­мам экономики отраслевых рынков: С.Б. Авдашев, Н.М. Розанов, Ф.М. Шерер, Д. Росс, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Патрик Гохан, Д. Хей, Д. Моррис, В.Г. Медынский, Л.Г. Скамай, Луис М.Б. Кабраль и мн. др. Учитывая, что по данной проблематике издано не большое количество учебников и учебных пособий, автор акцентировал внимание на новых подходах и более полной характеристике экономических категорий, законов рынка и механизмов их дейст­вия в современных условиях.

Автором предпринята попытка дать четкую структуру и со­держание учебного курса в соответствии с требованиями ГОСТа высшего профессионального образования Российской Федера­ции. Необходимо, однако, отметить, что согласно действующим ГОСТам высшего профессионального образования по ряду экономических специальностей название дисциплины (требования к обязательному минимуму содержания), посвящённой изучению экономической деятельности самостоятельных хозяйствующих субъектов, определяется по-разному - «Экономика отраслевых рынков», «Организация отраслевых рынков», «Теория организационной промышленности» и «Теория отраслевых рынков». Поэтому, а также в соответствии с современными требованиями практической деятельности компаний и достижений научной теории автор внес определённую специфику в логику содержания и структуру учебного курса.

В представленном издании рассматриваются вопросы микроэкономики, теории игр и теории организационной промышленности, вопросы слияния, поглощения и реструктуризации компаний в рыночной экономической среде. Это позволит студентам более четко ориентироваться в определении основных направлений самостоятельной работы и уровне требований итогового контро­ля знаний. Рекомендуемая литература включает современные нормативные, учебные и методические издания.

Адресуется студентам экономических вузов и факультетов, аспирантам, работникам предприятий, предпринимателям, всем, интересующимся вопросами экономики отраслевых рынков.

Автор будет признателен за любые конструктивные замечания и предложения.

Коэффициент (индекс) Бейна.

Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала.

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (2.10)

πA – бухгалтерская прибыль;

πN – нормальная прибыль.

В условиях конкуренциина товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинако­вой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины, по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосроч­ном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.

Индекс Лернера.

Индекс (коэффициент) Лернера как показатель степени конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы до­ходности. Мы знаем, что при условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам, и, следовательно, монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции. Исходя из этого, положения А. Лернер предложил в 1934 году индекс, определяющий монопольную власть:

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (2.11)

где, PM – цена

MC – издержки

ED – эластичность спроса

Индекс Лернера принимает значения от нуля (на рынке со­вершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевы­ми предельными издержками). Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершен­ной конкуренции.

Сложность вычисления индекса Лернера связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить. В эмпирических исследованиях часто используется такая формула для определения предельных издержек на основе данных о средних перемен­ных затратах.

Значение индекса Лернера можно прямо связать с показателем кон­центрации продавцов па рынке олигополии, предположив, что он опи­сывается моделью Курно. Для 1-й фирмы на таком рынке предельная выручка составляет:

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (2.12)

Помножив второе слагаемое на P/P и Q/Q, получим:

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (2.13)

где Yi = qi \ Q – рыночная доля фирмы.

Таким образом, индекс Лернера будет находиться в прямой зависимости от доли фирмы на рынке и обратной от показателя эластичности спроса по цене.

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (2.14)

Средний для отрасли индекс Лернера будет вычисляться по формуле:

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (2.15)

Коэффициент Тобина (q Тобина).

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (2.16)

где, P – рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций);

С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тоби­на в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли.

Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значе­ниями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Альтернативные теории фирмы

3.1. Фирма в неоклассической теории

Неоклассический вариант теории фирмы исходит из ее существо­вания как из готовой предпосылки. Примером тому модели, в которых фирмы приобретают ресурсы на рынке, трансформируя их в продукты, которые, в свою очередь, реализуются на рынке.

Согласно традиционному взгляду, в основе всех неоклассических моделей, рассматривающих фирму как максимизатора прибыли лежат несколько допущений:

1. Под прибылью однозначно понимают разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки и налоги. Прибыль поддается измерению.

2. Фирма действует как принимающая решения неделимая единица, поведение которой сходно с поведением индивидуального предпринимателя.

Длительное время с точки зрения микроэкономического подхода фирма рассматривалась как «черный ящик». Так А. Алчиан и С. Вудворт отмечают: «Когда-то организация кооперации различных видов экономической деятельности, которую мы называем фирмой, была черным ящиком. В этот ящик входили труд и капитал, а выходили продукты. Двигателем этого процесса выступала максимизация богатства, а управлялся он законами доходности».

Такой подход устраняет необходимость изучения внутренних аспектов фирмы: организацию, контроль, поведение персонала и т.д.

3. Функция полезности фирмы как неделимой единицы принятия решения содержит только одну переменную – прибыль.

U = ƒ (π) (3.1)

4. Все действия фирмы как экономического субъекта являются рациональными. Это означает, что существует возможность четкого ранжирования альтернатив в зависимости от их результативности и выбора среди них самой подходящей. Причем предпочтения фирмы являются транзитивными.

5. Фирме доступна полная и достоверная информация относительно положения на рынках товаров и факторов производства.

Также в рамках традиционной неоклассической теории фирмы делалось предположение, что деятельность фирмы контролируется собственником.

Б. Чистая монополия.

В условиях совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на цену (она задается экзогенно) и может выбирать только объем производства. Монополия может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Следовательно, в условиях чистой монополии цена превышает предельный доход.

P > MR (3.5)

Чтобы определить пропорции, в которых предельный доход будет превышать равновесную цену и предельные издержки, запишем:

1) условие максимизации прибыли для монополии также записывается уравнением MR=MC. Но MR не равно P, т. к. кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Поэтому определим, на какую величину отличается MR от P.

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (3.6)

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru Приравняв MR=MC, получим:

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (3.7)

Из приведенного выражения следует, что монополист будет действовать только на эластичном участке кривой спроса.

Следовательно, надбавка к предельным издержкам в цене должна быть тем меньше, чем выше эластичность спроса.

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (3.8)

Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам и, следовательно, монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции. Исходя из этого положения, А. Лернер предложил в 1934 г. индекс, определяющий монопольную власть:

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (3.9)

Очевидно, чем больше IL, тем больше монопольная власть.

3.2. Контрактная теория фирмы

Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто вы­ражаются договорами – контрактами.

Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов).

В институциональной теории фирмы – фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: транзакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками).

Транзакционные из­держки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Транзакционными из­держками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде­ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе­го выполнения контракта.

Издержки контроля– это издержки, связанные с выполнением внут­ренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в ре­зультате недолжного выполнения контрактов.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтер­нативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрак­тов.

Рост транзакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою оче­редь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунис­тического поведения во многих случаях снимается развитием внутрен­них контрактов.

В свою очередь, при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (пример – конвейер с обособленными операциями), так что совокуп­ный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих под­разделений и множества работников. В результате теряется непосред­ственная связь между трудом и его результатом, характерная для мел­кого производства.

И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не ска­зывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудить­ся не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля над степенью интенсивности труда (деятель­ности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фир­ма, тем выше оказываются эти издержки контроля.

Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек – транзакционными издер­жками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы:U – форму и М – форму.

U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими транзакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе (рис. 3.1).

Производство
Финансы
Дирекция
Техническое бюро
Сбыт

Рисунок 3.1 – U–форма (унитарная) внутрифирменной организации[2]

Эта структура выгодна своей простотой и малым числом промежуточных звеньев. Для нее характерна значительная экономия от масштаба и низкие организационные издержки.

М-форма– (от английского multiproduct) – характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела.

Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, они становятся ее главной функцией и для ее выполнения дирекция опирается на небольшую группу экспертов. Возникновение такой формы организации ведет к созданию многопродуктовых фирм большого размера, что требует диверсифицированных инвестиций, выверенной тонкой стратегии, поскольку целями фирмы становятся не только сохранение и расширение рынка уже существующих товаров, но и проникновение на новые рынки. Такая форма организации характеризуется большими организационными издержками (рис. 3.2).

Генеральная дирекция
Оперативный отдел А (группа однородных продуктов)
Производство
Сбыт
Финансы
Техническое бюро
Персонал стратегической поддержки
Оперативный отдел Б

Рисунок 3.2 – М–форма внутрифирменной организации[3]

3.3. Теория принципала – агента

Принципал – владелец.

Агент – доверенное лицо (управляющий).

В 1933 г. вышла книга А. Берли и Г. Минза «Современная корпорация и частная собственность».

1929 г. только 11% процентов фирм в США контролировались владельцами капитала. Причины: укрупнение производства, финансирование осуществляется множеством собственников.

Отделение собственности от текущего контроля на крупных корпорациях порождает конфликт интересов между собственниками и управляющими.

Цель собственника – максимизация прибыли.

Цели управляющих – спокойное существование; престиж, роскошь и траты на личные интересы; профессиональный интерес.

Отделение собственности от контроля и возникновение проблемы означает, что в действительности происходит разделение собственности на несколько компонентов: между владением, реализуемым посредством купли-продажи акций и получением дивидендов, и распоряжением, ко­торое проявляется в текущем функционировании компании. Причем за собственником компании остается функция владения, а за управляющи­ми (особенно верхнего уровня) – функция распоряжения.

Конфликт между интересами собственников и менеджерами углуб­ляется благодаря асимметрии информации. Поскольку управляющие находятся ближе к производству, они располагают большей информа­цией относительно положения дел фирмы.

Проблема оппортунистического (с точки зрения собственников) поведения управляющих решается путем контроля над деятельностью менеджеров. Существует несколько проверенных практикой способов контроля и стимулирования такого поведения менеджеров, которое бы удовлетворяло интересам собственников. Однако ни один из способов не является панацеей.

К способам контроля над деятельностью управляющих относятся:

- деятельность совета директоров (наблюдательного совета), однако этому препятствуют, во-первых, возможность конфликта интересов внутри совета директоров, во-вторых, неполнота информа­ции о решениях менеджеров и их последствиях;

- решения общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров может регулярно заслушивать отчеты управляющих и выносить решения об их замене. Однако, этот способ мало эффективен при боль­шом числе акционеров и нерегулярном созыве собраний;

- угроза банкротства фирмы, что может повлечь принудительную смену руководства;

- угроза слияния или поглощения. Сокращение прибыли из-за недобросовестного или недостаточно эффективного управления фирмой ведет к понижению стоимости ее акций, что облегчает их скупку другой фирмой;

- конкуренция на рабочем месте. Создание конкуренции на рабочем месте управляющего предпола­гает заключение с управляющими контракта, согласно которому размер денежного вознаграждения устанавливается в зависимости от соотноше­ния результатов его работы с результатами работы менеджеров других подразделений;

- денежные поощрения управляющих. Денежные поощрения управляющих возможны в виде денежных выплат за достижение менеджером поставленных соб­ственником целей или в виде пакетов акций с целью превращения соб­ственника-распорядителя в собственника-владельца;

- репутация менеджера. Увольнение недобросовестного менеджера, если такое происходит, сказывается на его репутации, что снижает его оценку на рынке управ­ляющих и возможности получения хорошей должности в другой компа­нии.

Таким образом, мы видим, что фирма представляет собой сложное экономическое образование с большим разнообразием целей, вызванных усложнением субъектов собственности, которые могут порождать конф­ликты внутри фирмы. Каждая из моделей фирмы и каждый подход к определению сущности фирмы помогают понять значимые стороны фун­кционирования современной фирмы, те ее стороны, которые не в состо­янии объяснить традиционная микроэкономическая теория.

3.4. Альтернативные цели фирм

1. Максимизация продаж или общей выручки. Предложена В.Баумолем - Модель Баумоля (рис. 3.3).

Выпуск при максимизации прибыли будет меньше, чем выпуск при максимизации выручки.

MR = MC > 0;

MR = 0; (3.10)

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru - убывающая функция, т.к.

MR(Q1)>MR(Q2) => Q1<Q2

TR, TC TC

TR

π

Q1 Q2 Q

Рисунок 3.3 – Модель В. Баумоля[4]

Для менеджеров снижение выручки до объемов максимизации прибыли не выгодно по следующим причинам:

- падение привлекательности фирмы;

- потери дистрибьюторов и сокращение каналов сбыта;

- снижение рыночной власти.

2. Модель Уильямсона.

Подход Уильямсона принимает ограничение прибыли по типу модели Баумоля. Модель Уильямсона основана на предпочтении расходов, в ней детально изучается дискреционное (дискреционный – действующий по своему усмотрению) поведение, проявляемое управляющими.

В рамках этой модели рассматриваются следующие основные цели управляющих:

- жалование плюс другие денежные вознаграждения;

- число сотрудников, подчиненных данному управляющему и их квалификация;

- контроль над инвестиционными расходами фирмы;

- привилегии – автомобили компании, роскошные офисы, превосходящие по затратам те, что необходимы для работы фирмы. (Форма организационной или управленческой слабины).

Все эти цели возрастают с увеличением размера фирмы. Модель сосредотачивает свое внимание на непосредственных целях управляющих (рис. 3.4).

Формально функция полезности Уильямсона содержит:

S - избыточные расходы на штат (πмакс - πА) - разность между максимальной и реальной прибылью πА;

М - управленческую слабину (πА - πR) - разница между реальной прибылью и объявленной (отчетной) прибылью, которая по существу поглощается управляющими в натуральной форме;

I – дискреционные инвестиционные расходы – величина, превышающая те расходы, что необходимы для поддержания минимально допустимого для акционеров уровня прибыли πмин,

дивиденды
«Нормальные» инвестиции
I=произвольные производственные расходы
pмакс
pреальная
pобъявленная
pмин
S=Избыточные расходы на персонал
М= управленческая слабина
Т= Налоги

Рисунок 3.4 – Модель Уильямсона[5]

I= (πR - πmin-T).

Преследование этих целей ограничено необходимостью сохранения приемлемого уровня отчетной прибыли. Это можно обобщить, пользуясь приведенными обозначениями и Т – как общей суммы налогов:

U = ƒ (S, M, I) → max;

πR ≥ πmin + T (3.11)

где, S=(πмакс - πА),

M = (πА - πR),

I = (πR - πmin-T).

В добавление к объему выпуска Q управляющие могут выбирать S, которые определяют цену и реальную прибыль; М, которая определяет отчетную или объявленную прибыль, I – определяется однозначно, т.к. минимальная прибыль и уровень налогов заданы.

Модель решается подстановкой значений S, M, I в функцию полезности с последующим дифференцированием и приравниванием к нулю производных по Q, S, и M. Это показывает, что у такой фирмы будут более высокие расходы на штаты и большая управленческая слабина, чем у фирмы, максимизирующей прибыль. Уильямсон сопоставил эти модели, сведя результаты в таблицу (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Сводные результаты Уильямсона по моделям

Переменная Повышение спроса Повышение ставки налога на прибыль Повышение паушальной (целой) суммы налога
1. Модель Уильямсона Объем выпуска   +   +   -
Расход на персонал + + -
Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли   -     -   +
2. Модель максимизации прибыли: Объем выпуска   +    
Расход на персонал +
Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли      

3.5. Модель самоуправляющегося предприятия

Для работников, владеющих фирмой, целью будет максимизация дохода на одного занятого.Если работники занимают доминирующее положение внутри фирмы (например, владея контрольным пакетом акций), политика фирмы также будет нацелена на максимизацию дохода, получаемого каждым работником фирмы. Рассмотрим подробнее, какими окажутся выпуск и цена фирмы в этом случае.

Пусть производственная функция выпуска фирмы зависит от двух факторов - труда L и капитала К. Рассмотрим решение фирмы в краткосрочном периоде, предполагая, что предельная производительность труда снижается с ростом его использования. Будем также считать, что фирма действует на рынке совершенной конкуренции и не влияет на цену товара.

Доход одного работника составляет:

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (3.12)

где, Р - цена товара;

q - объем выпуска;

К - объем использования капитала;

r - ставка арендной платы за использование единицы капитала;

L - число работников фирмы (объем использования труда).

На рис. 3.5 представлена зависимость общей выручки фирмы от числа занятых. Фирма выбирает такой объем использования труда, который максимизирует чистую выручку (выручку за вычетом расходов на капитал), составляющую источник дохода трудового коллектива, на одного работника. Графически чистая выручка на одного занятого отражается тангенсом линии, соединяющей точку на кривой общей выручки, с точкой общих расходов на капитал.

TR = P∙Q(L)

α

FC

Рисунок 3.5 – Модель самоуправляющейся фирмы: выбор занятости[6]

Фирма максимизирует чистую выручку на одного занятого, когда эта величина равна предельному продукту труда в денежном выражении.

Основные проблемы экономики отраслевых рынков (теории организации промышленности) - student2.ru (3.13)

TR P

TR2 - P2Q(L)

P2

TR1 - P1 Q(L) S(P)

P1

L2* L1* L Q2(L2) Q1(L1) Q

Рисунок 3.6 – Предложение самоуправляющейся фирмы[7]

Второе условие максимума обеспечивается действием закона снижения предельной производительности.

Рассмотрим, как фирма реагирует на изменение рыночной цены. На рис. 3.6 показано, что повышение цены товара вызовет снижение занятости внутри самоуправляющейся фирмы, а, следовательно, снижением объема предложения. Отсюда кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон.

Поведение самоуправляющейся фирмы резко отличается от поведения фирм, максимизирующих прибыль. Преобладание таких фирм в экономике могло бы дестабилизировать рыночное равновесие. Равновесие на рынке, где и объем предложения, и объем спроса снижаются с ростом цены, при определенных условиях может оказаться неустойчивым: при отклонении цены от равновесной на систему будут действовать силы, препятствующие возвращению рынка к равновесному состоянию.

3.6. Организация и обработка информации

Одной из важнейших функций, которую выполняют хозяйственные организации – это обработка и производство информации.

Для пояснения этого тезиса кратко остановимся на некоторых объяснениях природы наиболее распространенной хозяйственной организации – фирмы:

1) Существование фирмы снижением уровня неопределенности на рынке (Фрэнк Найт);

2) Трансакционные издержки являются основой для существования фирмы (немалую долю которых составляют информационные издержки) - (Рональд Коуз)

3) Фирма возникает для снижения издержек оценки в процессе экономической деятельности (Йорам Барцель).

В рыночной экономике обычно под основным информационным институтом понимается механизм цен, так как вся экономическая информация получает свое отражение в ценах.

Современные экономические исследования подтверждают тот факт, что информация, отраженная в ценах является недостаточной, иногда возникает в качестве побочного продукта информации другого типа, например о качестве, что наблюдается на рынках с несовершенной конкуренцией.

Важнейшая функция экономической организации – анализ и переработка сложного комплекса информации о своей среде. Этот анализ включает отбор и интерпретацию объек­тивных данных, которые расширят пространство возможных решений.

Все виды информации, с которыми сталкивается организация, можно разделить на получаемую извне, а также внутреннюю информацию, которая характеризует отношения между участниками организации.

Хотя возникновение организации обычно рассматривается через призму провалов ценового механизма (рынка), экстерналий и экономии на трансакционных издержках, в действительности, внутри многих фирм применяются многие различные системы цен в целях обеспечения координации внутри организации. Для этого воссоздаются различные механизмы рынка внутри организации путем применения различных способов финансового контроля, измерения качества работы, а также трансфертных цен для сделок, осуществляемых между отдельными структурными подразделениями организации.

Трансфертные цены – это цены, используемые в операциях между подразделениями одной фирмы.

Трансфертные цены (пример, различные стадии производства бензина) не влияют на общую прибыль корпорации, однако они могут сказываться на показателях деятельности различных подразделений. Неверно выбранные трансфертные цены могут приводить к принятию ошибочных решений внутри корпорации.

Чаще всего при определении трансфертных цен фирмам приходится полагаться на калькуляцию издержек. При наличии стандартного рынка аналогичного товара стандартные цены устанавливаются с помощью рыночных.

Объемная конкуренция

5.1. Общая характеристика олигополистической структуры

Для олигополии характерно три признака:

1) В отрасли присутствует две или несколько фирм (обычно до 10) так, что отрасль не является чисто монополизированной.

2) Кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила совершенной конкуренции.

3) В отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

На олигопольном рынке продукция, может быть, и не быть дифференцированной.

Для олигополии характерно ограничение доступа на рынок других фирм. Среди этого можно назвать следующие причины этого:

1) эффект масштаба может сделать не выгодным существование многих фирм на рынке.

2) лицензирование и патенты затрудняют доступ на рынок.

3) контроль над редкими источниками сырья.

В отличие от рынка с совершенной конкуренцией каж<

Наши рекомендации