Исследование шума в жилой зоне и оценка
ЭФФЕКТИВНОСТИ ШУМОЗАЩИТЫ.
Цель работы:
1. Исследование шума в жилой зоне.
2. Ознакомление с приборами и нормативными требованиями к шумам в жилой зоне.
3. Определение эффективности шумозащиты жилых и учебных помещений.
Общие положения
Шум оказывает вредное влияние на людей не только на рабочих местах, но и в жилых зонах селитебных территорий, в квартирах, особенно вблизи шумных предприятии, электростанций, а также на улицах с большим количеством транспорта, вблизи линий железных дорог и аэропортов.
Ощущения человека, возникающие при раздражениях от шума, пропорциональны логарифмическому количеству энергии. Для количественной оценки этого потока энергии введен уровень интенсивности звука в децибелах (Дб)
,
где I0 – интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости
(I0=10-12 Вт/м2) на частоте 1000 Гц; I – измеряемая интенсивность.
Другой оценкой звука служит величина уровня звукового давления (Дб)
,
где Рo – пороговое звуковое давление, выбранное таким же образом, чтобы при нормальных атмосферных условиях уровни звукового давления были равны уровням интенсивности, т.е. Рo=2×10-5 Па на частоте 1000 Гц; Р – измеряемое звуковое давление, Па/час.
Для измерения уровня звукового давления используются шумомеры. В них постоянный уровень звука La измеряется при включении коррекции дБА. Если параметры звука колеблются во времени, то вместо постоянного уровня звука La используется эквивалентный уровень звука Lа,экв (дБа), который измеряется по шкале “А” шумомера.
Постоянные шумы – это такие шумы, уровень звука которых изменяется во времени не более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике "медленно" шумомера.
Непостоянными шумами принято называть шумы, уровень звука которых за 8-ми часовой рабочий день изменяется во времени более чем на 5 дБА при измерениях по временной характеристике "медленно" шумомера.
Допустимые уровни шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки устанавливаются санитарными нормами
СН 3077–84.
Соответствие шумового режима нормативным уровням звука на защищаемых от шума объектах дБА оценивается по формуле:
где g – эффективность шумозащиты; Lа,экв.доп. – допустимый уровень звука на защищаемом объекте, дБА; Lа,экв. – расчетный уровень шума на стандартном расстоянии (7.5 м), дБА; А1 – снижение шума в воздушном приземном пространстве от Lа,экв как функции расстояния и типа поверхности земли, А1, А2, А3 – дополнительное снижение шума соответственно при наличии на пути распространения шума экранирующих барьеров, за защитными полосами зеленных насаждений, за счет звукоизоляции оконных проемов, дБА.
Положительное значение g характеризует обеспеченность нормативного уровня звука в исследуемой точке, а отрицательное – необходимость снижения уровня звука, достигаемого снижением шума на источнике (Lа,экв) или повышением шумозащитных качеств среды.
Точки расчета необходимо располагать на кратчайшем расстоянии от источника звука, в наиболее характерных местах для зданий – в 2 м от наружных стен на высоте 1,5 м от пола первого и последнего этажей, для помещений – в 2 м от окна на высоте 1,5 м от поверхности пола.
Эквивалентный уровень звука потока автомобильного транспорта описывается зависимостью:
где Lа,экв – шумовая характеристика транспортного поток, дБА, Q – интенсивность движения транспортного потока, ед./ч; – средневзвешенная скорость движения транспортною потока, км/ч; r – состав транспортного потока (доля грузовых и общественных транспортных средств от общего числа транспортных средств в потоке, %).
Для определения шумовой характеристики необходимо по номограмме (рис. 1) на шкале r найти точку, соответствующую доле грузовых и общественных транспортных средств в потоке. По шкале находится точка, соответствующая среднеквадратичной скорости транспортного потока. Найденные точки соединяются отрезком прямой, который пересекает вспомогательную шкалу в точке А. Полученную точку А необходимо соединить с точкой на шкале Q, соответствующей интенсивности движения транспортного потока. Значение эквивалентного уровня звука Lа,экв, соответствующее точке В, является искомой шумовой характеристикой транспортного потока.
В общем случае шумовая характеристика потока железнодорожных поездов может быть рассчитана по формуле:
где Lа,экв.i – эквивалентные уровни звука отдельных поездов, дБА; n – число поездов, проходящих в обоих направлениях за период измерения шумовой характеристики потока поездов
где La,i – уровень звука в период проезда i-го поезда перед измерительным микрофоном, дБА; Т – продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока поездов, с; ti – продолжительность периода проезда i-го поезда перед измерительным микрофоном, с; - скорость движения i-го поезда м/c; ro – расстояние от оси, близлежащей к точке измерения путей железной дороги до измерительного микрофона (ro=7,5 м), м.
Трансформаторы являются источниками постоянною шума механического и аэродинамического происхождения. Механический шум излучается баком трансформаторов.
Рис. 1. Номограмма для определения эквивалентного уровня звука
транспортного потока.
Корректированный уровень звуковой мощности трансформатора может быть рассчитан как суммарный уровень звуковой мощности системы охлаждения и бака трансформатора
где – корректированный уровень звуковой мощности системы охлаждения, дБА; – корректированный уровень звуковой мощности бака трансформатора, дБА.
Корректированный уровень звуковой мощности системы охлаждения определяется по формуле
где – корректированный уровень звуковой мощности одного охлаждающего устройства; n - коэффициент, который равен 1 при выносной установке системы охлаждения и 2 при навесной системе охлаждения; m - число охлаждающих устройств в системе охлаждения. Для охлаждающего устройства вида Д (масляное охлаждение с дутьем и естественной циркуляцией масла) =89 дБА, а для вида ДС (масляное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла) =96 дБА.
Корректированный уровень звуковой мощности механического шума, создаваемого баком трансформатора, может быть определен по эмпирической зависимости:
где Nт – типовая мощность трансформатора , определяется по формуле:
где Vв и Vс – величины высшего и среднего напряжения трансформатора; N –номинальная мощность трансформатора.