Семинар 16 Общественные блага (1 час)

Запоминаем

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

« Безбилетники », индивидуальный спрос на общественные блага, налог Кларка, предложение общественных благ, смешанные блага, суммарный спрос на общественные блага, чистые частные блага, чистые общественные блага

Обсуждаем

1. Общественные блага. Особенности спроса на общественные блага

2. Проблема неплательщика и ее решение

аналитическая лаборатория: считаем, размышляем, обсуждаем…

Размышляем

Выберите верный ответ.

1. Что из перечисленного не является общественным благом:

1) зона, свободная от курения;

2) услуги Верховного суда;

3) программа освоения космоса;

4) сдача крови донором;

5) национальная оборона.

2. В парламенте обсуждается проблема приватизации. В какой из перечисленных отраслей приватизация, скорее всего, будет неэффективной или гораздо менее эффективной, чем в других от­раслях, поскольку касается общественного блага:

1) в производстве океанских кораблей;

2) в городском водоснабжении;

3) в пригородном подсобном животноводстве;

4) в производстве хлеба и молочных продуктов;

5) в дальних автоперевозках.

3. Если один человек может пользоваться некоторым благом Х, не уменьшая возможности пользоваться этим благом для другого человека, то это будет означать:

1) благо Х - частный товар;

2) благо Х-общественный товар;

3) потребление блага X вызывает значительный внешний эффект;

4) благо X распределено эффективно по Парето;

5) производство благаХ эффективно.

4. Частные производители не будут производить чистые обще­ственные блага, так как:

1) выгоды от использования благ будут неизменно и в равной степени доступны всем;

2) окажется невозможным собрать плату за пользование благами со всех, кому они будут доступны;

3) верно 1) и 2);

4) блага, которые они произведут, будут частными по определению;

5) нет правильного ответа.

5. Кривая рыночного спроса на чистое частное благо образуется путем:

1) вертикального суммирования кривых индивидуальных предельных частных выгод всех потребителей при каждом возможном количестве блага;

2) горизонтального суммирования кривых индивидуальных пре­дельных частных выгод всех потребителей при каждой возможной цене блага;

3) горизонтального суммирования кривых индивидуальных пре­дельных частных выгод всех потребителей при каждой возможной цене блага с вертикальным добавлением предельных внешних выгод других потребителей при каждом возможном количестве блага;

4) вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса всех потребителей;

5) нет правильного ответа.

6. Оптимальное количество чистого общественного блага - коли­чество, при котором:

1) сложенные по вертикали предельные внешние выгоды равны предельным общественным издержкам;

2) убывающие предельные общественные выгоды равны возрас­тающим предельным общественным издержкам;

3) сложенные по горизонтали предельные частные выгоды равны предельным общественным издержкам;

4) все ответы правильные;

5) нет правильного ответа.

Считаем

1.В доме живут три группы семей с разной готовностью оплачивать уборку в подъезде:P1= 100 – 20Q;P2 = 200 - 10Q, P3 = 150 – 15Q, где Pi - индивидуальная предельная выгода одной уборки, Q– количествоуборок в неделю. Если предельные издержки одной уборки составляют 175 руб., сколько раз в неделю будет производиться уборка в подъезде, если зто благо: 1) общественное; 2) частное.

Размышляем, обсуждаем

Кейс 1

Не греет

Источникпо материалам статьи: Степанова В. Не коммунизди коммунальное// Эксперт Урал, 2009, № 34 (388), 7 сентября

Меньше недели осталось до начала отопительного сезона. И все больше сомнений в том, что с наступлением холодов в квартирах станет тепло. Поставщики коммунальных услуг в один голос утверждают, что не могут гарантировать свое­временную подачу тепла: долги им приближаются к милли­арду рублей, 90% предприятий отрасли - потенциальные банкроты.

Однако волна неплатежей не единственная проблема.

Как правило, товарищества собственников жилья (ТСЖ) успешно действуют только в новых домах, у жителей кото­рых (в отличие от владельцев приватизированного жилья, бывших квартиросъемщиков) силен собственнический ин­стинкт. Либо там, где людям повезло найти честного, гра­мотного председателя. Между тем управление домом - про­цесс технически и юридически сложный. Очень важно, кто станет председателем ТСЖ. Сейчас его нередко выбирают из числа случайных людей, смутно представляющих, как руководить вверенным хозяйством. В лучшем случае это эн­тузиаст - пенсионер с техническим образованием, искренне болеющий за дело.

В итоге в каждом втором доме между жильцами и управ­ляющими компаниями возникают конфликты. Пассивные при выборе управляющей компании (УК) собственники жилья теперь задаются вопросом, на что уходят деньги: они не видят результатов работы, жалуются на то, что в подъез дах не проводят ремонт, вовремя не убирают дворы, не при­водят в порядок детские площадки.

Так, нешуточная война развернулась между собствен­никами жилья и управляющей компанией в Екатеринбур­ге в одном из домов по улице Таганской. Жителям новень­кого многоэтажного дома не понравилось, как УК «Хоум- сервис» обслуживает их жилье и прилегающую территорию. Их сильно раздражали грязные подъезды, неухоженный двор, отсутствие оборудованной парковки для автомобилей, переполненные мусорные баки. При этом счета за услуги УК, в том числе за уборку территории, вывоз мусора и даже неизвестную охрану, они получали регулярно. Активисты дома решили взять управление в свои руки и расторгли до­говор с УК.

В администрациях городов считают, что жители долж­ны настойчивее интересоваться тем, на какие цели тра­тятся их деньги, заплаченные за коммунальные услуги. Жильцы должны контролировать правление ТСЖ и УК: во-первых, это в их интересах, во-вторых, никто за них это­го делать не станет. Жители вправе потребовать от руково­дителей отчета, куда направляются деньги за коммуналь­ные услуги.

Поводы для этого есть. Так, в селе Кунашак Челябинской области шесть многоквартирных домов не были подготовле­ны к сезонной эксплуатации: не работала вентиляция, двери на чердаки оставались открытыми, крыши протекали, элек­тропроводка была неисправна, а подвальные помещения за­топлены фекалиями.

Так что спасение замерзающих остается личным делом самих замерзающих!

Вопросы

1. Почему проблема «зайцев» возникает в сфере ЖКХ? К каким негативным последствиям она приводит?

2. Как экономическая теория может объяснить тот факт, что уровень услуг ЖКХ оказывается ниже эффективного?

3. Согласны ли вы с выводом о том, что спасение замерзающих может быть только личным делом самих замерзающих?

Наши рекомендации