Сущность налогов. функции налогов
Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Налоги выполняют следующие функции:
§ фискальную;
§ стимулирующую;
§ распределительную (перераспределительную);
§ регулирующую.
Фискальная функция заключается в аккумуляции денежных средств в бюджет («фиск» – государственная казна). Налоги характеризуются обязательностью и срочностью платежа. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития.
В фискальной функции, снабжающей финансовыми ресурсами государство, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государства и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения.
Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д.
Для стимулирующей функции характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференций; во-вторых, мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Посредством, так называемых ресурсных налогов, происходит стимулирование воспроизводства природных ресурсов земли. В этом качестве налоги могут выполнять воспроизводственную функцию.
Распределительная (перераспределительная) функция обеспечивает перераспределение части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой - в централизованный фонд финансовых ресурсов, т.е. в бюджет государства в форме налогов, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах. Распределительная функция возникла вместе с появлением налогов и государства, которому требовались средства для выполнения своих функций.
Регулирующая функция налогов связана с тем, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Противоречие регулирующей функции состоит в том, что реальная потребность в государственном вмешательстве в процесс производства с использованием налогового пресса должна ограничиваться возможностями экономики, игнорирование которых может привести к замедлению экономического роста. Учет этих противоречий должен обеспечить сбалансированность роста доходов бюджета и хозяйствующих субъектов.
Принципы налогообложения
Практика налогообложения, исчисляемая столетиями, разработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени:
§ принцип справедливости (равномерности)базируется на всеобщности обложения налогом, равномерности распределения налогового бремени между плательщиками. Принцип равномерности требует, чтобы все граждане государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают. Данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения. Налоговая система должна быть принята большей частью общества, считаться в обществе справедливой.
§ принцип определенности – налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам. Сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;
§ принцип удобства утверждает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода;
§ принцип экономии – административные расходы по сбору налогов, управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Налоговая система должна быть рациональной.
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:
§ принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
§ однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;
§ стабильность налоговой системы в течение длительного времени;
§ оптимальность налоговых изъятий, т. е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.
Налоговым кодексом Республики Беларусь установлены следующие принципы налогообложения:
1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные Налоговым Кодексом.
3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц.
5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством.
Налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.
Классификация налогов
Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Классификация налогов по определенным признакам позволяет систематизировать учет налогов и налоговых групп.
По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
Косвенные налоги– это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
К косвенным налогам относятся акцизы, оборотные налоги, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Одним из классификационных признаков налогов является их деление в зависимости от назначения на общие и специальные (целевые).
Общие налоги – налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Целевые (специальные) налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).
В зависимости от принадлежности к уровню власти, от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает в Республике Беларусь, устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
§ налог на добавленную стоимость;
§ акцизы;
§ налог на прибыль;
§ налоги на доходы;
§ подоходный налог с физических лиц;
§ экологический налог;
§ налоги с пользователей природных ресурсов;
§ налоги на имущество;
§ земельный налог;
§ дорожные налоги и сборы;
§ таможенная пошлина и таможенные сборы;
§ гербовый сбор;
§ оффшорный сбор;
§ консульский сбор;
§ государственная пошлина;
§ регистрационные и лицензионные сборы;
§ патентные пошлины.
К местным налогам и сборам относятся:
§ налог с розничных продаж;
§ налог за услуги;
§ налог на рекламу;
§ сборы с пользователей.
Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги – налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год (НДС, налог на доходы и прибыль).
В налогообложении действует три способа взимании налогов, исходя из учета и оценки объекта налога: кадастровый (на основании кадастра); декларационный (подача налоговых деклараций); административный - изъятый у источника образовании объекта обложения (налогового агента).
Применяются следующие методы уплаты налога:
§ наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
§ безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
§ гербовыми марками, то есть с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.
Пользуясь классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства.
Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам представлена в табл. 10.1.
Классификация налогов
Таблица 10.1
Классификационные признаки | Классификация налогов |
По объекту обложения | Имущество |
Земля | |
Капитал | |
Средства на потребление | |
По принадлежности к уровню власти | Республиканские |
Местные | |
По полноте использования налоговых сумм | Закрепленные |
Регулирующие | |
В зависимости от субъектов уплаты | Физические лица |
Юридические лица | |
По способу изъятия | Прямые |
Косвенные | |
По способу обложения | Кадастровые |
Декларационные | |
Налично-денежные | |
Безналичные | |
По методу обложения (от ставки) | Прогрессивные |
Регрессивные | |
Пропорциональные | |
Линейные | |
Ступенчатые | |
Твердые (в абсолютных суммах) | |
Кратные (в минимальных заработных платах, базовых величина) | |
В зависимости от назначения | Общие (без привязки к конкретной цели, обезличенные) |
Целевые | |
В зависимости от источника уплаты | Зарплата |
Выручка | |
Доход | |
Прибыль | |
Себестоимость |