Последствия деятельности картелей

1. Повышение цены реализации продукции. Это наиболее универсальное последствие, сопровождающее создание практически любого картеля. Часто именно оно выводит отрасль из убытков в зону прибыльности (такой случай показан на рис. 9.7). К тому же картели часто создаются для прекращения разрушительных ценовых войн. Даже если сложившиеся цены грозят разорить всех, поднять их в отдельности не может ни одна из фирм. Стоит кому-то сделать такую попытку, и покупатель переключится на продукцию конкурентов, что дополнительно ухудшит и без того тяжелое положение рискнувшей повысить цены фирмы. Выход состоит в согласованном повышении цен всеми основными производителями. А это первый шаг к картелю.

2. Закрепление некоторых сегментов рынка под монопольным контролем. Раздел рынка ведет к тому, что фирма становится чистыи монополистом в своем сегменте и может там диктовать собственную волю безо всякой оглядки на конкурентов. Помимо наиболее известного территориального раздела (например, по договору московский рынок обслуживает одна фирма, петербургский – другая) широко практикуется раздел по продуктам (члены картеля на взаимной основе предоставляют друг другу исключительные права на выпуск определенных товаров). Встречаются и договоры о разделе крупных клиентов (перекачивающие станции для «Газпрома» поставляет одна фирма, для «Транснефти» - вторая). В перспективном плане может осуществляться раздел направлений научных исследований, что годы спустя становится надежной основой продуктового раздела.

3. Дезинформация потребителей (имитация конкуренции). Члены картеля обычно скрывают от потребителей существование сговора. В итоге, например, на тендер по закурке оборудования может поступить шесть якобы независимых заявок с предложениями от разных фирм – членов картеля. На деле же пять из них будут специально содержать невыгодные предложения, чтобы последняя (чуть лучшая) показалась приемлемой, хотя в действительности тоже является грабительской. Точно так же для создания иллюзии выбора на рынке, отданном в монопольное пользование одному участнику, могут продаваться продукты других членов картеля, но по заведомо завышенным ценам.

4. Совместная борьба с аутсайдерами. Члены картеля могут совместно препятствовать проникновению на рынок фирм-новичков. Для этого при появлении опасности один из участников может назначать сверхнизкие («боевые») цены, чтобы вытеснить аутсайдера (так называют не входящую в картель фирму). Другие же члены картеля в дальнейшем тем или иным способом компенсируют расходы боровшейся с аутсайдером фирмы.

Частым приемом является распространение порочащей информации о фирмах, не входящих в картель. Когда несколько ведущих фирм отрасли неприязненно, но с уважением отзывающихся друг о друге, дружно высказывают сомнения в качестве продукции менее известной фирмы, это производит впечатление почти на каждого клиента.

5. Лоббирование интересов картеля в органах государственной власти. Официальной ширмой картеля обычно служит какая-либо отраслевая ассоциация. Опираясь на ресурсы картеля, она может вести эффективную деятельность по продвижению выгодных картелю государственных решений.

Заключение

В США и Европе борьбу со сговорами ведут уже более ста лет. Были картели сталелитейные и железнодорожные, картели производителей удобрений и производителей оружия. Американские электротехнические компании намеренно сдерживали внедрение технологий, продлевающих срок службы электроламп. А финские производители асфальта разделили между собой национальный рынок, что позволило им за шесть лет поднять цены на свою продукцию почти в два раза. В 2001 году в странах Евросоюза за нарушения антимонопольного законодательства было наложено штрафов на 2 млрд евро. Самый громкий скандал в США: организаторы аукционов Sotheby’s и Christie’s были признаны виновными в сговоре и оштрафованы на $45 млн, а главный акционер Sotheby’s 78-летний Альфред Таубман был приговорен к году тюремного заключения и штрафу в $7,5 млн.
Необходимость и результативность противодействия картелям связана как с внешней, так и с внутренней экономикой картелей, особенно с механизмами, обеспечивающими соблюдение условий сговора и адаптацию его участников к изменяющимся обстоятельствам. Показано, что корректная идентификация картеля — это не только важная, но и далеко не всегда простая задача, решение которой требует применения инструментария современной экономической теории в целях снижения рисков ошибок в правоприменении. Упрощенный подход к квалификации горизонтальных связей между участниками рынка в качестве картелей сопряжен со значительными рисками ошибок и, соответственно, с возможным негативным влиянием на условия конкуренции, благотворную для общественного благосостояния кооперацию, а также на возможности поиска компаниями конкурентных преимуществ, связанных с созданием ценности.



Наши рекомендации