Внешние и внутренние факторы, влияющие на управление персоналом.

На жизнедеятельность любой организации оказывают влияние разнообразные внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы. 1. Законодательство регламентирует отношения между работодателем и работником, устанавливая: гарантию соблюдения прав человека; одинаковые возможности при найме на работу; размер минимальной оплаты труда; длительность рабочего дня и рабочей недели; длительность и порядок предоставления отпусков; нормы условий труда; нормы безопасности труда; функции профсоюзов. 2. Экономические условия, включающие: уровень общественной производительности труда; природу конкуренции, сказывающуюся прежде всего на оплате труда и дополнительных вознаграждениях; природу рынка труда, зависящую от предложения рабочей силы (если предложение рабочей силы значительно превышает спрос, издержки на найм сотрудников минимальны).

Внутренние факторы. 1. Миссия и цели организации. От четкой их формулировки зависит управление персоналом, повышается или понижается загруженность линейных руководителей и возможно требуется дополнительный контроль за работой членов коллектива. 2. Корпоративная культура, оказывающая влияние на поведение, производительность и ожидания сотрудников, задающая набор стандартов по всем важным направлениям деятельности организации. 3. Природа труда, определяемая следующими факторами: степень физических нагрузок; степень агрессивности условий труда; расположение места работы; интенсивность труда; интенсивность общения на работе; степень автономности и уровень ответственности сотрудников различных уровней; степень законченности труда и структура труда. 4. Рабочие группы, представляющие собой объединение двух и более людей, которые рассматривают себя как группу, которые независимы друг от друга с точки зрения цели и общаются и взаимодействуют на более или менее постоянной основе. Доброжелательный климат в коллективе, тесные неформальные (дружеские) отношения между сотрудниками положительно влияют на отношение работников к своему труду, на приверженность организации, существенно сокращают текучесть кадров. Эффективная группа характеризуется тем, что: члены группы существует и ведут себя как команда (общий результат превыше личных интересов); все члены вовлечены в процесс принятия решений; цели группы четко сформулированы; доступные ресурсы соответствуют групповым целям; члены группы заботятся о ее процветании. 5. Стиль руководства, представляющий особый тип отношений между руководителем и подчиненными. Это совокупность приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителей. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили руководства. Опыт и стиль руководства значительно влияют на управление персоналом, накладывают отпечаток на организационную культуру, формируют неформальные отношения внутри организации.

Организация как феномен.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Организацию можно представить из следующих элементов: цели и задачи, структура, технология, персонал, финансы, управление.

Цели и задачи. Цель – это конкретное конечное состояние, которого стремится добиться организация. Задача – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки.

Структура – это взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации.

Технология. Технологии– средства, способы, методы преобразования исходных ресурсов в конечный продукт.

Производственные и управленческие технологии рассматриваются с позиции доминирующего типа совместной деятельности работников, под которым понимается способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. К числу базовых относят три типа совместной деятельности: 1. совместно-взаимодействующий характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи, эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников. 2. совместно-последовательный характеризуется временным распределением задач и порядком участия каждого в работе, особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместной деятельности. 3. совместно-индивидуальный характеризуется минимальным взаимодействием участников труда, каждый из исполнителей выполняет свой объем работы и отвечает за него персонально, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого, личное и непосредственное взаимодействие между участниками может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (телефон, компьютер), объединяет исполнителей лишь физическое пространство деятельности, общее время, предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом.

Персонал.Под персоналом понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, привлекаемые для проведения исследований, разработки стратегии, реализации различных мероприятий. Для организации эффективной деятельности персонала руководству необходимо хорошо представлять себе следующие характеристики персонала: 1. особенности индивидуального поведения (склонности, одаренность, потребности, ценности, половые и возрастные особенности, национальные и культурные особенности); 2. особенности группового поведения (ценности коллектива, правила поведения, этап развития коллектива, особенности лидерства, способы поведения в ситуации конфликта); 3. особенности поведения руководителей, которым характерны особенности как индивидуального, так и группового поведения.

Финансы. Под финансами как элементом организации чаще всего понимаются не только денежные, но и другие ресурсы, которыми располагает или которые может привлечь организация для осуществления собственной деятельности. С точки зрения управления персоналом важнейшей составной частью ресурсов организации является «человеческий капитал», под которым понимается имеющийся у каждого работника запас знаний, навыков и трудовой мотивации, которые в свою очередь содействуют росту его производительности труда и производства в целом и тем самым влияют на рост доходов этого человека.

Управление. Управление означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации. Особенности управления организацией проявляются в доминирующем стиле управления.

Жизненный цикл организации.

Под жизненным циклом организации понимается период существования организации в окружающей среде, который состоит из четырех стадий: 1. формирование организации, 2. рост, 3. стабилизация, 4. кризис.

Внешние и внутренние факторы, влияющие на управление персоналом. - student2.ru

Внешние и внутренние факторы, влияющие на управление персоналом. - student2.ru

 
  Внешние и внутренние факторы, влияющие на управление персоналом. - student2.ru

1 2 3 4

1. Формирование. Период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема. Для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю.

2. Рост. Период быстрого роста организации, увеличивается объем продаваемого товара, увеличивается число персонала, количество подразделений, направлений деятельности.

3. Стабилизация. Период стабилизации роста. Организация стремится снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности.

4. Кризис. Период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли. Организация ищет новые возможности и пути удержания рынков. Характерно: высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов. Если организация находит новый привлекательный для рынка товар, то наступает новый жизненный цикл, в противном случае наступает гибель организации.

Наши рекомендации