Значение таможенной экспертизы в классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС

Одна из важнейших целей таможенной экспертизы товаров – выявление признаков, влияющих на классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), что определяет меры государственного регулирования при ввозе или вывозе товара.

Таможенная экспертиза также выявляет страну происхождения товара, его рыночную цену и принадлежность к наркотическим веществам. Результаты подобной экспертизы зависят от нескольких факторов. Во-первых, это рациональность проведения экспертизы, во-вторых, соблюдение всех требований при выполнении, и в-третьих, грамотное оформление результатов. [6]

Если экспертами не будут соблюдены процедурные и процессуальные требования, то в таком случае суд не примет подобное заключение в качество допустимого доказательства, а также решение о классификации товара будет признано незаконным и отменено.

Согласно статистике ЦЭКТУ за 2012 год, чаще всего таможенные эксперты прибегают к идентификационным экспертизам: за указанный период времени их проведено больше половины.

При осуществлении таможенных экспертиз, чтобы классификация была однозначной, проводится идентификация товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС. Она всегда проводится до классификации, и от её итога зависит решение о классификации изделия.

ТН ВЭД ЕАЭС и нормы классификации товаров нуждаются в постоянной доработки механизмов идентификации товаров, точной постановки задач перед экспертом и принятия во внимания потребительской стоимости отдельных изделий.

Именно для этого в ФТС России выработаны методики и рекомендации для лиц, работающих в таможенных органах, и ставящих задачи перед экспертом. Поэтому при постановки вопроса перед экспертом обязательно нужно учитывать характеристики товара, среди которых материалы, использованные для его производства.

На практике становится ясно, что рекомендации нуждаются в доработке, но уже на данном этапе они помогают решить ряд проблем, которые возникают во время таможенной экспертизы. Но остаётся несколько неурегулированных законом вопросов. Например, в области вопросов, которые выходят за пределы ТН ВЭД и компетенции таможенных экспертов. Соответственно, возникает различное толкование, что приводит к дополнительным экспертизам или и вовсе к отказу в проведении экспертизы.

В качестве подобного вопроса можно привести определение соответствия характеристик товара классификационным требованиям ТН ВЭД, которые выходят за пределы компетенции эксперта. При такой задаче в первую очередь надо узнать, какие именно характеристики необходимо раскрыть во время проведения экспертизы: физические или химические свойства, количественный или качественный состав. Ответственность за принятие решения о соответствии характеристик товара ТН ВЭД лежит на должностном лице из таможенных органов.

Чтобы идентификационная экспертиза была точной и действенной, пробы товара должны отвечать некоторым требованиям, таким, как презентабельность, соответствие стандартам, которые определяют документы, и передача всех свойств исследуемого товара.

Для налаженной работы требуется установка порядка назначения и проведения таможенной экспертизы в экспертных таможенных органах и негосударственных экспертных организациях, имеющих аккредитацию от ФТС России.

Эти необходимо непосредственно для достижения задачи экспертизы и для соблюдения сроков её выполнения. Начало срока выполнения считается с момента принятия экспертом материалов к работе. Однако срок экспертизы может быть продлён, согласно законодательством государств, членов Таможенного союза. Практика показывает, что и данный порядок позволяет продлевать ее на неопределенное время, что является грубым нарушением прав участников ВЭД.

Таможенная экспертиза может быть продлена, но только с письменного разрешения руководства уполномоченной организации после согласования таможенного органа, который назначил данную экспертизу. В действительности сроки продлеваются по несколько раз, и в конечном итоге экспертиза может проводиться больше одного года.

Из-за своей сложности и специфичности таможенная экспертиза должна проводиться только в ЦЭКТУ ФТС России. Согласно действующему закону таможенному органу может быть отказано в экспертизе, если:

- не хватает информации по товару;

- назначение о проведение экспертизе оформлен ненадлежащим образом;

- упаковка проб или образцов повреждена и не соответствует описанию из решения о назначении таможенной экспертизы;

- нет необходимой материально-технической базы и отсутствуют условия для проведения экспертизы;

- в органе, осуществляющем экспертизу, отсутствует эксперт с необходимой квалификацией.

Если экспертиза не может быть проведена ЦЭКТУ, то специалисты другой компетентной организации осуществляют её по договорённости. Для этого организация должна предъявить все необходимые документы, которые подтвердят наличие квалифицированного эксперта, аккредитации и оборудования.

Эти правила являются временными, потому что передача полномочий по проведению таможенной экспертизы девальвирует степень ответственности за работу. Тем не менее, такое делегирование необходимо в случае, когда таможенная экспертиза проводится в рамках судопроизводства.

Законодательство позволяет производить судебные экспертизы не только государственными экспертами, но и специалистам частных организаций. К сожалению, их деятельность часто не регламентирована, в связи с чем возникают противоречия во время работы, и потом в судебной практике.

Стоит отметить, что частные таможенные организации очень заинтересованы в проведении экспертиз. Тем более, что их экспертные заключения приравниваются судами к выданным подразделениям ЦЭКТУ. Но на практике оказывается, что качество негосударственных организаций значительно ниже. Это связано с тем, что работа таможенным экспертом требует владение определённым набором базовых знаний в области таможенной сферы: ТН ВЭД, таможенная стоимость, страна происхождения. Зачастую эксперты частных таможенных организаций не владеют этими знаниями.

Очень большую роль в области таможенного дела играет легитимность экспертных заключений, потому что таможенная экспертиза непосредственно оказывает влияние на внешнеэкономическую деятельность.

Из-за сложной структуры ТН ВЭД, отличительных особенностей потребительских свойств товаров и вариативности в использовании механизмов для их идентификации для проведения таможенных экспертиз необходимо придерживаться определённых методик. Наряду с этим данные методики используются при досмотре должностными лицами таможенных органов при таможенном контроле и при проведении таможенной экспертизы.

Наши рекомендации