Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих.
- средний процент общепроизводственных (общехозяйственных) расходов:
- общепроизводственные (общехозяйственные) расходы на единицу продукции:
Для коммерческих расходов – по производственной себестоимости товарной продукции
1. средний процент коммерческих расходов:
2. коммерческие расходы на единицу продукции:
Тема 4.2 Цена и ценообразование
План:
1. Сущность и функции цены.
2. Классификация цен.
3. Методы расчёта цены.
Сущность и функции цены.
Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена— это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».
В условиях рыночных отношений резко возрастает роль ценыдля любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.
От уровня цены зависят:
- величина прибыли;
- конкурентоспособность продукции и предприятия;
- финансовая устойчивость предприятия.
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Учетная функцияцены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели — валовой внутренний продукт, национальной доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции предприятий и отраслей, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
Распределительная функцияцены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
Функция сбалансирования спроса и предложениявыражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
Функция цены как средства рационального размещения производствапроявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Стимулирующая функцияпроявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.
Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.
Классификация цен.
Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т.д.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам.
По характеру обслуживаемого оборотавыделяют:
- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
- закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
- цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- тарифы на платные услуги населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов.
Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.
Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т.д.), но и развитие предприятия.
Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.
Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Вместе с тем по отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассортимента и ряд других).
Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.
В зависимости от сферы регулированияразличают:
- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;
- договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
- цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
- регулируемые цены — цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов РФ. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.
В РФ государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 (в ред. от 08.04.2003 №410) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен.
В зависимости от территории действияразличают:
- единые или поясные цены;
- региональные (зональные) цены.
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок.
Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:
- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
- продукция ядерно-топливного цикла;
- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируют Федеральной энергетической комиссией;
- продукция оборонного производства;
- драгоценные металлы и сплавы;
- перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
- перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении) и др.
В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:
- газ природный, реализуемый населению и жилищным кооперативам;
- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
- оплата населением жилья и коммунальных услуг и др.
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товаравыделяют:
- цену «франко-склад поставщика»;
- цену «франко-станция отправления»;
- цену «франко-склад потребителя» и др.
Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
По времени действияцены подразделяются на:
- твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
- текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
- сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
- скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
Методы расчёта цены.
Наиболее распространены следующие методы ценообразования:
1. Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль».
это самый простой метод ценообразования, заключающийся в начислении наценки на себестоимость продукции.
Величина наценки может быть стандартной для каждого вида товара или дифференцированной в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д.
Предприятие-производитель само решает, какой метод будет применять.
Недостаток метода: не учитывает особенности покупательского спроса и конкуренции в каждом конкретном случае, что не позволяет назначить оптимальную цену.
Но данная методика продолжает оставаться популярной т.к. продавцы владеют информацией об издержках, и, привязывая цену к издержкам, они упрощают для себя проблему ценообразования. Им не приходится изучать конъюнктуру рынка, и, следовательно, нет необходимости постоянно корректировать цены в зависимости от колебаний спроса;
2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
В данном случае предприятие стремится к установлению такой цены, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Основой такого расчета является построение так называемого графика безубыточности при определенной производственной программе и определяется цена, при которой будет достигнута поставленная цель фирмы. Такую методику расчета могут позволить фирмы, имеющие высокую репутацию, т.е. при колебании цен на их продукцию не будут снижены объемы продаж, либо являющиеся монополистами на рынке.
Пример:Фирма выпускает изделие: постоянные издержки (FC) составляют 60 млн. руб., переменные издержки на единицу продукции (Vед) — 400 руб. Предприятие планирует выпуск продукции в количестве (Q) 200000 шт. и получение прибыли в размере 100 млн. руб.
Какую цену на изделие (Р) необходимо установить фирме для получения запланированного объема прибыли? Рассчитать критический объем производства.
Решение:
1. Используем следующее уравнение:
2. Рассчитаем критический объем производства.
Вывод.Для получения запланированной суммы прибыли при данном объеме выпуска продукции фирма должна установить цену на свое изделие 1200 руб. Деятельность будет безубыточной, если будет выпускаться более 75000 шт. изделий, так как точка критического объема производства характеризует покрытие всех издержек и прибыль в данной точке равна нулю.
3. На основе ощущаемой ценности товара. Данный способ ценообразования является самым оригинальным. В этом случае затратные ориентиры отходят на второй план, уступая место восприятию покупателями товара (ощущаемой ими ценности товара). Для этого формируют в сознании потребителей представления о ценности товара, используя неценовые приемы: условная ценность бренда для потребителя; психология сегмента потребителя; тенденции общества (мода).Также к неценовым методам относят: сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям и др.
4. По географическому принципу. Получил широкое распространение в мировой практике, где цена устанавливается с учетом: эластичности спроса по доходам; социально-экономических показателей и рыночных условий в регионе, округе, районе. Например, один и тот же товар в каком-либо городе может продаваться по разным ценам — в центре дороже, на периферии дешевле. Цена на жилье в городах дороже, в сельской местности — на порядок дешевле.
5. На основе цен лидера. Фирмы в основном отталкиваются от цен конкурентов, не обращая внимания на собственные издержки и особенности формирования потребительского спроса. Этот метод используется как инструмент политики цен в первую очередь на рынках с однородными товарами (сырьевые материалы, пищевые продукты и др.), где очень высокая степень конкуренции и соответственно ограниченные возможности влияния на цены.
6. По психологическому принципу. Ценообразование основано на том, что при определении цены необходимо учитывать психологическое восприятие покупателем цены товара фирмы, так как для многих покупателей высокая цена отражает качество товара.
Другая психологическая установка — «пороговый» эффект «неокругленных» цен, когда цена 44,90 руб. вызывает большее доверие, чем 45 руб.
7. Уценка товара. Обычно метод применяется для товаров с эластичным спросом, когда необходимо продать товарные остатки в течение ограниченного периода. Этот метод широко используется во всем мире. Преимущества: повышение ликвидности активов организации; снижение затрат по хранению товарных остатков. Недостатки: как правило, производители получают меньше прибыли и иногда даже убытки, но эти убытки обычно закладывают в цены первых партий продаж продукции.
Государственное регулирование цен по-прежнему должно оставаться важнейшим условием в установлении хозяйственных связей между государством и предприятием на основе размещения госзаказов. При формировании цен следует проводить различие между ценами на товары производственного назначения и на товар широкого потребления и продукты питания. Поскольку во многих случаях товары производственного назначения изготавливаются для индивидуального покупателя, то цена является продуктом совместного решения изготовителя и покупателя.
Иной подход наблюдается в определении уровня цен на товары широкого потребления и продукты питания. Здесь важная роль отводится определению величины спроса, формам доведения товара до потребителя (оптовая, розничная и другие формы продаж). В зависимости от вышеперечисленных условий устанавливается соответствующий уровень ц
Состав розничной цены
Себестоимость продукции | Прибыль предприятия | Акциз | Налог на добавленную стоимость | Наценки посреднических организаций | Торговые наценки |
Отпускная цена предприятия | |||||
Оптовая рыночная цена | |||||
Розничная цена |