Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих.

  1. средний процент общепроизводственных (общехозяйственных) расходов:

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru

  1. общепроизводственные (общехозяйственные) расходы на единицу продукции:

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru

Для коммерческих расходов – по производственной себестоимости товарной продукции

1. средний процент коммерческих расходов:

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru

2. коммерческие расходы на единицу продукции:

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru

Тема 4.2 Цена и ценообразование

План:

1. Сущность и функции цены.

2. Классификация цен.

3. Методы расчёта цены.

Сущность и функции цены.

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую фор­мулировку: «Цена— это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль ценыдля любой коммерческой организации. Это обстоятель­ство обусловливается многими причинами.

От уровня цены зависят:

- величина прибыли;

- конкурентоспособность продукции и предприятия;

- финансовая устойчивость предприятия.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важней­ших функций.

Учетная функцияцены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продук­ции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, мате­риалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количествен­ные показатели — валовой внутренний продукт, наци­ональной доход, объем капитальных вложений, объем товаро­оборота, объем продукции предприятий и отраслей, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Таким образом, цена используется для определения эффек­тивности производства, служит ориентиром принятия хозяй­ственных решений, важнейшим инструментом внутрифирмен­ного планирования.

Распределительная функцияцены состоит в том, что госу­дарство через ценообразование осуществляет перераспреде­ление национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фон­дами накопления и потребления, социальными группами на­селения.

Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и предложениявыражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инстру­ментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средства рационального размещения про­изводствапроявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высо­кой нормой прибыли.

Стимулирующая функцияпроявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска про­дукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифферен­цированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеб­лются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдель­ных групп потребительских товаров, так и для всей их номенк­латуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значи­мость политики в области ценообразования.

Классификация цен.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может выз­вать изменения в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсе­местно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях воз­вращается в форме более дорогого оборудования, транспорт­ных средств и т.д.

Цены, действующие в рыночной экономике страны, клас­сифицируют по следующим основным признакам.

По характеру обслуживаемого оборотавыделяют:

- оптовые цены на продукцию промышленности, по кото­рым предприятия реализуют произведенную продукцию дру­гим предприятиям и сбытовым организациям;

- закупочные цены, по которым производители сельскохо­зяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышлен­ным предприятиям для дальнейшей переработки;

- цены на строительную продукцию, включающие смет­ную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;

- розничные цены, по которым торговые организации ре­ализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- тарифы на платные услуги населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в про­центах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производст­ву и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибы­ли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т.д.), но и развитие предприятия.

Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правитель­ством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изде­лия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие из­делия.

Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Вместе с тем по отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассор­тимента и ряд других).

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечи­вают им возмещение затрат, связанных с продвижением про­дукции от производителей к потребителям, и получение опре­деленной суммы прибыли.

В зависимости от сферы регулированияразличают:

- свободные цены, которые устанавливаются произво­дителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязатель­ствами;

- договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

- цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

- регулируемые цены — цены, устанавливаемые под конт­ролем государства или отдельных субъектов РФ. Раз­личают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксиро­ванных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффи­циентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

В РФ государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Прези­дента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 (в ред. от 08.04.2003 №410) «О мерах по упорядоче­нию государственного регулирования цен (тарифов)». Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

В зависимости от территории действияразличают:

- единые или поясные цены;

- региональные (зональные) цены.

Единые цены устанавливаются и регулируются федераль­ными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социаль­но-экономические условия и особенности отдельных террито­рий. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тари­фов)» определены перечни продукции производственно-техни­ческого назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ пре­доставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок.

Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищ­но-строительным кооперативам);

- продукция ядерно-топливного цикла;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируют Федеральной энергетической комиссией;

- продукция оборонного производства;

- драгоценные металлы и сплавы;

- перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на же­лезнодорожном транспорте;

- перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригород­ном сообщении) и др.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный, реализуемый населению и жилищным ко­оперативам;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регули­руются региональными энергетическими комиссиями;

- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, ре­ализуемые населению;

- оплата населением жилья и коммунальных услуг и др.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товаравыделяют:

- цену «франко-склад поставщика»;

- цену «франко-станция отправления»;

- цену «франко-склад потребителя» и др.

Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно вклю­чаются в цену товара.

Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

По времени действияцены подразделяются на:

- твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

- текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и от­ражающие изменение ситуации на рынке;

- сезонные, действующие в пределах определенного пери­ода времени;

- скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать измене­ния в издержках производства за период времени, необходи­мый для их изготовления.

Методы расчёта цены.

Наиболее распространены следующие методы ценообразования:

1. Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль».
это самый простой метод ценообразования, заключающийся в начислении наценки на себестоимость продукции.

Величина наценки может быть стандартной для каждого вида товара или дифференцированной в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д.

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru

Предприятие-производитель само решает, какой метод будет применять.

Недо­статок метода: не учитывает особенности покупательского спроса и конкуренции в каждом конкретном случае, что не позволяет назначить оптимальную цену.

Но данная методика продолжает оставаться популярной т.к. продавцы владеют информацией об издержках, и, привязывая цену к издерж­кам, они упрощают для себя проблему ценообразования. Им не приходится изучать конъюнктуру рынка, и, следовательно, нет необходимости постоянно корректировать цены в зависимости от колебаний спроса;

2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспече­ния целевой прибыли.

В данном случае предприятие стремится к установлению та­кой цены, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Ос­новой такого расчета является построение так называемого гра­фика безубыточности при определенной производственной программе и определяет­ся цена, при которой будет достигнута поставленная цель фирмы. Такую методику расчета могут позволить фирмы, имеющие высокую репутацию, т.е. при колебании цен на их продукцию не будут снижены объемы продаж, либо являющиеся монопо­листами на рынке.

Пример:Фирма выпускает изделие: постоянные издержки (FC) составляют 60 млн. руб., переменные издержки на единицу продукции (Vед) — 400 руб. Предприятие пла­нирует выпуск продукции в количестве (Q) 200000 шт. и получение прибыли в размере 100 млн. руб.

Какую цену на изделие (Р) необходимо установить фирме для получения заплани­рованного объема прибыли? Рассчитать критический объем производства.

Решение:

1. Используем следующее уравнение:

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru

2. Рассчитаем критический объем производства.

Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов – по основной заработной плате производственных рабочих. - student2.ru

Вывод.Для получения запланированной суммы прибыли при данном объеме вы­пуска продукции фирма должна установить цену на свое изделие 1200 руб. Деятель­ность будет безубыточной, если будет выпускаться более 75000 шт. изделий, так как точка критического объема производства характеризует покрытие всех издержек и при­быль в данной точке равна нулю.

3. На основе ощущаемой ценности товара. Данный способ ценообразования яв­ляется самым оригинальным. В этом случае затратные ориентиры отходят на второй план, уступая место восприятию покупателями товара (ощущаемой ими ценности товара). Для этого формируют в сознании потребителей представления о ценности товара, используя неценовые приемы: условная ценность бренда для потребителя; психология сегмента потребителя; тенденции общества (мода).Также к неценовым методам относят: сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям и др.

4. По географическому принципу. Получил широкое распространение в мировой практике, где цена устанавливается с учетом: эластичности спроса по доходам; со­циально-экономических показателей и рыночных условий в регионе, округе, райо­не. Например, один и тот же товар в каком-либо городе может продаваться по разным ценам — в центре дороже, на периферии дешевле. Цена на жилье в городах дороже, в сельской мест­ности — на порядок дешевле.

5. На основе цен лидера. Фирмы в основном отталкиваются от цен конкурентов, не обращая внимания на собственные издержки и особенности формирования по­требительского спроса. Этот метод используется как инструмент политики цен в первую очередь на рынках с однородными товарами (сырьевые материалы, пищевые продукты и др.), где очень высокая степень конкуренции и соответственно ограни­ченные возможности влияния на цены.

6. По психологическому принципу. Ценообразование основано на том, что при опре­делении цены необходимо учитывать психологическое восприятие покупателем цены товара фирмы, так как для многих покупателей высокая цена отражает качество товара.

Другая психологическая установка — «пороговый» эффект «неокругленных» цен, когда цена 44,90 руб. вызывает большее доверие, чем 45 руб.

7. Уценка товара. Обычно метод применяется для товаров с эластичным спро­сом, когда необходимо продать товарные остатки в течение ограниченного периода. Этот метод широко используется во всем мире. Преимущества: повышение ликвид­ности активов организации; снижение затрат по хранению товарных остатков. Не­достатки: как правило, производители получают меньше прибыли и иногда даже убытки, но эти убытки обычно закладывают в цены первых партий продаж продук­ции.

Государственное регулирование цен по-прежнему должно оставаться важнейшим условием в установлении хозяйственных связей между государством и предприятием на основе размеще­ния госзаказов. При формировании цен следует проводить различие между ценами на товары производственного назначения и на товар широкого потребления и продукты питания. Поскольку во многих случаях товары производственного назначения изготавливаются для индивидуального покупателя, то цена является продук­том совместного решения изготовителя и покупателя.

Иной подход наблюдается в определении уровня цен на това­ры широкого потребления и продукты питания. Здесь важная роль отводится определению величины спроса, формам доведения то­вара до потребителя (оптовая, розничная и другие формы про­даж). В зависимости от вышеперечисленных условий устанавливается соответствующий уровень ц

Состав розничной цены

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз Налог на добавленную стоимость Наценки посреднических организаций Торговые наценки
Отпускная цена предприятия    
Оптовая рыночная цена
Розничная цена

Наши рекомендации