Тема. 2. системный подход к рассмотрению организации и классификации организаций

Слово «система», греч.: сочетание, организм, устройство, организация, союз, строй, руководящий орган. Основы категории заложены еще Демокритом. В своих рассуждениях он отмечал, что речь состоит из имен, имена — из слов (комплексов), комплексы — из букв или неделимых частей (элементов).

В античной философии термин «система» связывали с упорядоченностью и целостностью объектов природы. В сочинениях Платона и Аристотеля уделялось внимание особенностям системы знания и системе элементов мироздания.

И. Канту принадлежит приоритет четкого осознания системности научно-теоретического знания и выявления конкретных процедур и средств создания системного знания

И.Г. Ламберт утверждал, что «всякая наука, как и ее часть, предстает как система, поскольку система есть совокупность идей и принципов, которая может трактовать себя как целое. В системе должны быть субординация и координация».

Современные исследователи продолжают развивать идеи сво­их предшественников. Так, физиолог П.К. Анохин в известной работе «Теория функциональной системы» (1970) привел 12 формулировок понятия «система», данных разными авторами. В учебнике В.Н. Волковой и А.Л. Денисова «Основы теории систем и системного анализа» (1999) авторы говорят уже о 30 определениях понятия «система». Сейчас таких формули­ровок значительно больше. Анализ многочисленных определений свидетельствует об изменениях понятия «система» как по форме, так и по содержанию.

С некоторой долей условности все понятия «системы» мож­но поделить на три группы.

Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя.

Определения второй группы рассматривают систему как ин­струмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюда­тель, имея перед собой цель, конструирует систему как некое аб­страктное отображение реальных объектов.

Третья группа определений представляет компромисс между двумя первыми. Система здесь — искусственно создаваемый ком­плекс элементов (людей, процедур, технологий, научных теорий и т. д.), предназначенный для решения сложной организацион­ной, технической, экономической задачи. Следовательно, здесь наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает, синтезирует ее.

Понятие «система» широко используется как в научных иссле­дованиях, так и в повседневной жизни. Этот термин также явля­ется отражением некоторой объективной реальности. Существует большое число определений системы, охватывающих различные признаки объектов, рассматриваемых как системы.

Понятие «система» стало терминологической основой постро­ения теории систем. Трактовка этого понятия имеет различные варианты. Приведем примеры некоторых из них.

1. Система — это объективное единство закономерно связан­ных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.

2. Система — это комплекс элементов, находящихся во взаи­мосвязи.

3. Система — это множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами.

4. Система есть отражение в сознании субъекта свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания.

5. Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.

Содержание приведенных понятий для описания лишь одного термина показывает, что каждый из авторов имеет свое отношение к данному термину.

В качестве элемента системы рассматривается объект, относительно самостоятельный и не подлежащий дальнейшему расчленению на данном уровне рассмотрения, выполняющий определённые функции, находящийся во взаимосвязи с другими объектами, составляющими систему.

Подсистема – это набор автономных элементов внутри системы (экономических, технических, правовых, организационных).

Функционирование системы как единого целого обеспечивается связями между элементами. Связь — это перенос материальных, энергетических или информационных компонентов из одного объекта в другой; это функциональная характеристика элемента, а отношение — это структурная характеристика.

Понятия «связь» и «отношение» имеют достаточно сложное объяснение. В специальной литературе принято отождествлять понятие «связь» с динамичным состоянием элементов, которое определяется целями функционирования и методами управления в процессе установления связи.

Понятие «отношение» характеризуется статикой строения са­мого элемента, т. е. его структурой. В теории логики принято «от­ношение» рассматривать как соотношение, соподчинение одного свойства элемента другому. Такое соотношение тоже основывается на разных видах связей, например в микроэлементах. Понятие «от­ношение» можно рассматривать как «связи строения» элемента.

Связи делятся на внутренние, когда такой перенос компонентов происходит между элементами системы, и внешние, когда выход одной системы становится входом в другую. Такую связь приня­то называть прямой связью. Например, поставки ресурсов орга­низации. Кроме прямой связи, существует еще и обратная связь. Прямая связь обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная — с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.

Понятие «связь» определяется как проявление свойств коммуникации самого элемента с его окружением. Связь осуществля­ется на основе закона обмена энергией информацией и вещест­вом в процессе динамического развития самого элемента. Понятие «связь» описывает степень ограничения свободного развития са­мого элемента. Все элементы любой системы всегда вступают во взаимодействие друг с другом, теряя при этом некоторые из своих свойств. Наличие свойств связей у элемента (коммуникации) обеспечивает его жизнедеятельность. Следовательно, понятие «связь» определяет функционально-процессуальную характеристику сис­темы, а понятие «отношение» — функционально-структурную ха­рактеристику.

В классификации И.В.Блауберга, В.Н.Садовскогой Э.Г.Юдина, связи могут быть следующими:

• генетические порождения, когда один объект является основой для рождения другого;

• преобразования, когда элементы одной системы в процессе взаимодействия с элементами другой приобретают новые
свойства в одной или обеих системах;

• взаимодействия, которые подразделяются на связи взаимодействия объектов или отдельных свойств объектов;

• функционирования, которые обеспечивают реальную жизнедеятельность объекта;

• развития, которые возникают в процессе перехода из одного качественного состояния объекта в другое;

• управления, которые могут образовывать разновидность либо функциональных связей, либо связей развития.

Представленная классификация показывает, что определения связей часто размыты и могут пересекаться.

Каждая организация должна обладать все­ми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.

В современной литературе выделяют такие признаки систем, как:

· Множество составляющих ее элементов;

· Единство главной цели для всех элементов;

· Наличие связей между ними;

· Наличие структуры и иерархичности;

· Относительная самостоятельность;

· Наличие управления этими элементами.

Табличное представление классификации систем приведено в табл.

Таблица

Классификации систем

Наименование признака Содержание классификации
Происхождение Естественные и искусственные
Объективность Материальные и абстрактные
Содержание Социальные, физические, экономические, технические и т. п.
Степень взаимо­связи с внешней средой Открытые, закрытые, относительно обособленные
Изменчивость свойств Статические и динамические
Обусловленность функционального действия Детерминированные и вероятностные
Обусловленность процессов управ­ления Управляемые и самоуправляемые
Степень сложности Суперсложные, большие и сложные, подсистемы, элементы
Степень внутрен­ней организации Хорошо организованные, диффузные и самоорганизованные
Методы формали­зованного описа­ния объекта в качестве системы Адекватное, теоретико-множественное представление, информационное описание, имитационно-динамическое, структурно-лингвистическое представление и т. п.
Реакция на возму­щающее воздей­ствие Активные и пассивные
Методы модели­рования процесса развития Управляемые, адаптивные, самообучаемые, самовосста­навливающиеся, самовоспроизводящиеся и т. п.
Длительность существования Постоянные и временные

Выделяют некоторые ограничительные свойства, которыми должна обладать «правильная» система. Такая правильная система в любом случае будет проявляться именно как система, то есть объект с системными свойствами, а следовательно, к нему будут применимы методы системного анализа. Итак, таких свойств всего четыре:

Детерминированность – поведение (реакция) системы однозначно зависит от значений входных параметров. Наличие в системе четких причинно-следственных связей как в статике, так и в динамике. Детерминированность позволяет применять научный подход при исследовании систем. Несмотря на то, что некоторое время в повседневной моде была теория хаоса, в ее рамках также изучаются строго детерминированные системы.

Синергетичность – целое (система) является большим, нежели простая сумма составляющих его частей, что позволяет рассматривать систему в виде эффективной структуры из составляющих ее компонентов. Синергетичность систем часто связывают с характеристиками самоорганизации и обучаемости систем.

Полнота и непротиворечивость – правильная система должна быть полна (достаточна для выполнения своих функций и достижения своих целей) и непротиворечива (не должно быть противоречивых целей у всей системы).

Иерархичность – компоненты (элементы) системы могут сами рассматриваться в качестве систем (подсистем), а сама система может быть подсистемой системы более высокого уровня. Деление системы на подсистемы может быть ничем не ограничено, а свойство иерархичности указывает на то, что системы могут выстраиваться в иерархии в рамках системы.

Перечисленные свойства являются системоопределяющими, поскольку каждая правильная система детерминирована, синергетична, полна и непротиворечива, а также обладает внутренней иерархией над своими элементами. Однако существуют другие свойства, которыми могут обладать системы. Такие свойства лучше называть «характеристиками». Для различных типов систем могут иметься различные наборы характеристик, поэтому не может быть замкнутого набора характеристик. Тем не менее, можно выделить характеристики, которые могут быть свойственны различным типам систем. К ним относятся следующие:

Адаптивность – стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды.

Надежность – комплексная характеристика системы, определяющая ее способность функционировать, сохраняя свои параметры в определенном диапазоне, в течение длительного времени.

Целостность – первичность целого по отношению к частям. Не элементы составляют систему, а система состоит из элементов, которые выделяются из нее в рамках системного анализа.

Эмерджентность – цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) системы, при этом для элементов системы в части их взаимодействия друг с другом может нарушаться свойство непротиворечивости – цели компонентов могут быть противоречивы друг другу, но при этом цели системы все также должны быть непротиворечивыми.

Взаимодействие и взаимозависимость системы и среды – система действует в среде и зависит от нее, равно как и наоборот. Система может обмениваться со средой материей, энергией и информацией.

Обучаемость – возможность перенастройки функций и целей системы в зависимости от изменения параметров внешней среды. Система может быть самообучаемой, когда функции и цели перенастраиваются на основании внутренних факторов.

Целенаправленность – существование у системы цели. Это неотложное свойство, которым должны обладать все системы.

Динамичность – развитие системы происходит в динамике, то есть изменяется во времени.

Системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности.

Выделяют три уровня широты анализа и синтеза компаний: системный, комплексный и аспектный.

Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений.

Комплексный подход требует составления приоритетом важности ключевых элементов и учета наиболее важных элементов.

Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организа­ционных образований.

ВОПРОСЫ НА СЕМИНАР 2

1. Различные виды систем: основы существования.

2. Принципы классификации систем.

3. Системный подход в управлении: преимущества и недостатки.

4. Функциональный подход в управлении: преимущества и недостатки.

5. Процессный подход в управлении: преимущества и недостатки.

6. Ситуационный подход в управлении: преимущества и недостатки.

7. Принцип обратной связи и его значение в существовании системы.

8. Социальные системы и их особенности.

9. Социотехнические системы и особенности их исследования.

10. Организация как система: ее признаки и законы.

11. Организационные процессы и их разновидности.

12. Понятие целей организации и требования, предъявляемые к ним.

13. Технология и организация: основы взаимодействия.

14. Организационная структура: основы создания и функционирования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Почему в формальных организациях не важны индивидуальные характеристики личности?

2. Составьте иерархию особенностей формальной организации: безличность, рациональность, служебный характер отношений, целесообразность, функциональность. Объясните свой выбор.

3. За счет чего обеспечивается максимальная эффективность формальной организации?

4. Составьте схему взаимодействия формализующих факторов на примере конкретной социальной организации (напр., школы).

5. Для чего в формальной организации существует жесткое закрепление функциональных обязанностей?

6. Приведите примеры перехода организации из неформальной в формально организованную и укажите причины такого перехода.

7. Почему людей не удовлетворяют только формальные структуры, несмотря на их рациональность?

8. Опишите ситуации позитивного и негативного влияния неформальной организации на деятельность предприятия.

9. Как конфликт между трудовыми и внепроизводственными ролями стимулирует создание в неформальной организации?

10. Составьте задачу на проявление любого из напряжений 2-го типа в организации. Предложите свое решение.

Наши рекомендации