Экономическая система общества: понятие, субъекты, структура.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это исторически сложившаяся или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных; норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Для характеристики экономической системы выделяют ее:

1)элементы — это составные части экономической системы. Например, люди с их умениями и на­выками (рабочая сила), машины, оборудование, деньги, налоги, бюджетные, кредитные и иные учреждения и др.;

2)уровни организации. Экономика каждой страны представляет собой многоуровневую систему. Здесь функционируют домохозяйства, предприятия (фирмы), отрасли, межотраслевые объединения, региональные объединения, государство. За рамками отдельной страны формируются международные экономические системы. Поэтому в экономической теории принято выделять малые и большие экономические системы. Любая малая экономическая система является частью более крупной системы;

3) структуру и инфраструктуру. Структура - это строение, внутреннее устройство системы.

По отношению к экономической системе выделяют Структуру: функциональную, материально-вещественную, денежную, отраслевую, территориальную (региональную).

Функциональная структура определяется ролью человека экономической системе. В ней он выступает как производитель экономических благ, их потребитель и как управленец процессами производства, распределения, потребления благ.

Материально-вещественная структура экономической системы представлена натуральными количественными и качественными показателями, характеризующими ее функционирование. В условиях товарно-денежных отношений все показатели имеют денежную оценку. Поэтому в экономической теории наряду с материально-вещественной выделяют и денежную структуру экономической системы.

Отраслевая структура предполагает деление экономической системы на отрасли, объединяющие предприятия, выпускающие однородную продукцию.

Территориальная (региональная) структура экономической системы предусматривает деление экономики страны по территориальному признаку в зависимости от естественных условий производства (климата, наличия природных ресурсов и др.

Важным условием функционирования экономической системы является наличие ИНФРАСТРУКТУРЫ, т.е. наличие объектов, обеспечивающих ее нормальное функционирование. Это: жилье, объекты образования, культуры, здравоохранения, связь, транспорт и др;

4)функции – определяются экономическими целями, которые ставит общество перед национальной экономикой.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:

Чистый капитализм,или капитализм эпохи свободной конкуренции, представляет собой такую экономическую систему, в которой материальные ресурсы находятся в частной собственности, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

Примером государства с подобной экономической системой может служить Гонконг.

Командная экономика— это способ ориентации и управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Все крупные решения, касающиеся использования ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральными органами власти и управления. Классическим примером командно-административной системы был Советский Союз.

Смешанная экономическая система представляет собой такую экономическую систему, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономики. Сегодня они характерны для США, Японии, Германии и других развитых государств.

Традиционная экономика - это такая экономическая система, в которой традиции и обычаи играют важную: роль в регулировании отношений производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В настоящее время она сохранилась в некоторых наиболее слаборазвитых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.

12. Понятие собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь.

Для возникновения отношений собственности необходимы, как минимум, три условия:

1) наличие двух и более субъектов отношений;

2) ограниченность объектов собственности;

3) объект собственности должен быть полезен для его владельца.

С экономической точки зрения СОБСТВЕННОСТЬ - это отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ. Характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ зависит от того, в чьих руках находятся средства производства.

Субъектом собственности могут выступать: государство, граждане, коллективы.

Выделяют три типа собственности: тип общей нераздельной собственности; тип частной собственности; тип совместно-долевой (коллективной) собственности.

В рамках этих типов собственности могут существовать их формы: государственная, семейная, акционерная, совместных предприятий, фермерская и др. Порядок функционирования той или иной формы собственности в государстве определяется соответствующими юридическими законами. Последние наделяют субъекта собственности правом юридического или физического лица и дают ему право присвоения объектов собственности, владения, распоряжения и пользования ими.

Присвоение — это процесс юридического и фактического закрепления объектов собственности за юридическим или физическим лицом. Противоположностью присвоения является отчуждение. Оно представляет собой процесс юридической и фактической передачи объектов собственности другому юридическому или физическому лицу.

Владение — это право лица совершать определенные действия над объектом собственности в течение определенного периода времени. Например, фермер, арендуя землю у государства, использует ее для производства сельскохозяйственной продукции.

Распоряжение — это право реального собственника совершать любые действия над объектом собственности (продавать, передавать и др.).

Пользование — это потребление объектов собственности с целью извлечения из них потребительских свойств.

Реформирование собственности как основа перехода к рыночной экономической системе:

Переход к рыночной экономике предполагает реформирование государственной собственности посредством разгосударствления и приватизации.

Следует различать: разгосударствление экономики и разгосударствление собственности.

Разгосударствление экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хо­зяйствующим субъектам (физическим и юридическим лицам). При этом функция регулирования этой деятельное, сохраняется за государством.

Разгосударствление экономики осуществляется по двум направлениям:

1)путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности, в результате чего расширяется их самостоятельность;

2)путем разгосударствления собственности

Разгосударствление собственности – это процесс разрушения монополии государственной собственности, осуществляемый как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий. Разгосударствление собственности осуществляется посредством приватизации.

ПРИВАТИЗАЦИЯ - это процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. Приватизация может осуществляться тремя способами: путем безвозмездной передачи государственной собственности всем гражданам (чековая или ваучерная приватизация); путем продажи объектов, принадлежащих государству; путем соче­тания двух предыдущих способов.

Процесс приватизации предполагает наличие объектов и субъектов этих отношений.

Объектами приватизации являются: государственное и общественное жилье; государственные предприятия; государственные учреждения; государственные организации; структурные единицы государственных предприятий и объединений; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие государству и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть: граждане; негосударственные юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов; в Республике Беларусь — юридиче­ские лица, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий; иностранные инвесторы; лица без гражданства.

Наши рекомендации