Спрос и закон спроса. эластичность спроса
Спрос и предложение являются неотъемлемой частью рынка. Рынок всегда достаточно эффективно выполнял функцию обеспечения общества информацией о потребностях людей и об экономической цене удовлетворения этих потребностей.
Рынок - это механизм, учреждение, действие, которые служат сведению вместе покупателя и продавца и обеспечению обменной операции. Существует множество форм рынков: универмаги, розничная сеть, ярмарки, фондовая биржа, товарная биржа, аукцион, «блошиные» рынки (барахолки) и т. д. Но главное - не форма рынка, а его функция - обеспечение обмена, купли-продажи. Покупатели, следуя уже известному нам принципу экономизации (получить максимальное удовлетворение от произведенных затрат), выберут лучшую из тех альтернатив, которые позволяют их доходы. Рост альтернативной стоимости (издержек, цены) снизит вероятность покупательского выбора. И наоборот: более низкие цены на товары подтолкнут покупателя к их выбору. Эта обратная взаимосвязь между ценой на товар и вероятностью потребительского выбора товара и является содержанием закона спроса.
Почти любой товар имеет субститут (заменитель). Кирпич можно заменить на пиломатериалы, пшеницу на рожь, сахарный тростник на сахарную свеклу, кинотеатр на видеокассету, один вид транспорта на другой. Существование и доступность субститутов помогают лучше понять закон спроса, Когда цены (и вместе с ними альтернативные издержки) автобусных услуг растут, у пассажиров возникает больше стимулов киспользованию метро или трамвая.
Не меньшее, а даже большее значение имеет наличие одинаковых товаров, производимых различными фирмами. Мы делим экономическую деятельность на множество отраслей, имея в виду, что отрасль - совокупность (множество) фирм, которые производят товары и услуги для данного конкретного рынка.Например, для рынка овощей, обуви, автомобилей, лекарств и т. д. Каждый рынок организован по-своему. Но есть, по крайней мере, два вида рынков, существенно различающихся между собой:
- рынок совершенной конкуренции, то есть рынок, где цены определяются независимо от воли покупателей или продавцов.На таких рынках действует обычно множество производителей. Их индивидуальные возможности воздействовать на рынок очень малы.
Идеальным примером такого рынка является производство пшеницы или кукурузы миллионами фермерских хозяйств. Доля каждого из таких хозяйств в поставках товара настолько мала, что они не влияют на цены и на общее количество товара на рынке. На этом рынке также велико и количество покупателей, каждый из которых индивидуально тоже ни на что не влияет. Стать участником такого рынка (или покинуть его) легко как для любого продавца, так и для любого покупателя;
- рынок несовершенной (ограниченной) конкуренции, на котором либо продавец, либо покупатель, либо и тот идругой могут существенно влиять на цены и, следовательно, определятьих с целью извлечения выгоды.
Конкуренция, то есть наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок, ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителю. Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето придавал свободной конкуренции важнейшее значение. Он считал, что только в условиях свободной конкуренции может быть реализован открытый им принцип (принцип Парето): в обществе всеобщего благосостояния все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Можно этот принцип выразить другими словами; богатство общества увеличивается, если все его члены выигрывают, и никогда не будет максимальным, если получение полезности одними группами людей уменьшает ее для других.
Являясь важнейшим экономическим механизмом, рынок выполняет и чисто социальные функции, т. е. участвует в регулировании отношений между людьми. Мы уже знаем, что интересы продавцов и покупателей противоположны. Рынок разрешает это противоречие вполне мирными средствами. Обе стороны достигают своих целей и удовлетворяют свои взаимоисключающие интересы при помощи равновесных цен и сбалансированных объемов спроса и предложения.
Такую способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предоставлять надежную информацию покупателям и продавцам А. Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производитель не знает покупателя. Обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние для всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. Стремление каждого к богатству ведет к богатству всего общества в целом. Это положение экономисты называют принципом «невидимой руки». Его механизм раскрывается через способность рыночных цен информировать, координировать и мотивировать участников рынка, то есть управлять их действиями.
Спрос и предложение - взаимосвязанные важнейшие категории рыночной экономики. Исходным понятием здесь выступает спрос. Он связан с потребностями или желаниями людей, однако их нельзя отождествлять. Потребности людей практически безграничны. Только та часть из них, которая может быть оплачена деньгами образует спрос. То есть спрос выступает как платежеспособная потребность.
Спрос покупателей на определенный товар зависит от целого ряда факторов: цены данного товара или услуги, цены и полезности других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), денежного дохода потребителей, их вкусов и предпочтений, общего числа покупателей данного товара, перспективных ожиданий повышения или снижения цен и т. п. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена данного товара. Такая зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, которая может быть представлена в следующем виде:
D = f(P,Pa,PB,...Y,T,W),
где D - спрос на данный товар;
Р - цена данного товара;
Ра, Рв,... - цены на сопряженные товары;
Y - денежный доход потребителей;
Т - вкусы и предпочтения потребителей;
W- число потребителей, масштабы рынка.
Теоретически можно допустить, что все названные факторы, влияющие на спрос, остаются неизменными, за исключением одного - цены товара. Тогда каждому значению цены товара соответствует определённое количество купленного товара, которое и составляет объём (величину) спроса. Такая зависимость носит название функции величины спроса от цены.
Ее можно записать следующим образом:
Qd = f (P),
где Qd - объем спроса;
Р - цена товара.
Под величиной (объемом) спроса следует понимать количество товаров, которое покупатели готовы и в состоянии купить по данной цене в определенный промежуток времени.Такая зависимость между ценой товара и количеством купленного товара изображается в виде графика: по горизонтали показывают количество товара Q, а по вертикали - цену Р. Соединив полученные точки, получим линию DD (D - от слова demand — спрос), которая называется кривой спроса (рис. 4.1).
Из графика видно, что между ценой и количеством покупок товара
существует обратная (или отрицательная) зависимость, которую можно
выразить математически:
∆Qд = f(1 / ∆P) или ∆Qд / ∆P
где Q - величина (объем) спроса на данный товар;
∆ - знак «дельта» - всякое изменение: как возрастание, так и уменьшение.
Рис. 4.1. Кривые спроса
Кривая спроса DD показывает, какое количество товара (Q) готовы купить покупатели, в конкретный период времени при каждом данном уровне цен и при неизменных прочих факторах.
Обратную зависимость между ценой и количеством купленного товара в течение конкретного периода времени экономисты назвали законом спроса.
Вместе с тем бывают случаи, когда закон спроса не действует, а именно:
- при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
- для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и др.), выступающих средством вложения денег;
- при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие сопряженные товары. Скажем, при переключении спроса с маргарина на масло снижение цен на маргарин не ведет к росту спроса на него.
Необходимо различать изменение величины (объема) спроса и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса, меняется, тогда, когда изменяется только цена данного товара, сам спрос в этом случае остается неизменным, то есть происходит как бы «скольжение» величин спроса с одной точки на другую по неизменной кривой спроса. Изменение, самого спроса (характера спроса) происходит тогда, когда начинают действовать факторы, прежде считавшиеся постоянными. Это видно из графика на рис. 4.1.
При изменении цены с Р1 до Р2 ,когда все факторы, кроме цены, неизменны, движение осуществляется вверх по кривой спроса, уменьшая количество приобретаемого товара с Q1 до Q2 (перемещение из точки А в точку В и т.д.).
Предположим теперь, что изменится значение одного из прочих факторов спроса, например, доход потребителя. Если доход увеличится, то каждой возможной цене товара будет соответствовать большая величина спроса. Следовательно, произойдет смещение кривой спроса вправо из положения DD в положение D2D2. Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево, в положение D1D1. В этом случае говорят об изменении спроса. Таким образом термином «спрос» описывается линия спроса, а термином «величина спроса» - отдельная точка на линии спроса.
На смещение кривой спроса, т.е. на изменение спроса, влияет множество факторов, которые называются неценовыми. К ним относятся:
1. Денежные доходы потребителей. Какуже было сказано, при повышении доходов спрос на большинство товаров растет.
2. Вкусы и предпочтения потребителей. Так, пропаганда здорового образа жизни снижает опрос на алкогольную и табачную продукцию и повышает - на велосипеды и туристическое снаряжение.
3. 3.Число потребителей или масштабы рынка. Уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса и наоборот. Сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги.
4. 4. Цены на сопряжённые товары. Например, повышение цены на бензин может привести к некоторому снижению спроса на легковые автомобили.
5. Перспективные ожидания повышения или снижения цен.
Различают индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и совокупный (рыночный)спрос, т. е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Связь рыночного спроса с индивидуальным выявляется в следующей закономерности: рыночный спрос при каждом значении цены равен сумме спросов отдельных покупателей при этом же самом значении цены.
Степень изменения объемов спроса или предложения под воздействием изменения различных факторов, например, цены, называется эластичностью.
Ценновая эластичность спроса характеризует степень изменения количества покупаемого товара при изменении его цены. Понятие «эластичный спрос» означает, что небольшое изменение цены ведет к значительному изменению количества продукции, на которую предъявлен спрос. В данном случае при снижении цены возрастает количество продаж и увеличивается общая выручка. Если же существенное изменение в цене вызывает лишь небольшое изменение количества покупаемого товара, то спрос на него называют неэластичным. В этой ситуации снижение цены незначительно изменяет объём продаж, а общая выручка снижается.
В теории рыночной экономики выделяется понятие «единичная эластичность», отражающее ситуацию, при которой процентное изменение цены равно процентному изменению объема спроса на товар, то есть снижение цены компенсируется ростом продаж и общая выручка остается неизменной. При совершенно неэластичном спросе изменение цены продукта не влияет на объем спроса на него. Абсолютно эластичный спрос означает ситуацию, когда при определенной цене покупатели готовы купить неограниченное количество товара.
Коэффициент эластичности спроса выражается соотношением:
процентное изменение спроса на определённый товар
КD = -----------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены определённого товара
Значения коэффициента эластичности колеблются в интервале от нуля до бесконечности. В зависимости от значения коэффициента выделяют пять состояний эластичности спроса:
1) эластичный спрос (КD>1);
2) неэластичный спрос (KD<1);
3) единичная эластичность спроса (KD=1);
4) абсолютно эластичный спрос (KD = °°);
5) абсолютно неэластичный спрос(KD=O).
На рис. 4.2 кривая KD1 означает эластичный спрос; КD2 – неэластичный спрос; КD3 — единичная эластичность спроса; KD4 - абсолютно эластичный спрос; KD5 - абсолютно неэластичный спрос.
Рис. 4.2. Кривые спроса с различной степенью эластичности
Кривая эластичного спроса всегда имеет более пологую форму, так какспрос растет быстрее падения цен. Эластичный спрос по цене, как правило, имеет место при продаже предметов роскоши - драгоценностей, мехов, черной икры и т. д., а также весьма дорогих предметов потребления - автомобилей, телевизоров, стиральных машин и т. д.
Кривая неэластичного спроса расположена более круто по отношению к горизонтальной оси координат. Неэластичный спрос характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами — на хлеб, картофель, одежду, обувь, услуги общественного транспорта и т. д.
При единичной эластичности спроса угол наклона кривой спроса одинаков по отношению как к горизонтальной, так и к вертикальной осям координат.
Абсолютная эластичность спроса характеризуется горизонтальной кривой спроса. Абсолютно эластичный спрос характерен для совершенной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобрести любое количество товара по данной цене.
Наконец, абсолютная неэластичность спроса предполагает, что при любом изменении цены величина спроса остается постоянной. Примером может служить спрос на инсулин для больных сахарным диабетом.
Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. На эластичность спроса оказывает влияние возможность доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на товары с течением времени.
Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, т. к. в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться. Но и для покупателя информация об эластичности спроса, на интересующие их товары полезна. Она позволяет правильно вести себя на потребительском рынке. Скажем, потребителям не стоит ожидать существенного снижения цены на товары, имеющие неэластичный спрос.
На эластичность спроса влияют не только цена товара, но и другие факторы, например, доходы покупателей. Поэтому можно говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на l%.