Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив

Методы многокритериальной оценки. Оценка и сравнение альтернатив по нескольким критериям. Применяется в условиях необходимости учета нескольких параметров при оценке альтернативы. Важное значение имеет обоснованность выбора критериев.

Методы экспертной оценки. Построение экспертом рациональной процедуры интуитивно-логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов. Применяются для широкого круга неформализуемых проблем, которые не всегда могут быть оценены в количественном измерении, а также для решения проблем социально-экономического характера или в условиях отсутствия информации из внешних источников. Существуют высокие требования к компетентности экспертов.

Экспертные методы. Прогнозирование на основании обобщения мнений экспертов о развитии объекта в будущем. Применяются при прогнозировании объектов, которые не поддаются математической формализации. В состав экспертных методов входят как индивидуальные, так и коллективные методы.

Фактографические методы. Прогнозирование на основании фактической информации о прошлом и настоящем развитии объекта. Применяются в условиях, когда вероятность сохранения факторов, обусловивших процесс развития в прошлом, больше, чем вероятность их изменения. При появлении непредвиденных ограничений использование этих методов может привести к ошибкам в прогнозах. Надежность и точность фактографических методов может быть увеличена за счет сочетания их с экспертными методами прогнозирования.

Комбинированные методы. Прогнозирование на основе экспертной и фактографической информации. Применяются для решения проблем широкого профиля (от формализуемых до неформализуемых). Часто эти методы используются для принятия решений на высшем уровне управления.

Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата

Функционально-стоимостный анализ. Выявление зон дисбаланса между функциями объекта и затратами на них. Применяется для выбора решений и оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству. Обладает высокой практической полезностью.

Метод цепных подстановок. Последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на функцию. Применяется в условиях, когда проблема имеет строго выраженный функциональный характер. Позволяет выявить, за счет каких факторов произошли отклонения фактических величин от плановых.

Причинно-следственный анализ. Определение иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действие, устраняющее проблему. Применяется в условиях, когда лицо, принимающее решение, располагает полной и достоверной информацией об исследуемом объекте. Сложно определить момент, когда следует остановиться в построении причинно-следственной цепи.

Лекция №5. Интеграционные процессы менеджмента

План

1. Сущность интеграции

2. Виды и принципы интеграции

3. Направление и механизмы интеграции

4. Слияние и поглощение

Сущность интеграции

Особое место управления в рыночной экономике обуслов­лено его ролью — именно оно должно обеспечить связанность экономических (и всех других) процессов на предприятии. Новая черта современных рыночных отношений, предпри­нимательства определяется и переходом к интеграции эконо­мической, технологической, организационной, информацион­ной, социальной и культурной (а для государств — и политиче­ской) составляющих деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, ком­плексно учитывать интересы потребителя и производителя.

В связи с сокращением жизненного цикла продукции, а также ростом стоимости ресурсов предпри­ниматель вынужден идти на риск в принятии решений и про­являть высокую адаптивность к постоянно меняющимся усло­виям. Руководитель должен содействовать постоянному прито­ку идей, предложений, изобретений, внедрению нововведений, он должен стимулировать работу специалистов, создавать атмо­сферу творчества и инициативы. Реализация новых подходов в управлении наиболее эффективна через механизмы интеграции.

Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. В экономике в последнее время развивается экономическая интеграция как регулируемый процесс проведе­ния согласованной межгосударственной экономической поли­тики, базирующейся на разделении труда, развитии производ­ственного и научно-технического сотрудничества, кооперации, взаимовыгодных торгово-экономических и валютно-финансовых связях и направленной на формирование современной вы­сокоэффективной структуры национальных хозяйств.

Интеграционный подход не заменяет прогрессивное руко­водство, наоборот, именно от передовых руководителей и зави­сит его применение. Этот подход дает возможность творчески мыслящим руководителям в полной мере испытать самих себя. Сначала руководство выбирает цели развития предприятия (тактические или стратегические), затем определяются необхо­димые ресурсы для разработки и внедрения инноваций. Руко­водитель должен сам включиться в разработку системы и отве­чать за планирование рабочей стратегии. Успех или неудача всего дела зависят от того, как он сумеет интегрировать дея­тельность всего предприятия и каждого подразделения для дос­тижения поставленной цели.

С этих позиций интеграция — это условие взаимосвязанно­сти многих частей внутри одной, это объединение частей в единое целое, и предприятие можно рассматривать как интег­рированное целое, в котором каждая подсистема участвует в общей деятельности. Проблема интеграции деятельности функ­циональных подразделений, необходимой для достижения об­щих целей организации, проявляется наиболее остро для тех­нически сложных отраслей промышленности.

Интегрированная система подразумевает объединение всех функциональных систем в единое целое в первую очередь на общей информационной основе. Интеграция должна отражать картину информационной взаимосвязанности подсистем в пре­делах компании.

С учетом сказанного рассмотрим основные положения по интеграции систем управления.

Современный этап создания прогрессивной технологии управленческих решений требует интеграции процессов управ­ления экономикой, а следовательно, развития и внедрения ин­тегрированных систем управления (ИСУ), основанных на ме­тодах управления и средствах автоматизации. Методы управле­ния базируются на математическом аппарате и экономических теориях, а средства автоматизации реализуются средствами компьютерных технологий, а также формирования документо­оборота, информационных баз данных.

Интегрированные системы представляют собой комплекс­ные системы, включающие процессы совершенствования управления предприятием на всех уровнях его иерархической структуры. Суть совершенствования процесса управления за­ключается в уменьшении величины шага управления за счет повышения скорости получения данных, в совершенствовании функций управления сокращением времени реакции управ­ляющих воздействий в самом производстве.

Виды и принципы интеграции

В решении проблемы сущностного определения интегриро­ванной системы управления важное место занимает разработка основных принципов интеграции, среди которых выделим глав­ные.

• Единство методов. Концепция интегрированной системы базируется на общности методов управления для всех уровней предприятия. Методы управления обосновываются положения­ми о функционировании экономического объекта и структура­ми объектов управления и проявляются в совокупной управ­ленческой деятельности субъектов управления. Управленческие решения принимаются с учетом экономических, правовых, ор­ганизационно-административных и социально-психологических факторов управления. Принцип единства и интеграции методов предполагает, что в методическом отношении все уровни еди­ны и взаимосвязаны общей целью управления.

• Комплексность.Совершенствование процесса управления осуществляется на всех уровнях управления производством с уче­том конкретной структуры объектов управления предприятия и на основе единых функций управления, т. е. осуществляется* функ­циональная интеграция, предусматривающая решение задач, относящихся к различным объектам и уровням управления, на основе типовых экономико-математических моделей и стандартизации информационных связей между объектами и уровнями управле­ния, различными системами и задачами.

• Паритетность (децентрализованность). Все уровни управле­ния и подразделения аппарата равны между собой с точки зрения определения интегрированной системы, т. е. совершенствование управления обязательно распространяется на все уровни.

• Принцип интегрированного целого. Систему можно назвать интегрированной только после проведения интеграции ее компо­нентов, когда «выход» одного процесса управления (подсистемы) является «входом» следующего процесса. При рассмотрении сис­темы управления принцип интегрированного целого определяется конкретностью выходной информации одной подсистемы (задачи), передаваемой на вход другой подсистемы (задачи). Принцип интегрированного целого предполагает существование изоморфизма управляющей и управляемой систем.

• Гомеостатичность(сохранение постоянства). Интегриро­ванная система — это самонастраивающаяся информационная система с обратной связью, направленной на поддержание тре­буемого качества управляющих воздействий на стабильном уровне. Другими словами, процесс реализации функции управ­ления в условиях неопределенности и возникающих возмуще­ний на всех уровнях управления с учетом обратных связей бу­дет постоянно обеспечен.

• Типичность моделей управления. Важная проблема созда­ния интегрированной системы управления предприятием со­стоит в выделении однородных организаций и подразделений, характеризующихся неравномерностью развития организации. Каждой организации соответствуют определенный «возраст», свои технологические условия, масштабы производства, соот­ветствующий кадровый состав и др. Выявление подразделений, близких по своим производственным условиям, позволяет вы­делить из общей совокупности подразделений группы, «сходные» по определенным признакам для создания типовых схем управления.

• Единство информативности. Необходимо уменьшить раз­нообразие форм документов, циркулирующих в организации. Неунифицированные документы вызывают многообразие алго­ритмов обработки информации, что в итоге приводит к рассо- гласованию выходной информации. Ликвидация внутрифир­менного информационного разнообразия основана на принци­пе единства информативности.

• Многоаспектность.Этот принцип предъявляет требова­ния, связанные с совершенствованием процесса управления на всех уровнях и подразделениях по нескольким направлениям с учетом составляющих факторов производства (технологических, материальных, технических, трудовых, финансовых).

• Принцип автоматизации. Совершенствование процесса управления на всех уровнях производства возможно при ис­пользовании компьютерных технологий управления на всех стадиях и всеми факторами производства на основе интеграции функций управления и обработки данных. Интегрированная система охватывает в едином комплексе задачи проектной, ин­женерной и технологической подготовки производства и задачи управления организационно-производственной деятельностью предприятия. В системе усиливается взаимосвязь расчетов и работ, выполняемых в каждом из самостоятельно функциони­рующих подразделений, углубляется по вертикали взаимодейст­вие уровней управления, сокращается временной интервал управления.

Наиболее методически разработан подход, выделяющий виды интеграции в зависимости от взаимного расположения интегрирующихся фирм в структуре отраслей народного хозяйства. Основные направления интеграции организаций по этому критерию представлены на рисунке 1.

Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив - student2.ru

Рис. Направления интеграционного роста организации

Горизонтальная интеграция – это объединение организаций, работающих на одинаковом звене производственной или торговой цепочки в одной отрасли. На рисунке данному направлению соответствуют векторы Aa1 и Aa2. При этом за счет объединения фирма получает доступ к новой технологии производства, рынкам сбыта либо просто наращивает объемы производства и продаж. Исторически такой вид интеграции был самым первым и заключался в переходе от ремесленного к картельному способу производства. Однако упрощенное рассмотрение горизонтальной интеграции необоснованно и приводит к невозможности получить желаемый эффект от объединения. Необходимо тщательно изучать структуру и порядок работы объединяющихся компаний, так как, несмотря на внешнее сходство, именно уникальность каждого хозяйствующего субъекта во многих случаях приводила к негативному эффекту от интеграции.

При вертикальной интеграции объединение происходит со связанным предприятием, работающим на входном или выходном этапе цепочки создания стоимости в кластере. На рисунке данному направлению соответствуют векторы Ab1 и Ab2. При этом возможно движение, как в прямом, так и в обратном направлении.

Конгломеративная, или неорганическая интеграция является наименее изученной из рассмотренных видов. Объединяющиеся компании должны принадлежать разным сферам деятельности и не иметь пересекающихся рыночных интересов. Мотивы ее осуществления далеки от технологических, сбытовых и каких-либо других функциональных сфер. Решение об объединении со слабосвязанным с основным бизнесом предприятием может быть принято исходя из стратегических интересов. При этом потенциал возникновения значимых синергетических эффектов невелик, а издержки, связанные со сложностью координации разнородных подразделений, могут быть очень велики.

Наши рекомендации