Статистика производства и готовой продукции

А. А. В О В К

С Б О Р Н И К З А Д А Ч

по дисциплине

С Т А Т И С Т И К А

(микроэкономическая)

Москва - 2017

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

(РУТ)

статистика производства и готовой продукции - student2.ru статистика производства и готовой продукции - student2.ru статистика производства и готовой продукции - student2.ru статистика производства и готовой продукции - student2.ru статистика производства и готовой продукции - student2.ru Кафедра «Экономическая информатика»

А.А. В О В К

С Б О Р Н И К З А Д А Ч

по дисциплине

С Т А Т И С Т И К А

(микроэкономическая)

для подготовки бакалавров направления

«Экономика»

М о с к в а – 2017

УДК 31: 657:656.2.

В-61

Вовк А.А. Сборник задач по дисциплине «Статистика (экономическая)».-М.:РГУ (МИИТ),2016.–36 с.

Настоящий сборник задач содержит задания, решение которых позволяет применить теоретические знания по курсу микроэкономической статистики при расчете уровней и динамики показателей статистики элементов производств, статистики объектов финансовой деятельности изучающих наличие и движение ценностей как потребительных стоимостей, а также статистику финансов в которой эти ценности рассматриваются как меновые стоимости в результате чего раскрываются показатели эффективности использования элементов производства и их факторы. Взаимосвязь показателей микроэкономической статистики позволяет использовать различные методы контроля правильности расчетов. Наряду с этим обеспечивается получение наглядного представления о системе показателей микроэкономической статистики. Сборник задач предназначен для использования в процессе подготовки бакалавров по направлению «Экономика»

Р е ц е н з е н т ы : Начальник Управления анализа и статистики Департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО « РЖД» Филипченко С.А.

© РОССИЙСКИЙ УННИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (РУТ),2017

Вовк Алексей Александрович

Сборник задач по дисциплине

«Статистика ( микроэкономическая)»

­­­­­­­­­___________________________________________________________

Заказ № Подписано к печати Формат 60х84 1/16

Объем п.л. Цена – руб. Тираж 100

127994, Москва, ул. Образцова, 15. Типография МИИТа

В В Е Д Е Н И Е

Настоящий сборник задач предназначен для изучения курса статистики в аудитории под руководством преподавателя и при самостоятельной работе обучающихся в Институте экономики и финансов МИИТа.

При выполнении каждого задания необходимо ознакомится с материалами лекций или изучить учебную литературу, разработанную специально для этого курса и включающую ряд учебников и учебных пособий: Статистика : Учебник – .; А.А Вовк и др­-124 с. – М.: ФГУП Инсофт.–2016, –400 с.; а также учебное монографию Вовк А.А. Оценка эффективности транспортного производства и резервов ее роста. М.: Крома, 2001, 295 с.

Разработанные задания ориентированы на использование приложений, содержащих приспособленные для учебных целей условные данные отчетности транспортных компаний, а также ряд первичных показателей, используемых при организации производственной деятельности в виде норм труда(норм затрат времени на обслуживание рабочего места ( единицы оборудования ), тарифных часовых ставок, сдельных расценок, норм затрат (расхода) предметов труда, и т. п., в результате чего задачи представляют одно целое.

В результате такого подхода к информационному обеспечению заданий весьма удобным является последовательное решение задач, поскольку при этом обеспечивается использование результатов решения предыдущих задач при решении последующих. Это существенно облегчает труд обучающихся, одновременно позволяя получать наглядное представление о системе показателей эффективности производства и факторах их роста. Однако это не затрудняет решение задач любого задания, которые могут быть также решены без наличия результатов предыдущих задач.

Предложенные задачи дают возможность производить расчет уровня и динамики показателей эффективности производства и факторов их роста на основе различных методов. Учитывая, что одновременно с изучением курса статистики ставиться задача привития обучающимся навыков работы со статистической информацией, при решении задач рекомендуется дополнительно применять методы контроля правильности расчетов. С этой целью предлагается определять, например, темпы роста показателей на основе соотношения их уровней за текущий и базисный периоды, а для проверки правильности расчетов использовать формулы взаимосвязи показателей и их темпов роста или формулы взаимосвязи результативных показателей и их факторов роста. Для проверки правильности выполнения расчетов рекомендуется также широко использовать формулы взаимосвязи темпов роста (прироста) суммы, разницы, произведения и частного.

В других случаях для проверки правильности расчетов необходимо использовать балансовый метод, согласно которому, например, абсолютный прирост показателя равен сумме его абсолютных приростов за счет факторов, обусловливающих его изменение. Подобно этому относительная экономия (перерасход) затрат в результате изменения показателя равна сумме относительной экономии (перерасхода) затрат за счет факторов.

Результаты расчета среднего размера абсолютных показателей рекомендуется производить с точностью до 0,1 единицы измерения и только в исключительных случаях – до 0,01. Относительные показатели, выраженные в процентах, рассчитываются с точностью до 0,1 % , а при измерении их в долях единицы – с точностью до 0,001.

Результаты расчетов показателей по каждой задаче рекомендуется оформлять в виде таблиц, составленных в соответствии с ГОСТом.

А Д А Н И Е 1

СТАТИСТИКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Задача 1.1. По данным прил. 1. определите: а) среднесписочную численность работников организации за год ; б) абсолютный оборот по приему; в) абсолютный оборот по увольнению: г) абсолютный оборот по приему и увольнению; д) излишний оборот; е) относительные показатели оборота по приему, увольнению, приему и увольнению; ж) степень текучести рабочей силы; з) среднесписочную численность работников, принятых на работу и уволенных с рабо­ты, в том числе по собственному желанию; и) темпы прироста среднесписочной численности работников в связи с приемом и увольнением; к) календарный фонд времени в днях и часах (установленная продолжительность рабо­чего дня равна 7, 2 ч.).

Задача 1.2. По данным прил. 2 составьте для базисного и текучего периодов баланс календарного времени и определите: в) календарный, табельный и максимально возможный фонды времени; б) степень использования календарного, табельного и максимально возможного фондов времени. Охарактеризуйте произошедшие изменения.

Задача 1.3. По данным прил. 3 определите: а) нормы выработки работников со сдельной оплатой труда по каждому виду продукта труда для базисного и текущего периодов; б) абсолютное и относительное изменение норм выработки; :в) размер затрат труда работников в базисном и текущем периодах по каждому виду продукта труда и в целом; г) размер сдельных расценок по каждому виду продукта труда за базисный и текущий периоды; д) размер оплаты за труд рабочих со сдельной оплатой труда; е) относительную экономию (перерасход) затрат труда в связи с изменением норм выработки (производительной силы труда); ж) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением норм выработки (производительной силы труда); з) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением тарифных ставок; и) степень роста (общие индексы) производительной силы труда по трудовому и денежному методам.

Задача 1.4. По данным прил. 3 определите: а) нормы обслуживания для работников с повременной оплатой труда по каждому виду продукта труда для базисного и текущего периодов; б) абсолютное и относительное изменение норм обслуживания: в) размер затрат труда работников с повременной оплатой в базисном и текущем периодах, занятых обслуживанием каждого вида оборудования и в целом; г) размер оплаты за труд работников с повременной оп­латой; д) относительную экономию (перерасход) затрат труда в связи с изменением норм обслуживания (производительной силы труда); е) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением норм обслужива­ния (производительной силы труда); ж) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением тарифных ставок; з) степень роста (общие индексы) производительной силы труда по трудовому и денежному ме­тодам.

Задача 1.5. По данным прил. 2 и 3 определите: а) средние размеры часовой, дневной и месячной производительности труда рабочих со сдельной оплатой труда в базисном и текущем периоде по натуральному методу для каждого вида продуктов труда; б) средний размер показателей производительности труда (часовой, дневной и месячной) за базисный и текущий периоды (по трудовому, денежному и условно-натуральному методам); в) темпы роста показателей производительности труда; г) степень интенсивности труда работников со сдельной оплатой при создании каждого вида продукта труда и в целом (по трудовому и денежному методам), а также ее темпы роста; д) продолжительность рабочего дня и продолжительность рабочего периода (года) работников по видам продуктов труда и в целом, а также темпы роста этих показателей; е) относительную экономию (перерасход) рабочего времени в связи с ростом производительности труда работников со сдельной оплатой труда (в целом); ж) темпы прироста производительности труда в целом.

Задача 1.6. По данным прил. 2 и 3 определите: а) средний размер часовой, дневной и месячной производительности труда работников с повременной оплатой труда, занятых обслуживанием каждого вида оборудования в базисном и текущем периоде (по натуральному методу); б) средние размеры показателей производительности труда (часовой, дневной и месячной) рабочих с повременной оплатой по трудовому, денежному и условно-натуральному методам; в) степень роста (индексы) производительности труда; г) степень интенсивности труда рабочих с повременной оплатой; д) средний размер фактической продолжительности рабочего дни и рабочего периода: е) относительную экономию (перерасход) времени за счет изменения производительности труда; ж) темпы прироста производительности труда.

Задача 1.7. Определите по данным прил. 2, 3 и 6 в целом по организации: а) средние размеры месячной производительности труда рабочих: б) средние размеры производительности коллектива рабочих организации: в) степень роста (индексы) производительности труда рабочих и производительности коллектива рабочих; г) степень роста производительной силы труда, интен­сивности труда, продолжительности рабочего дня и продолжительности рабочего периода, степени концентрации и специализации производства; д) относительную экономию (перерасход) рабочего времени в связи с изменением производительности труда рабочих и производительности коллектива рабочих организации; е) темпы прироста производительности труда и производительности коллектива рабочих организации .

У к а з а н и е: 1. При решении задачи необходимо исходить из того, что численность рабочих организации складывается из рабочих со сдельной и повременной оплатой труда;

2. денежное выражение стоимости продукции организации за базисный и текущий периоды в ценах базисного периода составила 3637,8 и 3843,0 тыс. руб.;

3. затраты труда рабочих организации в базисном и текущем периодах соответственно равны 696,0 и 726,3 тыс.ч.;

4. относительная экономия затрат труда, полученная в текущем периоде за счет изменения норм труда – 56,8 тыс.ч.

Задача 1.8. Используя данные прил. 4 и 5, а также результаты решения задач 1.3–1.7 определите: а) средний размер заработной платы рабочего в целом, а также в части оплаты за труд и в части доплат, премий и компенсаций; б) темпы роста среднего размера заработной плати и ее частей; в) средние размеры и динамику факторов роста заработной платы рабочего (интенсивности труда, продолжительности рабочего дня (смены), продолжительности рабочего перио­да (года), тарифной часовой ставки, доплат и других. Объясните причины изменения средней заработной платы рабочего.

Задача 1.9. Определите за базисный и текущий периоды: а) средний размер стоимости (цены) рабочей силы; б) соотношение фонда оплаты за труд и фонда заработной платы; в) соотношение отчислений во внебюджетные фонды и фонда заработной платы г) соотношение прочих затрат на наем рабочей силы и фонда заработной платы. д) абсолютный прирост, темпы роста и прироста расс­читанных показателей.

Объясните причины изменения стоимости рабочей силы.

Задача 1.10. На основе результатов решения задач 1.7 и 1.8 выполните оценку эффективности использования фонда заработной платы и издержек на наем рабочей силы, для чего рассчитайте: а) степень опережения ростом производительности труда роста размера заработной платы среднесписочного рабочего ; б) степень опережения ростом производительности коллектива рабочих организации роста среднего размера стоимости (цены) рабочей силы; в) объясните динамику себестоимости единицы продукции в части издержек на наем рабочих.

А Д А Н И Е 2

СТАТИСТИКА ОРУДИЙ ТРУДА

Задача 2.1. По данным прил. 10 определите для основных средств: а) наличие на момент; б) абсолютный прирост за период, в том числе за счет поступления и выбытия; в) темпы роста и прироста основных средств за период; г) степень износа и годности основных средств на момент; д) показатели динамики степени износа и годности основных средств.

Задача 2.2. По данным прил. 10 составьте баланс основных средств организации в среднем за период для чего определите за базисный и текущий периоды: а) наличие в среднем за каждый период; б) средний размер абсолютного прироста основных средств, в том числе за счет поступления и выбытия; в) темпы роста и прироста основных средств;

Задача 2.3. По данным прил. 10 и 11 рассчитайте для основных средств базисного и текущего периодов: а) средний размер первоначальной цены объекта: на начало периода; поступившего за период; выбывшего за период; на конец периода; б) размер первоначальной цены объекта основных средств за период; в) абсолютный прирост и темпы роста рассчитанных показателей.

Задача 2.4. По данным прил. 10 и 11 определите для основных средств в базисном и текущем периодах: а) средний размер степени годности объекта основных средств: на начало периода; поступивших за период; выбывших за период; на конец периода; б) средний размер степени годности объекта основных средств за период; в) абсолютный прирост и темпы прироста степени годности для различных групп основных средств.

Задача 2.5. По данным прил. 9 и 10 для базисного и текущего периодов определите уровни показателей: а) отдачи эксплуатируемых основных средств по продукции; б) отдачи эксплуатируемых активных и пассивных основных средств по продукции в) охарактеризуйте динамику этих показателей. Выполните проверку правильности расчетов .

Задача 2.6. По данным прил. 9 и 10 для базисного и текущего периодов определите уровни показателей: а) отдачи эксплуатируемых активных основных средств по полезному результату продукции; б) степени специализации и концентрации производства по полезному результату от использования активных основных средств в) охарактеризуйте динамику этих показателей. г) установите взаимосвязь рассчитанных показателей. Выполните проверку правильности расчетов.

Задача 2.7. По данным прил. 2 и 10 рассчитайте для базисного и текущего периодов показатели: а) вооруженности организации: основными средствами; нематериальными активами; орудиями труда; б) вооруженности труда: основными средствами; нематериальными активами; орудиями труда; в) динамики (абсолютного прироста и темпы роста) рассчитанных показателей.

З А Д А Н И Е 3

СТАТИСТИКА ПРЕДМЕТОВ ТРУДА

Задача 3.1. Определите по данным прил. 8: а) средний размер денежного выражения стоимости запасов предметов труда в учетных ценах базисного периода вцелом и по видам; б) индекс физического объема запасов предметов трудав целом и по видам ; в) средний размер денежного выражения стоимости предметов труда, поступивших за период по присоединенным сетям в учетных ценах базисного периода; г) индекс физического объема предметов труда, поступивших по присоединенным сетям; д) индекс физического объема запасов и поступления предметов труда по присоединенным сетям.

Задача 3.2. По данным прил. 6, 7, 8, 13 и 15 определите: а) продолжительность нахождения запасов предметов труда на складе; б) продолжительность процесса производства; в) нормы продолжительности нахождения предметов труда на складе и продолжительности процесса производства; д) степень выполнения нормы продолжительности нахождения предметов труда на складе и продолжительности процесса производства.

Задача 3.3.По данным прил. 7 и на основе результатов решения задачопределите для базисного и текущего периодов показатели: а) расхода предметов труда на единицу продукции для каждого их вида; б) расхода предметов труда на единицу полезного результата для каждого их вида; в) соотношение продукции и размера полезного результата по его видам; г) степень выполнения норм расхода по видам предметов труда; ж) индивидуальные и общие индексы цен на предметы труда.

На основе полученных результатов рассчитайте: показатели динамики расхода предметов труда определенного вида на единицу продукции и расхода предметов труда на единицу полезного результата; индекс норм расхода; показатели динамики степени выполнения норм расхода.

Выполните проверку правильности расчетов, используя формулы взаимосвязи показателей и их показателей динамики.

Задача 3.4.По данным прил.9 определите для базисного и текущего периода показатели: а) фактического расхода предметов труда, поступающих по присоединенным сетям на единицу продукции; б) фактического расхода предметов труда, поступающих по присоединенным сетям на единицу полезного результата для каждого их вида; г) соотношение размера полезного результата и продукции по видам; д) степень выполнения норм расхода предметов труда , поступающих по присоединенным сетям по видам полезного результата и в целом.

На основе данных прил. 7 и полученных результатов рассчитайте: показатели динамики фактического расхода предметов труда, поступающих по присоединенным сетям на единицу продукции, индекс норм расхода; показатели динамики степени выполнения норм расхода предметов труда поступающих по присоединенным сетям; индивидуальные и общие индексы цен на предметы труда поступающие по присоединенным сетям.

Выполните проверку правильности расчетов, используя формулы взаимосвязи рассчитанных показателей и их показателей динамики.

А Д А Н И Е 4

З А Д А Н И Е 5

З А Д А Н И Е 6

З А Д А Н И Е 7

З А Д А Н И Е 8

П Р И Л О Ж Е Н И Е 1

По месяцам, чел.

  Месяц Среднеспи­сочная чис­ленность работников Количество работников В том числе по собственному желанию
принятых на работу уволенных с работы
А
Январь 408,2
Февраль 406,3
Март 405,1
Апрель 403.4
Май 398.6
Июнь 397.7
Июль 397,8
Август 402.3
Сентябрь 405.6
Октябрь 408.3
Ноябрь 407.5
Декабрь 410.2

П Р И Л О Ж Е Н И Е 2

П Р И Л 0 Ж Е Н И Е 3

И тарифные часовые ставки

Показатель Период
базисный текущий
А
Продукты труда, созданные работниками со сдельной оплатой      
А, тыс.шт. 120,0 144,0
Б, тыс.м 60,0   66,0
Норма труда по видам продуктов труда, час/ед      
А   2,0   1,8
Б   2,4   2,2  
Тарифная часовая ставка работников со сдельной оплатой по видам продуктов труда, руб.    
А 20,00   21,00  
Б 18,00   19,00  
Оборудование, обслуживаемое работниками с повременной оплатой, инвентарные объекты    
В
Г
Норма труда по видам оборудования, час./ед.    
В 3,0 2,8
Г 4,0 3,9
Тарифная часовая ставка, работников с повременной оплатой по видам оборудования, руб.    
В 18,0 20,0
Г 18,5 21,0
Количество смен отработанных работниками по видам: :оборудования    
В
Г

П Р И Л О Ж Е Н И Е 4

Тыс. руб.

  Показатель     Период
базисный текущий
А
Фонд заработной платы В том числе:   20381,0   22870,0  
фонд оплаты за труд 12822,0   14360,0
фонд доплат, премий и компенсаций В том числе:     7559,0   8510,0
оплата внутрисменных перерывов   122,0   305,0
доплата за работу в ночное время   836,0 1093,0
доплата за работу в сверхурочное время 449,0   640,0  
премии   3285,0   3723,0  
доплаты и надбавки   1204,0   867,0
оплата за рабочие дни, в течение которых труд не затрачивался     1306,0     1527,0
компенсации и выходные пособия 357,0 355,0

П Р И Л 0 Ж Е Н И Е 5

П Р И Л 0 Ж Е Н И Е 6

П Р И Л 0 Ж Е Н И Е 7

П Р И Л 0 Ж Е Н И Е 8

П Р И Л 0 Ж Е Н И Е 9

П Р И Л О Ж Е Н И Е 10

П Р И Л 0 Ж Е Н И Е 11

П Р И Л 0 Ж Е Н И Е 13

П р и л о ж е н и е 14

П Р И Л О Ж Е Н И Е 15

П Р И Л О Ж Е Н И Е 16

П Р И Л О Ж Е Н И Е 17

П Р И Л О Ж Е Н И Е 18

Финансовые результаты деятельности организации, тыс.руб.

Показатель Период
базисный текущий
А
Выручка (валовый доход) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)          
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг)        
Прибыль от прочей реализации -   -  
Прибыль от внереализационных операций В том числе от:      
долгосрочных финансовых вложений    
В том числе по: паям и акциям        
облигациям и другим ценным бума­гам      
предоставленным займам      
краткосрочных финансовых вложений      
В том числе по: паям и акциям    
облигациям и другим ценным бума­гам    
предоставленным займам

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………… ………………………………………………………...…..3

Задание 1. Статистика рабочей силы.....………………………………... ....……...5

Задание 2. Статистика производственных запасов(оборотных фондов .....…....9

Задание 3.. Статистика орудийтруда..........……………………………...…........10

Задание 4. Статистика производства и готовой продукции ……………………12

Задание 5. Статистика капитала, авансированного в производство...............…14

Задание 6. Статистика оборотного капитала.........……………………………....15

Задание 7. Статистика основного капитала....……………………………....…..17

Задание 8.Статистика капитала, отвлеченного от производства........................18

Приложение 1....................................……………...……………………………... 19

Приложение 2..................…………………………………………............….........20

Приложение 3..............………………..…………………………...........................21

Приложение 4...........................…………………………………………................22

Приложение5...................…………………………………………................ …...22

Приложение 6.......………………………………….………...................................23

Приложение7..............................……………………………………….....……....23

Приложение 8.................……………………………………….................….........24

Приложение 9.....................................………………………………………..…....25

Приложение 10...............................…………………………………………..........26

Приложение 11…………………………………………………………………… 27

Приложение 12.……………………………………………………………………29

Приложение 13………………………………………………………………… …30

Приложение 14 ………………………………………………………………… ...31

Приложение 15………………………………………………………………… …32

Приложение16……………………………………………………………………..33

Приложение17……………………………………………………………………..34

Приложение 18…………………………………………………………………….35

А. А. В О В К

С Б О Р Н И К З А Д А Ч

по дисциплине

С Т А Т И С Т И К А

(микроэкономическая)

Москва - 2017

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

(РУТ)

статистика производства и готовой продукции - student2.ru статистика производства и готовой продукции - student2.ru статистика производства и готовой продукции - student2.ru статистика производства и готовой продукции - student2.ru статистика производства и готовой продукции - student2.ru Кафедра «Экономическая информатика»

А.А. В О В К

С Б О Р Н И К З А Д А Ч

по дисциплине

С Т А Т И С Т И К А

(микроэкономическая)

для подготовки бакалавров направления

«Экономика»

М о с к в а – 2017

УДК 31: 657:656.2.

В-61

Вовк А.А. Сборник задач по дисциплине «Статистика (экономическая)».-М.:РГУ (МИИТ),2016.–36 с.

Настоящий сборник задач содержит задания, решение которых позволяет применить теоретические знания по курсу микроэкономической статистики при расчете уровней и динамики показателей статистики элементов производств, статистики объектов финансовой деятельности изучающих наличие и движение ценностей как потребительных стоимостей, а также статистику финансов в которой эти ценности рассматриваются как меновые стоимости в результате чего раскрываются показатели эффективности использования элементов производства и их факторы. Взаимосвязь показателей микроэкономической статистики позволяет использовать различные методы контроля правильности расчетов. Наряду с этим обеспечивается получение наглядного представления о системе показателей микроэкономической статистики. Сборник задач предназначен для использования в процессе подготовки бакалавров по направлению «Экономика»

Р е ц е н з е н т ы : Начальник Управления анализа и статистики Департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО « РЖД» Филипченко С.А.

© РОССИЙСКИЙ УННИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (РУТ),2017

Вовк Алексей Александрович

Сборник задач по дисциплине

«Статистика ( микроэкономическая)»

­­­­­­­­­___________________________________________________________

Заказ № Подписано к печати Формат 60х84 1/16

Объем п.л. Цена – руб. Тираж 100

127994, Москва, ул. Образцова, 15. Типография МИИТа

В В Е Д Е Н И Е

Настоящий сборник задач предназначен для изучения курса статистики в аудитории под руководством преподавателя и при самостоятельной работе обучающихся в Институте экономики и финансов МИИТа.

При выполнении каждого задания необходимо ознакомится с материалами лекций или изучить учебную литературу, разработанную специально для этого курса и включающую ряд учебников и учебных пособий: Статистика : Учебник – .; А.А Вовк и др­-124 с. – М.: ФГУП Инсофт.–2016, –400 с.; а также учебное монографию Вовк А.А. Оценка эффективности транспортного производства и резервов ее роста. М.: Крома, 2001, 295 с.

Разработанные задания ориентированы на использование приложений, содержащих приспособленные для учебных целей условные данные отчетности транспортных компаний, а также ряд первичных показателей, используемых при организации производственной деятельности в виде норм труда(норм затрат времени на обслуживание рабочего места ( единицы оборудования ), тарифных часовых ставок, сдельных расценок, норм затрат (расхода) предметов труда, и т. п., в результате чего задачи представляют одно целое.

В результате такого подхода к информационному обеспечению заданий весьма удобным является последовательное решение задач, поскольку при этом обеспечивается использование результатов решения предыдущих задач при решении последующих. Это существенно облегчает труд обучающихся, одновременно позволяя получать наглядное представление о системе показателей эффективности производства и факторах их роста. Однако это не затрудняет решение задач любого задания, которые могут быть также решены без наличия результатов предыдущих задач.

Предложенные задачи дают возможность производить расчет уровня и динамики показателей эффективности производства и факторов их роста на основе различных методов. Учитывая, что одновременно с изучением курса статистики ставиться задача привития обучающимся навыков работы со статистической информацией, при решении задач рекомендуется дополнительно применять методы контроля правильности расчетов. С этой целью предлагается определять, например, темпы роста показателей на основе соотношения их уровней за текущий и базисный периоды, а для проверки правильности расчетов использовать формулы взаимосвязи показателей и их темпов роста или формулы взаимосвязи результативных показателей и их факторов роста. Для проверки правильности выполнения расчетов рекомендуется также широко использовать формулы взаимосвязи темпов роста (прироста) суммы, разницы, произведения и частного.

В других случаях для проверки правильности расчетов необходимо использовать балансовый метод, согласно которому, например, абсолютный прирост показателя равен сумме его абсолютных приростов за счет факторов, обусловливающих его изменение. Подобно этому относительная экономия (перерасход) затрат в результате изменения показателя равна сумме относительной экономии (перерасхода) затрат за счет факторов.

Результаты расчета среднего размера абсолютных показателей рекомендуется производить с точностью до 0,1 единицы измерения и только в исключительных случаях – до 0,01. Относительные показатели, выраженные в процентах, рассчитываются с точностью до 0,1 % , а при измерении их в долях единицы – с точностью до 0,001.

Результаты расчетов показателей по каждой задаче рекомендуется оформлять в виде таблиц, составленных в соответствии с ГОСТом.

А Д А Н И Е 1

СТАТИСТИКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Задача 1.1. По данным прил. 1. определите: а) среднесписочную численность работников организации за год ; б) абсолютный оборот по приему; в) абсолютный оборот по увольнению: г) абсолютный оборот по приему и увольнению; д) излишний оборот; е) относительные показатели оборота по приему, увольнению, приему и увольнению; ж) степень текучести рабочей силы; з) среднесписочную численность работников, принятых на работу и уволенных с рабо­ты, в том числе по собственному желанию; и) темпы прироста среднесписочной численности работников в связи с приемом и увольнением; к) календарный фонд времени в днях и часах (установленная продолжительность рабо­чего дня равна 7, 2 ч.).

Задача 1.2. По данным прил. 2 составьте для базисного и текучего периодов баланс календарного времени и определите: в) календарный, табельный и максимально возможный фонды времени; б) степень использования календарного, табельного и максимально возможного фондов времени. Охарактеризуйте произошедшие изменения.

Задача 1.3. По данным прил. 3 определите: а) нормы выработки работников со сдельной оплатой труда по каждому виду продукта труда для базисного и текущего периодов; б) абсолютное и относительное изменение норм выработки; :в) размер затрат труда работников в базисном и текущем периодах по каждому виду продукта труда и в целом; г) размер сдельных расценок по каждому виду продукта труда за базисный и текущий периоды; д) размер оплаты за труд рабочих со сдельной оплатой труда; е) относительную экономию (перерасход) затрат труда в связи с изменением норм выработки (производительной силы труда); ж) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением норм выработки (производительной силы труда); з) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением тарифных ставок; и) степень роста (общие индексы) производительной силы труда по трудовому и денежному методам.

Задача 1.4. По данным прил. 3 определите: а) нормы обслуживания для работников с повременной оплатой труда по каждому виду продукта труда для базисного и текущего периодов; б) абсолютное и относительное изменение норм обслуживания: в) размер затрат труда работников с повременной оплатой в базисном и текущем периодах, занятых обслуживанием каждого вида оборудования и в целом; г) размер оплаты за труд работников с повременной оп­латой; д) относительную экономию (перерасход) затрат труда в связи с изменением норм обслуживания (производительной силы труда); е) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением норм обслужива­ния (производительной силы труда); ж) относительную экономию (перерасход) оплаты за труд в связи с изменением тарифных ставок; з) степень роста (общие индексы) производительной силы труда по трудовому и денежному ме­тодам.

Задача 1.5. По данным прил. 2 и 3 определите: а) средние размеры часовой, дневной и месячной производительности труда рабочих со сдельной оплатой труда в базисном и текущем периоде по натуральному методу для каждого вида продуктов труда; б) средний размер показателей производительности труда (часовой, дневной и месячной) за базисный и текущий периоды (по трудовому, денежному и условно-натуральному методам); в) темпы роста показателей производительности труда; г) степень интенсивности труда работников со сдельной оплатой при создании каждого вида продукта труда и в целом (по трудовому и денежному методам), а также ее темпы роста; д) продолжительность рабочего дня и продол

Наши рекомендации