Финансовая система государства
Элементы системы | Составляющие элемент позиции |
1. Отношения по формированию, использованию и распоряжению ресурсами (общественными благами), их распределению и перераспределению путем использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов, или совокупность бюджетов и фондов | Бюджеты(федеральный, региональные, местные) Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.) Валютные резервы государства |
2. Совокупность регулирующих органов | Министерство финансов Прочие финансовые институты |
3. Совокупность нормативных положений | Конституция страны Бюджетный кодекс РФ, Налоговой кодекс РФ и другие законы и нормативные акты по вопросам о финансах |
Элементы 1―3 служат целям макроэкономического регулирования | |
4. Отношения по образованию и перераспределения фондов предприятий, или финансы различных предприятий и организаций ― являются инструментом микроэкономики | Финансовые фонды предприятий и организаций |
Финансовая политика― составляющая экономической политики государства, система мер правительства, направленная на: а) рациональное применение финансовых ресурсов государства, б) регулирование доходов и расходов государства, в) формирование и реализацию государственного бюджета, г) регулирование системы налогов и налогообложения, д) управление денежным обращением, е) регулирование курса национальной валюты.
Бюджетно-финансовая политика ―государственная политика, направленная на оптимальное применение и расходование элементов бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем с целью реализации экономических задач страны.
Из сказанного вытекает, что:
• когда мы говорим «финансы», то имеем в виду не только виды денежных средств, но и то, кому они принадлежат, как образуются, распределяются, перемещаются, используются;
• финансы отражают не только наличие или отсутствие денежных средств и их различные виды, но и денежные отношения между людьми, организациями, государственными органами, странами. Такие финансовые, денежные отношения есть часть и одна из разновидностей экономических отношений. Финансовые отношения часто сочетаются с материальными, товарными, но могут быть и самостоятельными;
۩Виды денежных средств. Ценные бумаги
Деньги могут быть наличными, представленными в виде натуральных денежных знаков, и безналичными ― в виде документов, дающих право на получение денег или замещающих их активы. Это деньги на счетах, на сберкнижках, в чеках, в виде денежных аккредитивов, по которым деньги можно получить в сберегательном банке.
Но есть и иной особый вид денежных средств, именуемый ценными бумагами. Ценные бумаги― это бумаги, документы, обладающие ценностью, стоимостью, возможностью превращения в деньги, служащие источником денег. Их принципиальное отличие от наличных и безналичных денег в том, что они не могут непосредственно использоваться в качестве денег и для прямого обмена на строго определенную сумму денег, соответствующую их номинальной стоимости. Ценные бумаги― это обязательство того, кто их выпустил, выдал, по отношению к тому, кто их приобрел, стал их владельцем. Суть обязательства заключена, как правило, либо в возможности последующего возврата с выплатой денег владельцу, либо в выплате владельцу ценных бумаг дохода, процента, либо в том и другом. Кроме того, лицо, приобретающее ценную бумагу, обычно получает право продавать ее, передавать другим лицам, если только бумага не является именной, которой вправе пользоваться обладатель.
Введение различных ценных бумаг в финансовую систему, в денежный оборот позволяет без наращивания массы наличных денег увеличивать финансовые ресурсы, повышать их мобильность, сосредотачивать их на наиболее важных участках экономики.
Различают денежные ценные бумаги, такие как акции, облигации, векселя и товарные ценные бумаги в виде накладных, расписок, ведомостей, регулирующих хранение и движение товаров, определяющих их принадлежность. Обычно, когда говорят «ценная бумага», имеется в виду денежная ценная бумага. Рассмотрим главные виды ценных бумаг, среди которых на первое место вышли акции.
Акция― это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, предприятием, организацией, коммерческим банком без установленного срока обращения, свидетельствующая о внесении ее владельцем определенной суммы средств и дающая ему право на периодическое получение вознаграждение в виде части прибыли организации, выпустившей акцию. Эту самую часть прибыли, которая достается ежегодно лицу, приобретающему акцию, называют дивидендом.
Фирмы, компании прибегают к выпуску акций, привлекая таком образом необходимые им денежные средства для развития производства, предпринимательства. Купив простую акцию, акционер становится одним из собственников фирмы, приобретает право участвовать в управлении ею и получать дивиденды на акцию.
В то же время владелец акции может продать ее на рынке ценных бумаг по действующей на нем цене, отличающейся нарицательной стоимости, которая зафиксирована на лицевой стороне акции. Обычно покупка и продажа акций осуществляется на фондовых биржах (биржах валют и ценных бумаг) по определенному курсу, то есть по биржевой цене.
Акции могут быть именными и на предъявителя. Выпускаются также привилегированные акции, по которым выплачиваются твердые дивиденды. Но эти акции не дают права голоса, возможности участвовать в управлении акционерным предприятием в отличие от простой акции.
Кроме акций к числу широко распространенных ценных бумаг относятся облигации. Облигациейназывают ценную бумагу, выпускаемую государством или предприятием, имеющую определенную номинальную (нарицательную) стоимость, по которой она первоначально приобретается. Владелец имеет право на возмещение стоимости облигации в установленный срок и на получение фиксированного процента или выигрыша. Таким образом, в отличие от акции облигация не бессрочна и выплачиваемый процент не зависит от прибыли. По своей сути облигация ― это долговое обязательство выпустившей ее организации, распространенное с целью получения заемного капитала, необходимого для решения тех или иных ее финансовых проблем.
Вексель― это денежное обязательство, долговой документ, расписка в получении денег, дающая право кредитору требовать у заемщика возврата к обозначенному времени указанной суммы денег. Вексель должен составляться по строго установленной форме.
Существуют и другие ценные бумаги в виде государственных казначейских обязательств (ГКО), сберегательных сертификатов.
Деньги и ценные бумаги образуют часть финансовых активов предприятия, его денежные средства. Кроме денежных средств, к финансовым активам относят и другие ценности, которые обладают стоимостью, могут быть обращены в денежные средства (например, недвижимость).
۩Финансовые связи и денежные потоки в экономике
Денежные средства в виде наличных и безналичных денег, ценных бумаг непрерывно перемещаются, переходят от одних лиц к другим, циркулируют подобно воде в водопроводной трубе или электрическому току в системе электроснабжения.
Тремя главными участниками финансовых отношений являются государство (государственный бюджет), предприятия и предприниматели, а также население. Рассмотрим основные денежные потоки в финансовой системе.
Государство выделяет и передает денежные средства предприятиям и предпринимателям. Это деньги на развитие производства и всей экономики, на содержание и развитие государственных учреждений, армии, оборонных предприятий, организаций культуры и искусства, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, словом всех, находящихся на государственном денежном обеспечении. А также деньги на строительство предприятий, жилья и дорог, на освоение новых территорий, выделяемые из государственного бюджета.
С другой стороны, предприятия и предприниматели отдают в государственную казну денежные средства в виде налогов, платежей, государственных сборов.
Наряду с этими денежными потоками, связывающими государство с предприятиями, существует внутренний поток: это переток денежных средств внутри государственного бюджета из одного государственного источника в другой. Например, государственные средства, которые были выделены на оборонно-промышленный комплекс, в процессе конверсии, то есть перехода к производству мирной продукции, могут быть переданы для использования, скажем, на нужды здравоохранения.
Предприятия и предприниматели связаны с населением двумя денежными каналами: а) движение денежных средств от предприятий к населению, то есть заработная плата и другие выплаты предприятий работникам; б) обратный поток данных денежных средств ― это движение денег населения в торговые и другие предприятия/фирмы, к предпринимателям в виде оплаты товаров и услуг. Кроме того, денежные средства движутся по маршруту взаимных расчетов и платежей между предприятиями/фирмами, предпринимателями, а также взаимных расчетов между физическими лицами.
Поток денег от государства населению ― это выплата государственных пенсий, стипендий, пособий, грантов, а поток денег от населения государству ― это налоги, сборы и платежи, которые граждане уплачивают в государственную казну.
۩Финансовые отношения и их участники
Финансовые отношения― это отношения, возникающие между людьми, предпринимателями, учреждениями, банками, государственными органами и связанные с получением, передачей друг другу денежных средств, взаимными платежами, долговыми и другими денежными обязательствами.
Отметим, что при всей важности финансовых отношений в экономике финансовые отношения вторичны в том смысле, что их порождают первичные производственные, социальные, политические отношения (!).
Однако в ряде случаев финансовые связи и отношения выходят на первый план, становятся главным средством и инструментом управления экономикой и протекающими в ней воспроизводственными процессами. Воздействуя на распределение и обмен продукции, товаров, услуг, финансы тем самым регулируют их потребление и производство. Исходя из этого сторонники экономической теории, называемой «монетаризмом», считают, что деньгам принадлежит решающая роль в экономике.
Как мы уже знаем, основными участниками финансовых отношений являются:
а) государственные органы, владеющие государственными денежными ресурсами, распоряжающиеся ими, распределяющие, взимающие платежи и налоги, формирующие государственный бюджет, а также органы местного самоуправления (муниципалитеты);
б)предприятия, учреждения, организации всех отраслей и сфер экономики, предприниматели, получающие денежные средства от государства или потребителей, покупателей их продукции и расходующие их на приобретение факторов производства, на оплату издержек, расходов, на уплату налогов и другие платежи, на накопления;
в)население, люди, граждане, семьи, получающие деньги от государства, предприятий, предпринимателей, от других людей в виде зарплаты, пенсий, стипендий, грантов, пособий, за счет родственной и благотворительной помощи в виде дарения, других доходов и расходующие их на собственные нужды и на создание накоплений.
Для государства финансы необходимы, чтобы удовлетворять потребности в денежных средствах тех сфер, отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций, социальных групп, семей, людей, которые находятся на государственном (бюджетном) обеспечении, иждивении. К сказанному относятся: оборона, наука, органы управления и охраны порядка, здравоохранение, образование, культура и искусство, охрана окружающей среды, научно-технический прогресс, а также пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, другие социально уязвимые слои населения, нуждающиеся в помощи, поддержке, защите.
И для всего этого государству нужны деньги, финансы. Поэтому оно вынуждено взимать их с предприятий, предпринимателей, населения в виде налогов, платежей, сборов, отчислений. Кроме того, источником финансов для государства являются: банковские кредиты, вклады населения, доходы от внешнеэкономической деятельности, поступления от государственного предпринимательства.
Второй участник финансовых отношений ― предприятия/фирмы и предпринимателив процессе производственной, предпринимательской деятельности вступают в финансовые связи и отношения с государством и населением. Связи с государством проявляются как в виде получения денежных средств из государственных финансовых источников (государственного заказа), так и в форме неизбежной уплаты, внесения денег государству согласно установленным законодательством налогам, платежам, отчислениям предприятий в государственный и местный бюджеты.
Денежные связи и отношения предприятий/фирм и предпринимателей с населением обусловлены тем, что часть населения есть работники, нанятые ими на работу, службу. Значит, надо платить за труд, выдавать заработную плату и наряду с ней производить другие дополнительные выплаты в виде компенсационной и стимулирующей надбавок. Принципиально важно отметить, что на долю предприятий/фирм и предпринимателей выпадает во все возрастающей степени частичная оплата пенсий, страхования своих работников, а также услуг здравоохранения (страховая медицина). Без такого прямого финансового участия предприятий/фирм и предпринимателей государство не в силах справиться с финансовой нагрузкой, обусловленной расходами на социальные нужды.
Денежная выручка, доходы, денежные поступления предприятий/фирм и предпринимателей за счет населения имеют место в форме купли-продажи, то есть когда население приобретает товары и услуги, производимые, принадлежащие им. Эти деньги поступают юридическим лицам либо непосредственно, если они сами реализуют свои товары, имущественные ценности, либо через торговлю, продающую населению продукцию предприятий/фирм и предпринимателей.
Самые интенсивные финансовые связи и отношения, как уже отмечалось, имеют место между различными предприятиями/фирм амии, различными предпринимателями в процессе взаимных экономических связей, продажи и поставки друг другу продукции, оказания взаимных услуг. Все это требует взаимных платежей (за редким исключением, когда поставки безвозмездны), образующих главный предмет финансовых отношений. Кроме того, предприятия могут кредитовать друг друга, объединять финансовые ресурсы.
Финансовые отношения предприятий/фирм с зарубежными партнерами возникают в процессе их внешнеэкономической деятельности, формирования внешних связей, создания совместных предприятий (СП), использования иностранных инвестиций (капиталовложений).
Рассматривая финансовые связи и отношения государства, предприятий/фирм и предпринимателей, мы уже затронули и участие в них населения,как в качестве получателя денежных средств, так и в роли их расходователя, платежника.
Конечно же, существуют самые разнообразные и многочисленные финансовые отношения между людьми, гражданами. Члены семьи вносят деньги в общий финансовый котел и берут из , дают в долг, отдают деньги друг другу, оказывают денежную помощь родственникам, собратьям, деньги переходят по наследству. Это сложная, весьма пестрая картина финансовых отношений далеко не всегда поддается наблюдении., фиксируется. В ней определенное место занимают и индивидуальные финансово-валютные отношения с зарубежными партнерами.
Разговор о финансовых отношениях не был бы завершенным, если бы мы не сказали несколько слов о финансовых, денежных накоплениях и их последствиях. Каждый, кто связан с финансовой системой, является участником финансовых отношений, стремится в той или иной степени к накоплению денег в наличной и безналичной форме, денежных средств в виде ценных бумаг. Ведь все это образует источник богатства. Денежные накопления, а с ними и денежные долгипоявляются, если денежные потоки между упоминавшимися выше тремя участниками финансовых отношений неадекватны, неэквивалентны, то есть попросту неравны друг другу.
Чаще всего оказывается так, что государство выдает больше денег, чем получает, в результате образуется дефицит государственного бюджетаи внутренний государственный долгпредприятиям, предпринимателям, населению, а также внешний долгдругим государствам.
У предприятий и предпринимателей возникают накопления на счетах в банках, в то же время некоторые из них становятся финансовыми должниками государства, других предприятий, населения или даже банкротами.
Значительная часть населения хранит накопления в сберегательных банках, вкладывает в ценные бумаги и, как принято говорить, «в кубышках», хотя есть люди, не имеющие накоплений, живущих «от получки до получки» и даже в долг.
۩О налогах
Налоги известны со времен древности, хотя тогда их называли данью, поборами. Адам Смит (1723―1790), родоначальник классической политической экономии, высказал вполне зрелые суждения о принципах построения системы налогообложения, которые используются и в наше время. В частности, он предлагал взимать налог на прибыль и заработную плату. Адам Смит утверждал, что «… подданные государства должны, по возможности, по своим способностям и силам участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».
Неизбежность налогов издавна считалась настолько очевидной, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть уверенным за исключением смерти и налогов».
Сделав исторический экскурс, обратимся к современным мотивам налогообложения.
Уплата налогов является одной из главных конституционных обязанностей граждан (см. ст. 57 Конституции РФ).В соответствие со статьей 8 Налогового кодекса РФ под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства.
Налог ― это одна из форм финансовых отношений, с помощью которой можно согласно бюджету распределить и перераспределить национальный доход в соответствии с задачами экономического и социального развития государства.
Налоговая (фискальная) политика ― это: 1)государственная политика налогообложения и государственных расходов, которая преследует цель поддерживать занятость населения на высоком уровне, стабильность экономики, способствовать росту ВНП; 2) система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества.
Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора.
При перемещении дохода в пользу государства происходит смена собственника. Ресурсы изымаются на безвозмездной основе. Такая неэквивалентная форма отношений между государством, с одной стороны, и частными предприятиями и отдельными гражданами, с другой, ― свидетельствуют о безусловной форме денежных отношений, в которых стороны не являются равными партнерами. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим национальным нуждам.
Налоговая система ― 1) система обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, взимаемых с юридических и физических лиц; 2) совокупность налогов, сборов (обязательных взносов, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий); пошлин, других платежей, взимаемых на территории государства, а также форм и методов их построения.
NB! Налоговая система содержит следующие элементы анализа любого налога: ― субъект налогообложения ― физические и юридические лица; ― объект налогообложения ― имущество и доходы юридических и физических лиц; дивиденды, проценты, получаемые от акций и облигаций, по банковским вкладам, выигрышам по займам; при взимании НДС ― сумма прироста стоимости на данном предприятии; при взимании транспортного налога это ― либо мощность двигателя («лошадиные силы», либо его объем и др.; ― носитель ― плательщик налога; ― источник налога ― доходы (прибыль) физических и юридических лиц, вещные формы собственности (недвижимость) и др. Налогообложению подлежат: а) прибыль; б) доходы; в) стоимость определенных товаров; г) стоимость, добавленная обработкой; д) передача собственности (дарение, продажа, наследование); е)операции с ценными бумагами; ж) отдельные виды деятельности; ― единица налогообложения ― стоимостная, долевая, процент; ― налоговая ставка ― величина налога в расчете на единицу налогообложения, в которой измеряется объект налогообложения. Например, 1) доля от стоимости облагаемого налогом объекта, которую нужно выплатить как налог; 2) если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода; 3) налоговые ставки могут устанавливаться и в виде денежной суммы, приходящейся на один объект или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство или на единицу земельной площади; ― налоговые льготы ― льготы, предоставляемые при наличии оснований отдельным категориям налогоплательщиков, выражающиеся в частичном или полном освобождении от налогов; ― налоговые платежи; ― налоговое бремя ― мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования (см. смысл принципа экономичности). |
***
В современной России налоговая система как необходимое условие формирования цивилизованных экономических отношений формируется с 1992 года. По структуре и принципам построения она трехзвенная, так как базируется на прописанных в Конституции РФ принципах федерализма и в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции (см. Таблицу 20)
Можно выделить три типа налогообложения по методу сбора (типы налоговых ставок):
1. Пропорциональный ― налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения (например, налоги на имущество предприятий и физических лиц).
2. Регрессивный ― налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода (например, косвенные налоги, то есть акцизы).
3. Прогрессивный ― ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога: владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.
Таблица 20