Проблема «принципал - агент»

Осознавая развитие информационной асимметрии, участники сделки стараются составить контракт таким образом, чтобы облегчить возможные трудности. Эти проблемы имеют большое значение в ситуациях, когда один индивид нанимает другого для того, чтобы последний совершал некоторые действия как агент первого. По этой причине проблема такого составления контрактов получила название проблемы «принципал-агент», или «заказчик - исполнитель».

Следует подчеркнуть, что взаимоотношения между собственником и менеджером, рассмотренные выше, представляют собой не единственный пример проблемы «принципал-агент». Другие примеры:

- промышленные производители продукции и их дистрибьюторы: производители могут быть не в состоянии отследить изменения в конъюнктуре рынка, с которыми сталкиваются продавцы их продукции;

- фирма и ее работники: фирма может иметь больше информации относительно спроса на ее продукцию, а, следовательно, относительно ценности продукта, производимого рабочими.

Мы, однако, в своем анализе пока сфокусируем внимание на отношениях, которые складываются между собственником предприятия, выступающим в данном контексте как принципал, и его работником - менеджером или рабочим, - являющимся в этой ситуации агентом. Агентом здесь именуется та сторона контрактного соглашения, которая осуществляет некоторые скрытые действия, а принципалом - другая сторона контрактного соглашения, на которую эти действия влияют. Проблема «принципал - агента» в данной ситуации состоит в том, что менеджеры или рабочие могут прилагать слишком малые усилия в процессе производства, что привет к снижению прибылей собственника; последний же не в состоянии осуществить полный контроль за тем, какие усилия к работе прилагают его агенты. Отношения такого типа возникают всякий раз, когда сделка по найму ставит благосостояние одного лица в зависимость от деятельности другого.

В этой связи центральным в отношениях принципал - агент в рассматриваемой ситуации становится вопрос: как следует собственникам организовать систему вознаграждения, чтобы менеджеры и рабочие максимально возможно способствовали реализации целей собственников?

Наилучшая схема оплаты труда зависит от природы производственного процесса, степени неопределенности целей как собственников, так и их работников и т. д. Ее построение не всегда будет обеспечивать эффективность на уровне идеальной схемы, непосредственно связанной с усилиями. Рассмотрим один из возможных подходов к составлению такого контракта по найму, который бы включал в себя достаточно эффективные стимулы, побуждающие агента обеспечивать высокий уровень усилий для реализации целей собственника.

Рассмотрим модель формирования стимулирующего контракта на рынке труда.

В данной модели в качестве агента выступает работник, а принципала – его работодатель. Наша цель – определить эффективный контракт при наличии необозреваемых принципалом усилий агента. Предположим, что принципал, нейтрально относящийся к иску, интересуется только ожидаемым количеством денег, которые он получает. Агент испытывает антипатию к риску, а, кроме того, старается прилагать к работе минимум усилий. В частности, предположим, что агент оценивает доход (в виде заработной платы) и усилия в соответствии с функцией полезности, заданной в форме (12.16).

Проблема «принципал - агент» - student2.ru (12.16),

где w – заработная плата,

е – уровень трудовых усилий агента.

Отсюда предельная полезность дохода убывает с увеличением заработной платы:

Проблема «принципал - агент» - student2.ru (12.17)

Проблема «принципал - агент» - student2.ru (12.18)

Такой вид зависимости функции полезности от заработной платы свидетельствует о том, что агент отрицательно относится к риску (risk averse agent).Предположим, что возможны два уровня усилий агента: e = 1 и e = 2. Агент имеет альтернативные возможности трудоустройства, поэтому агент должен получить на данном месте работы, по крайней мере, такое же удовлетворение, как и на другой работе. Т.е. мы предполагаем, что существует некоторый уровень ожидаемой полезности u в самой лучшей из всех других альтернатив, и на данном месте работы индивиду должен быть обеспечен, по меньшей мере, этот уровень полезности. Для простоты предположим, что этот минимум u = 1.

Предполагается, что усилия агента помогают увеличить выручку фирмы: в зависимости от этих усилий могут быть получены различные возможные уровни выручки. Однако результат также зависит от случайных факторов, которые ни принципал, ни агент не могут ни обозревать, ни контролировать. Приводимая ниже таблица дает вероятности возможных исходов для каждого уровня усилий.

Табл. 12.2

Наши рекомендации