Помогозаемные отношения и заемнодоминарный образ эксплуатации
По мере дальнейшего утверждения принципа эквивалентного возмещения на основе отношений помогообмена возникли новые - помогозаемные отношения. Эти отношения, зародившись на стадии позднепервобытного общества, продолжали существовать в предклассовом и классовом обществах. В последнем они достигли наивысшего развития.
Помогозаемные отношения отличает от помогообменных наличие открытого взаимного расчета. Если при помогообмене мы имеем дело с взаимной дачей, то здесь - с дачей и отдачей. Возврат, возмещение полученного - основной признак этих новых отношений. Все особенности помогозаемных отношений наиболее рельефно выступают, когда объектами дачи, а тем самым и отдачи являются не труд, а вещи разового пользования.
И здесь, как и при помогообмене, одна сторона дает другой вещи, в которых последняя испытывает нужду. Но при этом в отличие от помогообмена даваемые вещи выступают в форме не помощи, а займа. Как правило, определяется срок возврата займа, т.е. уплаты долга. При данных отношениях понятие возврата и понятие долга сливаются в одно - возврата долга, равнозначное понятию возврата займа. Но к одному лишь займу и возврату займа данные отношения не сводятся.
Каждый конкретный акт помощи всегда является единством двух неразрывно связанных моментов, первый из которых - давание помощи, а второй - данное в помощь. При анализе помогообмена различение этих моментов не имело смысла, ибо помощью в равной степени являлось как давание, так и данное. Иначе обстоит дело с рассматриваемыми отношениями. То, что давалось, превратилось из помощи в заем. Помощью осталось лишь давание. Человек помог другому, дав ему взаймы вещи, в которых последний испытывал нужду.
И вследствие того, что мы в данном случае имеем дело не только с займом, но и помощью, возврат займа не означает прекращение отношений. Ведь возвращен только заем, но не помощь. На человеке, получившем заем, и после его возврата лежала обязанность помочь бывшему кредитору, а именно дать последнему в свою очередь заем, когда у него возникнет нужда в нем. Этот обмен помощью мог приобрести длящийся характер. В таком случае каждая из сторон будет попеременно выступать в роли то кредитора, то должника, и отношения в целом приобретут симметричный характер, столь свойственный помогообмену. Однако может восторжествовать и принцип отдачи. В таком случае возврат бывшим кредитором долга своему бывшему должнику будет означать разрыв отношений между ними.
Вполне понятно, что помогозаемные отношения еще в большей степени, чем помогообменные, возможны только между людьми, равными по экономическому положению. Обмениваться займами могут только люди, которые в одинаковой степени в них нуждаются и в одинаковой степени способны их давать.
Между людьми с различным имущественным положением помогозаемные отношения существовать не могут. Между ними возможны лишь заемно-долговые отношения, хотя внешне последние могут принять форму помогозаемных. Для заемно-долговых отношений характерно, что одна сторона выступает в них только в роли кредитора, а другая - только в роли должника. Не имея возможности оказать кредитору аналогичную услугу, должник должен ему чем-то отплатить. Когда должник находится только в экономической зависимости от кредитора, плата приобретает форму уплаты процентов. Перед нами ростовщический метод эксплуатации.
Если зависимость должника от кредитора приобретает и личный характер, мы сталкиваемся с явлением, которое принято именовать кабалой. Когда отношения становятся кабальными, кредитор нередко вынуждает должника работать в своем хозяйстве. Должник, таким образом, трудится не только в своем, но и чужом хозяйстве. Здесь перед нами уже не метод, а определенный образ эксплуатации, который можно назвать заемнодоминарным. Так же, как и в случае с помогодоминарными отношениями, заемнодоминарные имели своим следствием рост экономического могущества одной стороны и дальнейшее обеднение другой.
Кабальничество и рабство
В процессе развития заемнодоминарных отношений человек мог оказаться полностью втянутым в чужое хозяйство. В случае займа под залог личности с момента заключения договора сам должник или один из членов его семьи целиком переходил в хозяйство кредитора и начинал работать в нем. В случае неуплаты долга в срок заложник мог быть продан в рабство. Стать зависимым работником в хозяйстве кредитора или быть проданным в рабство мог быть также несостоятельный должник или член его семьи. Работников, которые оказались в составе чужого хозяйства в качестве заложников или несостоятельных должников, можно назвать кабальниками, а саму форму эксплуатации - кабальничеством.
Помогозаемные отношения являются более поздней формой, чем помогообменные, но возникновение первых отнюдь не означает исчезновения последних. Эти две формы могли существовать бок о бок в одном и том же обществе, на протяжении длительного периода времени. Так обстояло дело в классовом обществе.
Помогозаемные отношения, вероятно, зародились еще в позднепервобытном обществе. Так как в нем существовало имущественное неравенство, то на определенном этапе в нем возникли и заемно-долговые отношения. Они завязались между «богачами» и бедняками, «богачами» и рядовыми членами общества. В последнем случае объектами займов чаще всего являлись престижные ценности, необходимые для великодарений и дароплатежей, особенно брачных. Все это могло привести и приводило к появлению кабальничества и кабальников.
Число рабочих рук в хозяйствах «богачей» могло быть увеличено не только за счет жен-приживальщиц, приживальщиков и кабальников. Существовало еще несколько способов рекрутирования рабочей силы. Один из них - использование в хозяйстве чужаков, захваченных в плен. Помимо названных выше редистрибутивного и ростовщического методов эксплуатации, на данной стадии развития возник еще один - систематический военный грабеж - милитарный метод эксплуатации. В ходе набегов на соседние общины захватывалось не только имущество, но и люди, которые обращались в рабство. Когда рабство получило развитие, рабов стали покупать. Возникла работорговля. Рабами становились и дети рабов.
3.20. Доминарный образ (способ) эксплуатации
Конечно, можно было бы рассматривать приживальчество, брако-приживальчество, кабальничество и рабство как разные образы (способы) эксплуатации. Однако в действительности все четыре категории работников, когда они существуют вместе, столь тесно связаны и играют столь одинаковую роль в производстве, что по существу мы имеем дело не с четырьмя разными образами (способами) производства, а с одним единым образом (способом) производства, который можно назвать доминарным. Таким образом, приживальчество, брако-приживальчество, кабальничество, рабство были одновременно и вариантами и составными частями (субобразами, субспособами) одного и того же образа (способа) производства.
Это отнюдь не означает, что рабство, например, не может стать и самостоятельным способом производства. Однако это происходит очень поздно, и рабство как особый способ производства существенно отличается от рабства как варианта и составной части доминарного образа (способа) производства. И это различие выражается в терминологии. В литературе доминарно-рабовладельческие отношения принято именовать домашним, или патриархальным рабством.
Доминарный образ (способ) эксплуатации с неизбежностью предполагал существование двух групп людей, из которых одна безвозмездно присваивала труд другой. В дальнейшем изложении такого рода эксплуататоры будут именоваться доминаристами. Общим термином для обозначения приживальщиков, жен-приживальщиц, кабальников и рабов, рассмотренного выше типа, будет слово «доминарии». Наряду со словосочетанием доминарный образ (способ) в том же значении будет использоваться термин «доминаризм».
Варианты позднейшей престижной экономики
Помогодоминарный и заемнодоминарный образы производства, а также рассмотренные выше четыре формы доминарной эксплуатации возникли с переходом к третьему этапу эволюции престижной экономики. Их стали использовать, наряду с редистрибутивным методом эксплуатации, как бигмены, так и чифмены. Бигменов, применяющих вместе с редистрибутивным методом эксплуатации труд доминариев, можно назвать позднейшими (финальными) бигменами, точно таких же чифменов - позднейшими (финальными) чифменами. Позднейшие бигмены у чимбу, мелпа, мае энга, капауку гор Новой Гвинеи имели приживальщиков и жен-приживальщиц, у сиуаи о. Бугенвиль и атна Аляски - приживальщиков и рабов, у эскимосов чугачей - рабов.
Позднейшие бигмены чаще всего возникли из поздних бигменов, но они могли прийти и на смену поздним чифменам (пример - манус о-вов Адмиралтейства). Поздние чифмены могли дать начало как позднейшим чифменам, так и преполитархам. Возможно было и превращение позднейших бигменов в позднейших чифменов (пример - танайна Аляски).
По всей вероятности, из поздних бигменов возник очень своеобразный тип эксплуататоров, который был описан у некоторых народов Калифорнии и Орегона (толова, юроки). Они уже не использовали редистрибутивный метод эксплуатации. В отличие от чифменов они не составляли сословия, в отличие от бигменов они передавали свое богатство, состоявшее из престижных ценностей, а тем самым и свое положение в обществе потомкам. Они были частными собственниками, но не средств производства, а престижных ценностей. Их можно было бы назвать преплутаристами (от греч. плутос - богатство). Используя свою монополию на престижные ценности, преплутаристы применяли и помогодоминарный, и заемнодоминарный, и доминарный образы эксплуатации. На них работали как приживальщики, так и кабальники.
Но самым своеобразным был вариант, который был обнаружен у некоторых племен Австралии, в частности, у тиви о. Мелвилл и о. Батерст. У них небольшая группа очень пожилых мужчин имела монополию на женщин, которые в большинстве своем были их женами-приживальщицами. Частная собственность на женщин давала им возможность превращать значительную часть остальных в приживальщиков. Такого рода эксплуататоров можно было бы назвать геронтократами (от греч. геронтос - старец).
Были синполитейные общества, в которых существовала одна лишь преполитарная форма эксплуатации. Примером могут послужить полинезийцы о. Тикопия. У маори Новой Зеландии наряду с преполитарным образом эксплуатации существовало рабство, у квакиютлей, береговых селишей, хайда, цимшиан, тлинкитов Северо-западного побережья Северной Америки - и рабство, и приживальчество. У всех у них в роли доминаристов, как правило, выступали преполитаристы, прежде всего преполитархи. Но преполитаризм, а не доминаризм был у них ведущей формой эксплуатации. Поэтому эти общества в целом могут быть охарактеризованы как преполитарные.
Таким образом, на стадии позднейшей (финальной) престижной экономики существовало, по меньшей мере, пять ее вариантов: вариант с позднейшими бигменами (финально-бигменский), вариант с позднейшими чифменами (финально-чифменский), преполитарный, преплутарный и геронтократический. Но не может быть исключено существование, кроме этих пяти, также и иных, может быть еще более для нас непривычных, экзотических вариантов позднейшей престижной экономики.