Теория прав собственности. Теорема Коуза.

Собственность играет большую роль в становлении и развитии экономических систем. Она снижает неопределенность во взаимодействиях индивидов. Для общества выгода от существования собственности заключается в том, что оно экономит на издержках, связанных с планированием и использованием экономических ресурсов. Существует два подхода по поводу отношений собственности:

1. континентальный рассматривает собственность как целостную и неделимую категорию. Такое понимание возникло во Франции в конце 18 в. и нашло отражение в кодексе Наполеона. Права собственности священны и неприкосновенны, неограниченны и неделимы. Поэтому права собственности должны быть сконцентрированы в руках одного человека. Следствием развития континентальной традиции явилось рассмотрение собственности как вещи, а также формальная неделимость имущественных прав;

2. англо-саксонский подход рассматривает собственность как делимую категорию и выделяет различные правомочия собственности. Данный подход возник в Великобритании в средние века.

Институциональная теория рассматривает систему прав собственности, которая регулирует доступ к редким ресурсам. С точки зрения общества, права собственности выступают как правила игры, которые упорядочивают отношения между различными субъектами. С точки зрения индивида их можно представить как «пучки правомочий» на принятие того или иного решения по поводу ресурсов. К основным элементам пучка прав собственности относят: право на исключения из доступа к ресурсу других агентов, право на использование ресурса, право на получение от него дохода, право на передачу всех предыдущих полномочий.

Согласно неоинституциональной теории любой акт обмена есть обмен пучками прав собственности.

Наиболее полное определение прав собственности предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов, среди которых можно выделить:

· право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью;

· право пользования, т.е. личного использования вещи;

· право управления, т.е. решения, как и кем вещь может быть использована;

· право на доход, т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею;

· право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи.

Большое значение для эффективной работы экономической системы является спецификация прав собственности, под которой понимается четкое определение границ правомочия, в рамках которого собственник реализует свои права. Она требует больших затрат. Спецификация прав собственности на ресурс предполагает исключение других из свободного доступа к нему. Иными словами, необходимо ответить на вопросы: кто, что и каким образом. В случае отсутствия спецификации всякая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, была бы невозможна.



 

Неполнота спецификации в рыночной экономике приводит к нерациональному распределению и использованию ресурсов и порождает внешние эффекты, которые подробно исследовались в работах А. Пигу. Внешние эффекты – величина полезности или издержек, которые не отражены в условиях контрактов. Появление внешних эффектов связано с провалами рынка. Возникают расхождения между частными и социальными издержками. Поскольку экономический агент основывает свои решения на сопоставлении частных выгод с частными издержками, это приводит либо к перепроизводству благ с отрицательными внешними эффектами, либо к недопроизводству благ с положительными внешними эффектами.

Процесс противоположный спецификации называется размыванием прав собственности. При этом границы правомочий теряют определенность. Между различными людьми могут возникнуть конфликты по поводу использования различных ресурсов. В реальном мире часто бывает так, что права на ценные ресурсы очерчены недостаточно четко. Это связано со следующими причинами: слабость государства, быстрота экономических изменений и борьба за распределение богатства.

Существует три вида гарантий прав собственности: принуждение, информация, страхование. Если индивид приобрел какую-либо вещь, то общество гарантирует, что ее не украдут. Гарантии обеспечиваются обществом путем создания механизма принуждения. Механизм состоит из регламента, тюрьмы. Поэтому граждане стараются не нарушать права собственности.

Для того, чтобы вещь не была украдена, окружающие должны знать, кому она принадлежит. Поэтому в обществе должны быть информационные системы, которые обеспечивают людей информацией о принадлежности того или иного объекта.

Права собственности регулируются законом, обычаем или контрактом.

-2-

В институциональной теории в основном рассматривается частная, государственная, общая и коммунальная собственность.

Система частной собственности означает, что право принимать решения о реализации того или иного правомочия принадлежит отдельному индивиду. Частная собственность – это режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительными правами обладает отдельный индивид. Частная собственность предполагает, что издержки и выгоды принятия решений ложатся на субъекта. Иными словами, только на собственника падают положительные и отрицательные последствия осуществляемой им экономической деятельности. Частная собственность является основой существования рыночной экономики. Степень распространения частной собственности в значительной мере зависит от сформированных в обществе идеологических установок, взглядов на мир. Если доминирующим является представление о нерушимости прав частной собственности, то следствием этого является экономия на трансакционных издержках.

Как известно, любая система собственности ведет к определенным поведенческим последствиям. Система частной собственности создает определенный уровень мотивации, обусловливающий эффективное использование экономических ресурсов. Частная собственность способствует росту богатства нации. По мнению Л. Мизеса, она является «реквизитом цивилизации и материального благосостояния». Ф. Хайек считал, что система частной собственности является гарантией свободы.

В реальной экономике имеет место процесс ограничения частной собственности. Это связано с злоупотреблениями частной собственностью. Институт частной собственности не обеспечивает в полной мере экономического и социального оптимума. Поэтому государство через создаваемые формальные и неформальные нормы и правила регулирует систему частной собственности.

Государственная собственность – это режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительность доступа существует не только для аутсайдеров, но и инсайдеров. При этом исключительность обязательно должна быть отражена через систему формальных правил. Совладельцы государственной собственности не могут концентрировать свое богатство в избранных ими областях. Например, увеличить долю собственности в здравоохранении, уменьшив ее в обороне. Они также не могут расщеплять пучки правомочий и специализироваться в реализации частичного правомочия только одного типа. При государственной собственности издержки любого решения в меньшей степени ложатся на ее совладельца. Возникает различие между правом государства де-юре и этим же правом де-факто. Если формально ресурсы находятся в государственной собственности, то фактически может осуществляться режим свободного доступа частной собственности. Поскольку реальное осуществление правомочий возлагается на чиновников, которые в то же время являются экономическими агентами, обладающими своими интересами, а возможности контроля за их деятельностью ограничены, поскольку права собственности на самом деле превращаются в частные. Л. Мизес считал, что государственная собственность способствует укреплению бюрократии. Мнение бюрократа о том, что общество должно производить, обычно называется интересами общества. В условиях государственности собственности невозможно эффективное использование ограниченных экономических ресурсов. Государственная собственность затрудняет процесс возложения всех выгод и издержек экономической деятельности на индивида и поэтому препятствует достижению максимальной экономической эффективности.

С точки зрения институционалистов неоднозначно понятие государственной собственности. В условиях демократии государственной собственности могут быть присущи черты общей собственности. В условиях диктатуры государственная собственность имеет черты частной собственности.

Общая собственность в институциональной теории трактуется как система свободного доступа к ресурсам со стороны любого гражданина данной страны. Она применяется в основном к неэкономическим благам, которые находятся в избытке по отношению к нашим потребностям. Общая собственность имеет место там, где издержки по спецификации и защите прав собственности чрезмерно велики. Т.е. выгоды от установления таких прав недостаточны или вообще отсутствуют. Существование свободного доступа к ресурсу может привести к «сверхиспользованию» ресурса. Это связано с тем, что индивиды не несут никаких издержек, связанных с последствиями своих действий. Общая собственность противоречива и нестабильна. В этих условиях никто не заинтересован в учете последствий от истощения ресурсной базы. Никакое общество не будет жизнеспособным, если в нем отсутствуют институциональные механизмы, регулирующие доступ к ограниченным ресурсам. Открытый доступ уменьшает благосостояние общества и в условиях дефицита ресурсов ставит под угрозу его выживание.

Коммунальная собственность – такой режим использования ограниченных ресурсов, в рамках которого исключительными правами обладает группа лиц. Выступая, как групповая собственность, она представляет собой комбинацию различных полномочий у ее совладельца. При этом отсутствует свободная передача прав собственности. Коммунальная собственность по своему содержанию находится между частной и государственной собственностью. Она в меньшей степени имеет отрицательные внешние эффекты по сравнению с государственной и общей собственностью.

-3-

Теорема Коуза была изложена в статье «Проблема социальных издержек» (1960). Она гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной и эффективной независимо от изменений в распределении прав собственности». Теорема доказывалась Коузом на ряде примеров частично условных и взятых из реальной жизни. Примечательно, что сам Коуз не ставил перед собой задачу сформулировать какую-то теорему. Само выражение «теорема Коуза» было введено в научный оборот Дж. Стиглером.

Из данной теоремы следуют следующие выводы:

· она раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу экстерналии (расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) проявляются тогда, когда права собственности размыты.

· Теорема Коуза отводит обвинения рынка в «провалах». Необходимо создавать новые права собственности там, где они четко не определены. Поэтому необходимо развивать частную собственность.

· Теорема Коуза выявляет значение трансакционных издержек. Когда они положительны, то распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства.

· Теорема Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты – недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек – оно излишне, в случае высоких – не всегда экономически оправдано. Ведь действия государства сами сопряжены с положительными трансакционными издержками.

-4-

Теория трансакционных издержек является составной частью неоинституциональной теории. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов – Р. Коуза, О. Уильямсона. Базовой единицей в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, т.е. сделка, трансакция. По мнению Д. Коммонса, трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Примером трансакции является приобретение экономическим субъектом прав собственности на земельный участок. Любую сделку можно представить как трансакцию.

Выделяют следующие виды трансакций:

· Торговая трансакция – для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод необходимо обоюдное согласие сторон. Большое значение при этом имеют экономические интересы субъектов. Торговая трансакция – единственная форма, в которой возможно соблюдение симметричности правовых отношений. Отличительным признаком торговой трансакции, по мнению Д. Коммонса, является передача богатства от одного экономического агента к другому. Пример – действия на рынке труда наемного работника и работодателя, поведение законодателей на политическом рынке, действия кредитора и заемщика на рынке временно свободных денежных средств.

· Трансакция управления – ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. Таким образом, в трансакции управления одна из сторон обладает правовым преимуществом. Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях. Основным результатом трансакции управления является, по мнению Коммонса, производство богатства, а не его перераспределение. Типичным примером трансакции управления является поведение рабочего и мастера, начальника и подчиненного.

· Трансакция рационирования – при ней сохраняется ассиметричность правового положения сторон. Место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий спецификацию прав. К трансакциям рационирования можно отнести составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами. Через трансакцию рационирования осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.

Любая трансакция состоит из двух частей:

1. подготовка соглашения (на этой стадии покупатель должен найти продавца, собрать информацию о ценах, оценивать качество и прийти к соглашению);

2. реализация соглашения (на этой стадии покупатель оплачивает товар, еще раз оценивая его качество).

Каждая трансакция обязательно определяет 4 группы параметров:

- участников сделки;

- ресурсы, используемые в трансакции и ожидаемые результаты;

- права участников на ресурсы и результаты;

- обязанности сторон.

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени или места.

-5-

Впервые понятие трансакционных издержек ввел Р. Коуз. В своей статье «Природа фирмы» (1937) он определил трансакционные издержки как издержки функционирования рынка. До этого экономической теорией предполагалось, что рынок бесплатный, ценовой механизм обеспечивает координацию, доведение сигналов до субъектов рынка абсолютно бесплатно или по таким ценам, которыми можно пренебречь. Коуз объяснил факт существования фирмы наличием значительных издержек функционирования ценового механизма. Следующий этап развития теории приходится га 1950-е годы. Он связан с целой группой имен, среди которых Кеннет Эрроу, Джордж Стиглер, Гарольд Демсец, Оливер Уильмсон. Эти ученые объединили в одну категорию издержки функционирования фирмы и рынка, противопоставив их трансформационным издержкам. Некоторые ученые полагают, что к трансакционным издержкам можно отнести любые затраты, которые связаны с обеспечением взаимодействия различных экономических субъектов. По мнению А. Олейника, трансакционные издержки – это все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий собственности. К. Эрроу определял трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономических систем. По мнению А. Шаститко, трансакционные издержки – это затраты ресурсов (денег, времени, труда и т.п.) для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.

Природа трансакционных издержек объясняется наличием рынка информации и ценой информации. Число продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, географическая протяженность рынка определяют величину информационных издержек. Из-за ассимитричности информации возможно оппортунистическое поведение субъектов рынка. Теория общественного выбора связывает возникновение трансакционных издержек с проблемами, которые сопровождают любое согласование позиций индивидов по вопросу общественных благ. Т.е. трансакционные издержки сводятся к издержкам согласования. Причем трансакционные издержки велики в двух случаях: когда трудно найти замену участникам обмена и когда число участников велико. Теория соглашений объясняет возникновение трансакционных издержек наличием и соприкосновением различных норм. Трансакционные издержки возникают из-за того, что рыночное соглашение соприкасается с другими соглашениями: индустриальным, традиционным, гражданским. Противоречивость норм, которые можно использовать при заключении сделки, дает возможность индивидам преследовать собственные интересы в ущерб интересам партнеров. Это приводит к появлению трансакционных издержек.

Значение трансакционных издержек (ОНИ) проявляется в следующем:

1. они не позволяют постоянно осуществлять взаимовыгодный обмен. Блага далеко не всегда используются там, где они обладают наивысшей ценностью.

2. они ограничивают возможности реализации принципа сравнительного преимущества, лежащего в основе международного разделения труда и торговли.

3. они препятствуют поиску новых возможностей использования экономических ресурсов.

4. они являются препятствием для изменения существующих правил игры.

Исторически государство снижало трансакционные издержки, устанавливая и поддерживая денежную систему, эталоны мер и весов. Воздействие технологических изменений на трансакционные издержки носит двойственный характер. С одной стороны, технологические изменения могут способствовать снижению трансакционных издержек (например, при использовании Интернета), с другой стороны, они могут повышать трансакционные издержки (например, при введении нового документооборота).

7. Критерии типологизации экономических систем. Классификация экономических систем.

Экономическая система - сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

Экономическая система может рассматриваться и анализироваться на разных уровнях: фирмы, макроэкономики или мировой экономики. Для каждого уровня могут быть характерные и общие черты, характеризующие как экономическую систему в целом, так и ее отдельные звенья.

Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.

Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда(планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.

Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе – общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения.

Характерными чертами рыночной экономической системы являются:

1.
Частная собственность на факторы производства.

2.
Соблюдение принципа свободы предпринимательства и выбора.

3.
Мотивация поведения участников системы личными, эгоистическими интересами.

4.
Каждый хозяйствующий субъект стремится к получению максимума прибыли, действуя на свой страх и риск. Хозяйственные решения принимает лично.

5.
В системе наличествует множество производителей и потребителей одного и того же продукта, притом в такой степени, что банкротство или приход в нее десятков новых производителей существенного значения для рынка не имеет.

6.
Экономическая власть отдельных производителей и потребителей столь рассеяна, что отдельные из них не имеют реальной экономической власти, чтобы как-то менять ситуацию на рынке.

7.
В результате действия чистой, или совершенной, конкуренции достигается максимальная эффективность использования ресурсов и обеспечивается господство принципа: максимум прибыли при минимуме издержек.


Характерными чертами командной экономической системы являются:

1.
Государственная собственность на средства производства.

2.
Коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности.

3.
Централизованное фондирование предприятий ресурсами для выполнения государственных планов.

4.
Централизованное фондирование предприятий ресурсами для выполнения государственных планов.

5.
Отсутствие какой-либо конкуренции, так как планом предусматривается производство ровно такого количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей. Отсюда - монополизм производителей.

6.
Отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей.


Характерными чертами традиционной экономической системы являются:

1.
Производство, распределение и обмен, базирующиеся на обычаях, традициях, культовых обрядах.

2.
Социально-экономический застой четко выражен, ибо темп воспроизводства заметен только в течение нескольких десятков лет.

3.
Технический прогресс резко ограничен, так как объективно несет угрозу устоям традиционного общества.

4.
Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.

5.
Гигантская внешняя финансовая задолженность. Притом, в таких масштабах, что эти страны никогда не смогут ее ликвидировать традиционными способами.

6.
В силу всего сказанного выше - исключительно высокая роль государства и силовых структур в экономике и политике этих стран.


Под смешанной экономикой системой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы рыночной экономики и командной экономики, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

В реальней жизни нет чисто плановой экономики. В централизованной плановой экономике, какой была экономика бывшего СССР и стран Восточной Европы, можно было найти некоторые черты рыночной экономики.

В экономической литературе существует множество подходов к периодизации общественного развития экономических систем. Однако наиболее известными являются формационный и цивилизацинный подходы.

Формационный подход трактует уровень развития производственных сил в качестве общего и высшего критерия экономического процесса. С позиции этого подхода выделяют 5 типов экономических систем :

1.
первобытнообщинный;

2.
рабовладельческий;

3.
феодальный;

4.
капиталистический;

5.
коммунистический.


Цивилизационный подход, если пытаться увязать его с традиционными понятиями капитализма и социализма, означает:

1.
Выявление общих черт различных обществ, в частности, капиталистических и социалистических.

2.
Постулирование наличия единой цивилизации и отрицание социализма и капитализма в качестве предцивилизаций.

3.
Отрицание существования капитализма и провозглашение социализма единственной современной мировой цивилизацией. В этих рамках возможны две позиции — гиперортодоксальная, когда развитие западного общества рассматривается в качестве отклонения от "магистрального пути развития человечества", и гипернеортодоксальная, постулирующая то же самое в отношении так называемого реального социализма.[ 27.c.54]

4.
Отрицание социализма и провозглашение капитализма единственной цивилизацией, ставшее популярным в последнее время. Признается, что идея социализма, который отождествляется с командно-административной системой, порочна или во всяком случае утопична.


Для полноты картины упомянем, что цивилизационный подход может трактоваться как общечеловеческий в противовес классовому. Во внешнеполитической области это воспринимается как идея приоритета цивилизационного как глобального перед государственным, национальным.

Признание цивилизационного подхода не означает автоматического отрицания формационного. Их соподчинение зависит от того, как определяется цивилизация и, следовательно, само существо цивилизационного подхода. "Понятия "цивилизация" и "формация чаще всего; характеризуют развитие общества с различных сторон и в разных системах координат. Именно поэтому можно говорить о том, что смена формаций — путь разлития человеческой цивилизации. Правда, формационная теория давно окружена неким налетом мистицизма, и не потому, что она незыблема, а напротив, потому, что уязвима.

На основе рассмотренных подходов можно сделать вывод, что формационный подход основное внимание в экономической системе уделяет формам собственности на средства производства и присвоению результатов производства.

Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства или способу производства.

Цивилизационный подход основное внимание уделяет общечеловеческим ценностям: свободе, демократии, культуре и направления развития экономических процессов.

Цивилизационный подход означает необходимость изучения эволюции капиталлистической экономики, трансформации ее структуры, анализ успехов и недостатков. Этот подход позволяет обосновать новую концепцию эволюции капитализма, а, следовательно, и его современного облика, отличную от той, что до недавнего времени господствовала в нашей политической экономии

8 Рынок: сущность, функции и структура. Классификация рынков. Инфраструктура рынка.

Рынок, его сущность. Структура и основные принципы функционирования рыночной системы

Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:

• рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

• рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

• рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;

• рынок – это любое взаимодействие, в которое люди

вступают для торговли друг с другом.

Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

• свобода экономической, хозяйственной деятельности;

• многообразие форм собственности;

• примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

• рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

• договорные отношения;

• конкуренция;

• открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять

внешнеэкономическую деятельность).

Развитая рыночная система состоит из трех элементов:

· рынка товаров и услуг

· рынка факторов производства

· финансового рынка.

Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные

ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.

Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Субъекты и объекты рыночных отношений

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, т.е. сделок купли-продажи: физические лица – покупатели, продавцы, предприниматели; юридические лица – предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство и т.д.

С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на:

· продавцов

· покупателей

С позиций форм собственности на субъекты, функционирующие в рамках:

· государственной собственности

· коллективной (групповой) собственности

· частной собственности.

Основных субъектов рыночных отношений в современной экономической теории принято подразделять на три группы:

1) домашние хозяйства. Они являются собственниками и поставщиками на рынок факторов производства. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. Домашние хозяйства являются потребителями конечных продуктов и услуг;

2) бизнес(фирма) –это деловое предприятие,функционирующее с целью получения прибыли (дохода). Бизнес предполагает вложение в дело

собственного или заемного капитала и является поставщиком на рынок товаров и услуг;

3) правительство (государство) представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют государственное регулирование экономики. Правительство также поставляет на рынок товары и услуги предприятий государственной собственности.

Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд функций:

• обеспечение взаимодействия производства и потребления;

• регулирующую. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Рост цен является сигналом к расширению производства, падение цен – к сокращению;

• стимулирующую. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;

• информационную. Рынок дает объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются;

• посредническую. В рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции, а продавец – наиболее подходящего покупателя;

• санирующую (санитарную). Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных фирм;

• социальную. Рынок дифференцирует производителей.

Рынок имеет многообразную структуру. Рынки классифицируют следующим образом:

1) по объектам купли-продажи:

• рынок ресурсов,

• потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики и т.д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги);

• финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка;

• рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга);

• рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий);

• рынок духовных ценностей

2) в пространственном разрезе ( по масштабам):

• локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны);

• региональные рынки;

• национальные рынки;

• международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);

• мировой рынок.

3) по механизму функционирования:

• свободный (основан на механизме свободной конкуренции);

• монополизированный;

• регулируемый государством;

4) по объемам сделок купли-продажи:

• оптовые рынки;

• мелкооптовые;

• розничные

5) в соответствии с действующим законодательством различают:

• легальный (официальный) рынок;

• нелегальный (теневой) рынок:

6) по степени насыщенности выделяют:

• равновесный (спрос и предложение совпадают);

• дефицитный (спрос превышает предложение);

• избыточный (предложение превышает спрос).

Все перечисленные виды рынков различаются с известной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Один и тот же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т.е. относить его к определенному виду по разным основаниям.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы.

Материальная база инфраструктуры рынка состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную часть входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения.

Основные элементы инфраструктуры рынка:

1) ярмарка. Она представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Ярмарка может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или нескольких видов. Сейчас <

Наши рекомендации