ТЕМА 20. Анализ себестоимости продукции
ТЕМА 20. Анализ себестоимости продукции
Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Анализ структуры и динамики себестоимости продукции
Анализ прямых материальных и трудовых затрат
Анализ косвенных затрат
Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции
В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Её показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
1. объективная оценка выполнения плана по себестоимости и её изменения относительно прошлых отчётных периодов;
2. выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;
3. содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.
Основные источники информации: финансовая отчетность; данные бухгалтерского учёта; журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы; - плановые данные о затратах на производство и реализацию продукции.
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Затраты на рубль товарной продукции – наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции. Он исчисляется путём деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на её объём :
;
где - уровень затрат на рубль ТП;
- сумма затрат на производство ТП;
- объём товарной продукции;
- количество изделий в натуральных показателях;
- затраты (себестоимость) одного изделия;
- цена одного изделия.
На этот показатель оказывает влияние множество факторов, связанных как с формированием числителя, так и знаменателя. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 4 фактора:
1. изменение структуры выпущенной продукции;
2. изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
3. изменение цен и тарифов на потребление материальных ресурсов;
4. изменение цен на товарную продукцию.
Анализ косвенных затрат
К косвенным затратам относятся те виды расходов предприятия, которые не относятся прямо в себестоимость отдельных видов продукции. Они носят общий характер и необходимы для обслуживания и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
К ним относятся:
- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
- цеховые или общепроизводственные расходы;
- коммерческие расходы.
Выявление и мобилизация резервов снижения расходов на обслуживание и управление производится путём анализа их динамики, выполнения плана, причин отклонения от сметы затрат.
Анализ динамики уровня выполнения плана, расходов осуществляется путём сравнения фактической их величины на рубль товарной продукции с плановым их уровнем за отчётный период.
Дальнейший анализ направлен на выявление причин или факторов, вызвавших эти изменения.
Путём такого сопоставления определяется отклонение от плана (сметы) и изменение этих затрат по сравнению с прошлыми периодами. Далее, детально изучаются причины, вызывающие как перерасход, так и экономию по каждой отдельной статье этих затрат.
В заключении анализа косвенных расходов, подсчитываются резервы возможного снижения себестоимости по этим статьям и разрабатываются мероприятия по использованию этих резервов.
Например, резервы:
- сокращение сумм неоправданных расходов по статьям сметы и непроизводительных затрат;
- снижение материальных затрат за счёт внедрения организационно-технических мероприятий;
снижения затрат на оплату труда за счёт внедрения организационно-технических мероприятий.
ТЕМА 20. Анализ себестоимости продукции