Демографическая основа формирования и функционирования рынка труда. Рынок труда и его модели

1. Рынок труда – понятие, функции.

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья, инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов) и др. Среди этих рынков свое место занимает и рынок труда.

Теория рынка труда рассматривает поведение людей: работодателей и тех, кто ищет наемную работу, — которое определяет систему их взаимодействия в зависимости от разных факторов, таких как уровень доходов сторон, величина заработной платы, состояние инвестиционной политики, совокупность предпочтений и др.

Рынок труда — это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара — труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Каждое из этих определений (система отношений, пространство, механизм) подчеркивает существенные стороны понятия рынка труда и тем самым отражает его многогранность.

В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности.

Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде.

Экономическими предпосылками рынка труда являются:

- экономическая свобода, либерализация экономики, в основе которой лежит право частной собственности на средства производства, в том числе на землю;

- свобода труда, когда каждый человек имеет возможность самостоятельно определять, чем, когда, где и в каком объеме (сколько времени) ему трудиться. Свобода труда предполагает запрет принудительного труда (за исключением случаев, когда человек осужден к лишению свободы, что четко должно быть определено законодательством страны);

- свобода предпринимательской деятельности, когда у человека имеется возможность начать собственное дело, собственное производство или же принять участие в совместном с другими лицами производстве с учетом регламентируемых форм предпринимательской деятельности.

Социальные предпосылки рынка труда заключаются в наличии социального неравенства между людьми по уровню доходов, составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам (физическая сила, выносливость, красота и др.). Предпосылки этого типа приводят к расслоению населения, появлению богатых и бедных, а также так называемого среднего класса. Однако социальному неравенству людей в обществе должна противостоять государственная система социальной защиты населения от безработицы, система пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.

Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, собственности, правах личности, предпринимательстве, занятости населения, социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном партнерстве и др.

В России юридические предпосылки рынка труда определены, прежде всего, Конституцией РФ, в ст. 7 которой сказано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Для обеспечения конституционных прав и гарантий в России приняты кодексы законов и федеральные законы, детально регламентирующие и раскрывающие права и обязанности граждан и разных органов управления.

Среди них:

- Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором изложены принципы и правила регулирования трудовых отношений, в частности социального партнерства в сфере труда;

- Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором, в частности, определены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

- Закон Российской Федерации № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее — Закон о занятости населения в Российской Федерации). Федеральные законы № 207ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) (далее — Закон о коллективных договорах и соглашениях). № 10ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп.) рассматривают и определяют многие положения, связанные с функционированием рынка труда.

Главная задача рынка труда — обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения.

Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда ряда функций:

а) организация встречи продавцов и покупателей труда;

б) обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;

в) установление равновесных ставок заработной платы;

г) способствование решению вопросов занятости населения.

На рынке труда происходит первичное согласование интересов предпринимателей работодателей и наемных работников. Стороны рыночных отношений договариваются об условиях труда, размере его оплаты, социальных гарантиях, сроках договора. Вторичное согласование интересов работодателей и наемных работников осуществляется через систему социального партнерства путем заключения в стране, отраслях и регионах соответствующих соглашений, а непосредственно на предприятиях и в организациях — коллективных договоров.

Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества, следовательно, состояние и эффективность рынка труда являются важнейшими макроэкономическими факторами эффективности развития общества и его экономики.

Рынок труда тем эффективнее, чем он лучше организован. Уровень организации рынка труда напрямую зависит от того, из каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функционирования каждого из этих элементов.

Составными частями, или элементами, рынка труда являются:

- стороны рыночных отношений или субъекты рынка (работодатели или их представители и ищущие работу люди);

- конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;

- правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;

- органы службы занятости населения (департаменты, центры, бюро и др.);

- инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.);

- альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.);

- система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;

- система финансирования политики занятости и служб занятости населения.

Первый и второй из перечисленных элементов рынка труда представляют собой естественное и необходимое условие для существования рыночных отношений в сфере труда; они присутствуют на любом рынке труда и мало зависят от его организации. Но последующие элементы рынка труда (с третьего по восьмой) оказывают решающее воздействие на степень эффективности отношений на нем. Через них, собственно, и реализуется та или иная организация трудового рынка, а в зависимости от этого образуется та или иная его эффективность.

Дискуссионным является вопрос об объеме рынка труда, т.е. о том, какой контингент населения подпадает под действие рынка труда и является его субъектом.

Имеются сторонники расширительного толкования понятия рынка труда, согласно которому его субъектом является все экономически активное население, а спрос на труд определяется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест. Аргументацией этому служит рассуждение о том, что работники, занятые в настоящий момент, не могут считаться занятыми раз и навсегда и вышедшими из рынка; в процессе производства непрерывно происходят изменения условий занятости, возникает необходимость движения работников (по профессиям, должностям и уровням квалификации), территориального перемещения и др.

Другая точка зрения состоит в том, что рынок труда, как и всякий рынок, относится к сфере обращения, поэтому он не может включать в себя всех работающих, так как они уже вышли из этой сферы и вступили в сферу производственную.

Нелепо считать, что на рынке, например, обуви находится обувь, не только поступившая в продажу, но и уже ранее купленная, находящаяся в пользовании у населения. Купленная вещь выходит из рынка и не находится на нем до того момента, когда ее опять не захотят продать.

Исходя из этих соображений можно утверждать, что на рынке труда фигурируют только следующие группы трудоспособных людей:

- те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и готовы к ней приступить. Здесь могут быть безработные, зарегистрированные в службе занятости населения; лица, самостоятельно ищущие работу из числа впервые вступающих в трудовую деятельность или ищущих занятие после перерыва в работе;

- те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы;

- занятые, но явно рискующие потерять работу в силу претензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы.

Указанные категории людей составляют предложение труда на рынке труда. Величина спроса на труд определяется совокупностью вакантных рабочих мест на действующих и вновь вводимых в действие предприятиях и числом рабочих мест, занятых работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда возникает определенная конъюнктура рынка труда.

Она может быть трех типов:

1) трудо-дефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

2) трудо-избыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;

3) равновесной, когда спрос на труд количественно соответствует его предложению.

Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относиться к тому или иному региону, к той или иной профессии (специальности) или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.

Отношения на рынке труда реализуются главным образом через государственные и негосударственные учреждения занятости населения, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или же напрямую между работником и работодателем.

Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма: трудовой договор или контракт.

Рынок труда находится в непрерывном движении, за которым следят и оказывают на него воздействие государственные учреждения, ведающие вопросами занятости населения. Эти функции выполняет Федеральная служба по труду и занятости (Рос. труд), с середины 2004 г. находящаяся в ведении Минздрав соц. развития России. В субъектах Российской Федерации действуют государственные учреждения службы занятости населения (центры занятости населения). Эта служба и ее учреждения наряду с Федеральной службой государственной статистики (Росстат) ведут статистику занятости населения и безработицы.

2. Механизм функционирования рынка труда

Механизм функционирования рынка труда складывается из двух частей:

Во-первых, механизма рыночного саморегулирования на основе существования объективных, не зависящих от воли людей рыночных законов спроса и предложения.

Во-вторых, механизма регламентации вопросов занятости и безработицы:

а) со стороны государства, способного оказывать влияние через трудовое законодательство;

б) со стороны региональных, муниципальных и местных органов власти по отношению к региональным и локальным рынкам труда;

в) со стороны общественных организаций, прежде всего профессиональных союзов, представляющих интересы определенных групп трудящихся.

Механизм рыночного саморегулирования действует в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда.

Спрос на труд на конкретном рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть куплено по определенной цене за определенное время. Спрос на труд формируют работодатели, располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, занятыми работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену.

Спрос на труд зависит, прежде всего, от уровня его оплаты. Взаимосвязь между спросом на труд и его ценой — заработной платой — выражается законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд находится в обратной зависимости от его цены. Графическое изображение этой взаимосвязи называется кривой спроса.

Помимо цены труда на величину спроса на труд оказывают влияние такие факторы, как спрос на продукты производства, уровень технологии производства, цена капитала.

Для уяснения механизма влияния на величину спроса на труд каждого из названных факторов необходимо рассматривать изменение одного из них при неизменной величине других. При этом изменения могут происходить двояко. Один из таких способов воздействия на величину спроса на труд называют эффектом масштаба, когда изменение величины (масштаба) показателя, характеризующего какой-либо фактор, прямо ведет к изменению величины спроса на труд. Другой способ называют эффектом замещения, когда труд, представленный определенным числом работников, заменяется какими либо нововведениями в производстве. В результате изменение величины фактора, в обычных условиях влияющего на величину спроса на труд, к подобным результатам не приводит.

Уяснению сущности этих способов (эффектов) помогают примеры. Рассмотрим, как проявляются эффекты, если меняется один из названных выше факторов воздействия на величину спроса на труд при неизменности других факторов.

В рассмотренных примерах в спросе на труд имеют место противоборствующие эффекты. Эффект масштаба сдвигает кривую спроса вправо, а эффект замещения — влево. Тот из эффектов, который действует сильнее, и определяет направление сдвига кривой спроса на труд.

Кривые спроса на труд индивидуальны для каждого предприятия, каждой отрасли экономики, каждого региона. Синтез этих кривых покажет обобщенное положение кривой спроса на труд в масштабе страны, экономики.

Крайними случаями эластичности будут ситуации для рынка труда, в основном чисто теоретические:

а) спрос абсолютно эластичен — цена труда не меняется независимо от спроса на труд (линия спроса будет горизонтальна, т.е. параллельна оси абсцисс);

б) спрос абсолютно неэластичен — изменение цены труда не отражается на величине спроса на труд (линия спроса вертикальна).

На основании агрегирования (объединения, обобщения) индивидуальных кривых спроса на отдельные виды труда строят кривые совокупного спроса на труд для условий рынка труда совершенной конкуренции.

Предложение на рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть предложено на рынке труда по определенной цене в определенное время. Предложение труда формируют безработные; лица, впервые ищущие работу; наемные работники, которые не удовлетворены условиями работы и поэтому ищут новое место приложения своего труда.

Предложение труда зависит, прежде всего, от уровня его оплаты. Взаимосвязь между предложением труда и его ценой — заработной платой — выражается законом предложения труда, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина предложения труда находится в прямой зависимости от его цены.

Если на графике по оси ординат обозначить величину заработной платы, а по оси абсцисс — величину предложения труда в виде числа работников, предлагающих свой труд, то зависимость этих величин будет выражена поднимающейся вверх слева направо вогнутой кривой П—П, показывающей, что по мере роста размера заработной платы величина предложений труда будет возрастать и, наоборот, при понижении размера заработной платы величина предложений наемного труда будет падать.

На величину предложения труда помимо уровня оплаты труда оказывают влияние: численность экономически активного населения, его профессионально-квалификационная структура, средняя продолжительность рабочего дня, рабочей недели, месяца, года.

Предложение труда характеризуется поведением людей, потенциально представляющих одну из сторон на рынке труда, — тех, кто хотел бы получить оплачиваемую работу. Это поведение определяет положение и конфигурацию кривой предложения.

Наши рекомендации