Понятие управления проектами. Классификация типов проектов.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Теория прав собственности.
Развитие и усложнение отношений собственности в условиях современной рыночной экономики способствовало тому, что юридический и экономический аспекты проблемы собственности «сомкнулись» в появившейся теории прав собственности. Ее возникновение связано с именем американского экономиста-неоинституционалиста Роберта Коуза, ставшего в 1991 г. Нобелевским лауреатом. Согласно экономической теории прав собственности, не ресурс (средства производства или рабочая сила) сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса. Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации) поведенческие отношения между людьми, которые появляются в связи с существованием благ и касаются их использования. Господствующая в обществе система прав собственности есть, в таком случае, сумма экономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые отдельные члены общества противостоят друг другу. С точки зрения общества - права собственности выступают как правила игры, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами; с точки зрения индивида - права собственности выступают как «пучки прав» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Чтобы реализовать свои разнообразные цели, индивид осуществляет контроль над принадлежащим исключительно ему «пучком прав» собственности. Любой акт обмена рассматривается как обмен «пучком прав» собственности. Полный «пучок прав» состоит из одиннадцати элементов:1.право владения (исключительного физического контроля над благами);2. право использования (применения полезных свойств имущества для себя); 3. право управления (решения кто и как будет обеспечивать использование благ); 4. право на доход (обладание результатами от использования благ); 5. право суверена (отчуждения, потребления, изменения или уничтожения блага); 6. право на безопасность (на защиту от экспроприации благ, от вреда со стороны внешней среды); 7. право на переход благ по наследству или по завещанию; 8. право на бессрочность обладания благом; 9. запрет вредного использования (обязанность воздерживаться от использования блага вредным для других способом); 10. право на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания блага в уплату долга); 11. право на остаточный характер (на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий). Только один субъект может обладать всеми одиннадцатью правами – государство. В остальных случаях они размыты. Исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него. Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами. Специфицировать право собственности значит точно определить не только субъекта собственности, но и ее объект, а также способ наделения ею. Неполнота спецификации трактуется как размывание прав собственности. Размывание прав собственности может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они попадают под разного рода ограничения, главным образом со стороны государства.
2. Теория трансакционных издержек.
«Теория трансакционных издержек» считается составной частью «Новой институциональной теории» - неоинституционализма и представляет собой теорию организации предприятий, объектом изучения которой служит многосторонний договор как форма организации. Основные представители: Рональд Коуз и Джон Коммонс. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами. «Трансакция» в переводе с латинского означает «соглашение», «сделка». Фундаментальное определение трансакции дал Джон Коммонс в книге «Институциональная экономика» (1931г.). По Коммонсу в основе любой трансакции лежит конфликт интересов, а целью является решение этого конфликта путем обмена, отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, созданных обществом. Коммонс различал три вида трансакций:– Трансакция сделки (предполагается равноправное положение сторон) – служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них. – Трансакция управления (предполагается иерархическое положение сторон) – в ней ключевым является отношение управления - подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. – Трансакция рационирования (доминирующее положение сторон) – при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. Понятие трансакционных издержек было введено Рональдом Коузом в 30-е годы в его статье «Природа фирмы». Трансакционные издержки - это операционные издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Вольчик В.В. называет следующие виды трансакционных издержек, как самые распространенные: – Издержки поиска информации. Перед совершением сделки (заключением контракта) необходимо располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. – Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры. – Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает черезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относят затраты на измерительную технику; на собственно измерения; на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения.– Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.– Издержки оппортунистического поведения. Оппортунистическим считается такое поведение, которое направлено на достижение собственных целей экономического агента и не ограничено соображениями морали. 2. ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА1. Основные этапы развития управленческой мысли
1) От начала века до 30-х гг. На этом этапе характерно повышенное внимание ученых к технологическому фактору, игнорирование внешних воздействий, основное внимание на внутренних резервах и возможностях, процессный подход к рассмотрению проблем; 2) 30-60 гг. Характерно наибольшее внимание человеческому фактору, абстрагирование от внешней среды, процессный подход к управлению; 3) 60-70 гг. Возврат к технологии управления, уже обращали внимание на зависимость управления от нерегулируемых внешних условий, проблемы начали рассматриваться системно; 4) конец 70-х - начало 80-х гг. Характеризуется усиленной разработкой вопросов управления человеческими ресурсами, признается влияние на управление внешней среды, большое внимание уделяется анализу нестандартных ситуаций, проблемам управления в условиях неожиданностей, ситуационный подход к рассмотрению проблем. Каждый этап вносит всё новые знания. Ведущие школы менеджмента. Для классической школы характерно повышенное внимание вопросам рациональной организации управления, попытка разработать универсальные принципы управления, раскрыть содержание функций управленческой деятельности, разработать наиболее рациональную структуру аппарата управления, детально проработать рациональные приемы деятельности управленческого аппарата. Чтобы улучшить управление, надо мобилизовать внутренние резервы, максимально использовать все имеющиеся ресурсы. Школа обосновала важнейшие функции управленческой деятельности: выработка решений, организация их выполнения. Классики детально проработали структуру аппарата управления, рекомендовали разделить аппарат на специализированные службы, закрепленные за каждой соответствующей функцией. Вклад этой школы в управленческую мысль недооценили, т.к. это первая попытка. Представители: Тейлор, Эмерсон, А.Файоль, Вебер и др. Представители школы человеческих отношений в отличии от рационалистов основное внимание сконцентрировали на путях совершенствования управления людьми (мотивация). На основе социальных экспериментов они доказали, что можно добиться высоких результатов труда не только за счёт повышения з/п, но и за счет создания благоприятного морально-психологического климата, внимания и забот руководителей о подчиненных. Школа призвала руководителей советоваться со своими подчиненными, т.к. от них могут исходить полезные идеи, создавать благоприятные условия для общения людей в процессе совместной трудовой деятельности. Представители: М.Фоллетт, Э.Мэйо, Паркер. Представители поведенческой школы предложили использовать достижения психологии в управлении. Изучались такие проблемы, как лидерство и авторитет руководителя, характер и типы власти, проблемы межличностных отношений в коллективах. Они развили дальше исследование школы человеческих отношений по вопросам мотивации труда. Представители: Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, Манлекап. В количественной школе основной упор делали на использование математики, кибернетики, вычислительной техники для совершенствования менеджмента. Активно занимались моделированием управленческих систем, разрабатывали методы количественной оценки параметров управления, оптимизации управленческих решений. Представители: К.Арджирис. Школа системных исследований занималась вопросами взаимодействия управления с окружающей средой, приспособления организаций к меняющимся условиям окружающей среды. Много внимания уделялось совершенствованию структуры организаций, организационной культуры. Представители: П.Друкер. В рыночной концепции управления много внимания уделялось вопросам выработки стратегии, максимально отвечающей требованиям рынка, рассматривались проблемы анализа конкурентной позиции фирмы. Большое внимание уделялось исследованию рыночной конъюнктуры, проблемам прогнозирования спроса, вопросам формирования имиджа фирмы, связи менеджмента с общественностью. Представляла как бы синтез теорий и менеджмента и маркетинга. Школа стратегического управления разрабатывает вопросы организациями в нестабильной быстро меняющейся среде, систему мер в условиях возникновения стратегических неожиданностей, исследуют такую область, как реинжиринг бизнеса. Отдельным направлением этой школы является рискменеджмент. Много внимания уделяет проблеме формирования в организации запаса прочности, прежде всего культуры, информации, технологии.
2. Основные функции менеджмента
Планированиепредставляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования. Организацияпредставляет собой вид деятельности людей для достижения целей. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов. Организация как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение - постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом. Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений. Мотивациясвязана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей. Стимулирование- основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм. Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью и через деятельность людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие.
3. Личность и группа как субъекты организационного поведения
Субъект ОП -личность, группа, организация. Личность: социальная роль в организации (установки личности, уровень притязаний личности, восприятие ситуации), персональное развитие в организации (личностный потенциал, требования соц. роли, стимулирующее подкрепление, удовлетворенность трудом, моделирование поведения личности). Группа: формирование группового поведения (типы групп, формирование группы и ее основные характеристики, структура группы, сплоченность, потенциал группы и его результативность), коммуникативное поведение в организации (невербальное общение, вербальное общение), лидерство в организации (теория власти и влияния, теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, теория харизматического лидерства, теория социального научения, концепция заменителей лидерства), конфликты и управление поведением в конфликтных Ситуациях (конфликты и их причины, управление конфликтной ситуацией, правила поведения в условиях конфликта, стресс). Организация: анализ и конструирование организации (цели организации, модели организации, орг. структура, орг. культура, коммуникации, внешняя среда), мотивация и результативность (содержательны теории мотивации, процессуальные теории мотивации, оценка результатов труда и вознаграждение), стиль руководства и поведение организации (личность руководителя и тип организации, стиль руководства), изменения в организации и управление нововведениями (природа изменений в организации, управление нововведением), поведенческий маркетинг (стадии формирования поведенческого маркетинга, типы поведенческого маркетинга).
4. Понятие и признаки организации. Внешняя и внутренняя среда
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией понимают способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп; в узком - группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий. Признаки организации: определенная обособленность; наличие внутреннего центра организации; саморегулирование ее деятельности; организационная культура; наличие общих целей. Любая организация является социально-экономической системой и состоит из отдельных элементов (людей), которые взаимосвязаны. Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, её структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы.
Внешняя среда организации представляет собой основной источник поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации. Внешняя, или окружающая среда включает огромное количество компонентов, оказывающих на организацию разное по характеру, степени и периодичности влияние. В то время, как одни компоненты окружающей среды предоставляют организации возможности для развития, другие создают серьёзные препятствия её деятельности. В составе внешней среды выделяют экономическую, политическую, правовую, политическую, технологическую, социальную и другие составляющие.
МАРКЕТИНГ
1. Цели и функции маркетинга. Концепции маркетинга.
Маркетинг (“market” - рынок, перевод с английского) - это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия. Цели: формирование и стимулирование спроса; обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений; расширение объема продаж, рыночной доли и прибыли. Основными функциями маркетинга являются: 1.Аналитическая функция. 2.Производственная функция. 3.Сбытовая функция (функция продаж). 4.Функция управления, коммуникаций и контроля. Аналитическая функция включает следующие подфункции: изучение рынка, товара, потребителей; анализ внутренней и внешней среды предприятия. Производственная функция состоит из следующих подфункций: организация производства новых товаров и новых технологий, организация материально-технического обеспечения производства, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. Сбытовая функция - это организация системы сбыта и товародвижения, формирование спроса и стимулирование сбыта и организация сервиса. Функция управления, коммуникаций и контроля связана с созданием организационных структур управления, планированием, коммуникациями и организацией контроля.
Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства - потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. концепция совершенствования товара - потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. концепция интенсификации коммерческих усилий - потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. концепция маркетинга - залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. концепция социально-этичного маркетинга - задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
2. Маркетинговые исследования: цели, методы. Виды информации.
Маркетинговое исследование — это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Цели маркетинговых исследований: Поисковые цели — сбор информации для предварительной оценки проблемы и её структурирования; Описательные цели — описание выбранных явлений, объектов исследования и факторов, оказывающих воздействие на их состояние; Каузальные цели — проверка гипотезы о наличии некоторой причинно-следственной связи; Тестовые цели — отбор перспективных вариантов или оценка правильности принятых решений; Прогнозные цели — предсказание состояния объекта в будущем. Маркетинговые исследования основываются на научных методах и должны проводиться в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции, конфиденциальности и объективности. Нельзя рассматривать маркетинговые исследования на основе данных, полученных путем промышленного шпионажа или обмана. Классификация методов маркетинговых исследований: Количественные методы (дают ответ на вопросы «кто» и «сколько»). Предоставляют маркетологу точные числовые данные.Качественные методы (дают ответ на вопросы «как» и «почему»). Предоставляют возможность определить реальные мотивы покупки, потребности и взгляды потребителей. Предполагают открытые вопросы, поэтому результат получается весьма различный.Mix-методики соединяют в себе самые удачные составляющие всех методов. Hall-test – большая группа в 100-400 человек тестирует предложенный товар в специальном помещении и заполняет анкету; Home-test – аналогичен предыдущему, но тестирование происходит дома; Mystery Shopping – проводится оценка уровня обслуживания при помощи подставных клиентов.Основные методы маркетинговых исследований включают в себя ряд мелких подвидов:к количественным относят: личные и телефонные опросы, мониторинг;к качественным относят: фокус группы, экспертные и глубинные интервью, метод тайного покупателя./ Первичная информация - это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований.Достоинства первичной информации:- сбор в соответствии с точно поставленной целью;- известна и контролируема методология сбора;- результаты доступны для компании и могут ограждаться от конкурентов;- известна надежность.Недостатки:- большое время на сбор и обработку;- дороговизна;- сама фирма не всегда может собрать все необходимые данные. Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние. Достоинства вторичной информации: - дешевизна по сравнению с первичной информацией; - возможность сопоставления нескольких источников; - быстрота получения по сравнению со сбором первичной информации. Недостатки: - неполнота; - устареваемость; - иногда неизвестна методология сбора и обработки; -невозможность оценить достоверность.
3. Комплекс маркетинга (4Р)
Комплекс маркетинга (маркетинг-микс, маркетинговая смесь, концепция «4Р») — это совокупность инструментов, используемых в маркетинге для воздействия на потребительский спрос. Он включает в себя четыре основных элемента маркетинга. Комплекс маркетинга. Элемент I. Товар Элемент «товар» (англ. product) включает в себя следующие компоненты: Собственно товар — совокупность свойств товара, услуги или идеи, которые предлагаются для продажи. Товарный знак — символ фирмы или товара, позиционированный в сознании потребителей. В маркетинге это искусственно созданный стереотип восприятия товара, но никак не утвержденный в установленном законом порядке логотип. Упаковка — средство стимулирования покупателей и контрагентов. Услуги — преимущества или удобства, предлагаемые на продажу или предоставляемые в связи с продажей товара. Гарантия — степень соответствия товара своему назначению. Сервисное обслуживание — гарантийное обслуживание, удовлетворяющее потребителей. Комплекс маркетинга. Элемент II. ЦенаЭлемент «цена» (англ. price) включает в себя следующие компоненты: Ценообразование — деятельность, связанная с установлением цены на товар. Скидка — снижение запрашиваемой цены на товар с целью стимулирования продаж Комплекс маркетинга. Элемент III. Сбыт Элемент «сбыт», или «распределение» (англ. place), включает в себя два компонента: Каналы сбыта (товародвижения, распределения) — путь, который проходит товар от поставщика к конечному потребителю. Длина каналов определяется числом посредников на пути товара от поставщика к потребителю. Каналы сбыта обычно соответствуют отдельным сегментам потребительского рынка. Задача маркетинга заключается в подборе, организации и отслеживании эффективности (пропускной способности) каналов сбыта. Пример: пиво можно продавать на оптовых рынках, в специализированных отделах магазинов и через рестораны. Процесс сбыта — реальное движение товара от места производства к месту потребления. Сюда входят условия контракта: длительность (разовая сделка или долгосрочный контракт), доставка (самовывоз или транспорт поставщика), оплата (предоплата, отсрочка платежа, консигнация), размер партии, способ доставки (контейнер, почтовый вагон, автофургон, авиа) и т. д. Задача маркетинга заключается в оптимальном согласовании интересов всех участников каналов сбыта для достижения максимального экономического эффекта. Процесс сбыта обычно относят к сфере маркетинговой логистики. Комплекс маркетинга. Элемент IV. Коммуникации Элемент «коммуникации», или «продвижение» (англ. promotion), включает в себя следующие компоненты: Реклама — оплаченное продавцом неличное продвижение товара или услуги. К маркетингу относится не вся рекламная деятельность в целом, а только процесс рекламного продвижения товара на рынке. Личные (прямые) продажи — продажа товаров посредством личного общения между продавцом и покупателями. Как минимум это подразумевает уровень обслуживания покупателей (предоставление информации о свойствах и преимуществах товара и др.) Как максимум это то, что у нас не совсем верно называется сетевым маркетингом (пищевые добавки, косметика).. Пропаганда — деятельность, направленная на формирование благоприятного имиджа фирмы или товарной марки. Основное отличие пропаганды от рекламы в маркетинге заключается в том, что пропаганда направлена на продвижение имиджа фирмы, а реклама — на продвижение имиджа товара. В целом пропаганда (PR, паблисити, связи с общественностью) подразумевает использование приемов, не подпадающих под действие Закона РФ «О рекламе» (акции, пресс-конференции, спонсорство и т. п.) Стимулирование продаж — любая иная деятельность, направленная на стимулирование работы персонала и контрагентов. Сюда входят меры морального и материального стимулирования, повышающие заинтересованность участников системы товародвижения в результатах продаж. Это могут быть премии, бесплатные путевки и Доска почета для торгового персонала или конкурс на лучшего дилера» для контрагентов.
4. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ1. Базовые концепции финансового менеджментаФинансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях: 1). Концепция денежного потока предполагает идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без); - оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока; - выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; - оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета 2). Концепция временной ценности денежных ресурсов. Смысл которой состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемое к получению через некоторое время, не равноценны. Эта неравноценность определяется тремя основными причинами: А) Инфляцией Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы В) Оборачиваемостью 3). Концепция компромисса между риском и доходностью. Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска. 4). Концепция цены капитала обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке. Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия. 5). Концепция эффективности рынка капитала операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. 6). Концепция ассиметричности информации. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект. 7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли). 8). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу. 9) Концепция временной неограниченности функционирования хоз-щего субъекта.- смысл в том что предприятие возникнув однажды, будет существовать вечно. Эта концепция очень важна служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на фондовом рынке.2. Дивидендная политика организацииДивидендная политика — это политика организации в области использования прибыли, по которой определяется, в каком режиме организации следует выплачивать дивиденды акционерам: выплатить сразу в полном объеме или реинвестировать прибыль с целью получения с нее дохода с последующей выплатой дивидендов в большем размере. Дивиденд — это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям. Дивиденды являются вознаграждением акционерам за капитал, вложенный ими в организацию. Они начисляются и выплачиваются только по тем акциям, которые находятся в обращении, и не начисляются по акциям, выкупленным организацией и находящимся на ее балансе. Основные типы дивидендной политики 1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей организации. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплат неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности организации, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой при были инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Её преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовым результатами деятельности организации, позволяющей увеличивать размере дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. 4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. 5. Полити