Формирование, использование и распределение прибыли

Размер прибыли зависит от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

По видам хозяйственной деятельности различают прибыль от основной (иногда указывают — операционной) деятельности, от инвестиционной, от финансовой. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного года до выплаты процентов и налогов (брутто-результат), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.

Система показателей прибыли на предприятии

Прибыль от реализации продукции(Пр.п) — прибыль, получаемая предприятием в результате изготовления и продажи продукции собственного производства. Рассчитывается вычитанием из выручки от реализации продукции полной себестоимости.

Валовая прибыль (Пвал) рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и переменными расходами (полная себестоимость минус управленческие и коммерческие расходы).

Прибыль от продаж(Ппр) определяется как разность между выручкой и полными затратами, связанными с производством и продажей продукции.

Прибыль до налогообложения(Пдо нал) показывает финансовый результат, полученный от всех видов деятельности отчетный период и рассчитывается по формуле

Пдо нал = Пвал – Рк – Руп – Пу + Ду + Дпр – Рпр, (8.2)

где Рк — коммерческие расходы; Ру — управленческие расходы;

Пп — проценты к получению; Пу — проценты к уплате;

Ду — доходы от участия в других организациях;

Дпр — прочие доходы;

Рпр — прочие расходы.

К прочим доходам относятся доходы от операционной и внереализационной деятельности, а к прочим расходам — операционные и внереализационные расходы.

Чистая прибыль предприятия(Пч)является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение капитала предприятия. Для целей финансового учета чистая прибыль рассчитывается по формуле

Пч = Пдо нал – Н + ОНА – ОНО,

где Н — сумма налога на прибыль и других обязательных платежей;

ОНА — отложенные налоговые активы;

ОНО — отложенные налоговые обязательства.

Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.Под отложенным налоговым обязательствомпонимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде (в последующих отчетных периодах).

Распределение прибыли

В результате получения доходов от разных видов деятельности и возмещения расходов формируется финансовый результат предприятия. Для снижения рисков предприятия из прибыли формируются резервы, размер которых регулируется.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятии и самим предприятием.

Собственники (учредители) предприятия принимают решение о распределении прибыли, оставшейся после налогообложения. Часть чистой прибыли может быть выплачена учредителям (например, в акционерном обществе — как дивиденды акционерам). Оставшаяся после формирования резервов и выплаты собственникам прибыль накапливается (ее называют нераспределенной). Нераспределенная прибыль увеличивает собственный капитал предприятия.Выделяют два направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия:1) накопление — пополнение оборотных средств, приобретение нематериальных активов, инвестиционные программы (техническое перевооружение, реконструкция, строительство новых объектов, совершенствование техники, модернизация оборудования);2) потребление — социальные программы, материальное поощрение персонала и другие мероприятия, не увеличивающие имущества предприятия

Пути увеличения прибыли

Факторы, определяющие формирование прибыли, делят на внешние и внутренние.Внешние факторы связаны с экономической ситуацией в стране, уровнем инфляции, спецификой отдельных товаров (степенью концентрации и характером производственной деятельности).К внутренним факторам относят внутрифирменные факторы роста прибыли и источники формирования прибыли:· основная производственная деятельность и внереализационные доходы. Производственный фактор влияет на прибыль также через экономию на масштабах производства;· внедрение инноваций. Характеризуется долей продаж новых товаров в товарообороте, числом выданных патентов;· управление риском.Факторами роста прибыли выступают: ценовые факторы, т.е. уровень цен на продукцию, заготовки, материалы, труд, полуфабрикаты; объем производства продукции, выполнения работ, услуг; ассортимент выпускаемой продукции; себестоимость продукции; качество выпускаемой продукции.

Наши рекомендации