Билет 2 (4) Составные части ГПМ

Кран грузоподъёмный — общее название для подкласса грузоподъёмных машин, предназначенных для пространственного перемещения грузов, временное зацепление которых осуществляется с применением различных грузозахватных приспособлений: крюковых подвесок, грузозахватных органов специального конструктивного исполнения[1][2][3].

Конструкция подъёмного крана включает в себя:

· металлоконструкцию, составляющую основу крана. По сути, все, что мы видим в кране, относится к металлоконструкции — пролёты, опоры, стрелы и т. д. Металлоконструкции бывают коробчатого (на большинстве автокранов и мостовых кранов) и решётчатого сечения (в основном башенныe кpaны). В зависимости от этого меняются условия эксплуатации и надзора, способ производства и расчёты при проектировании. у каждого из этих видов имеются как плюсы, так и минусы. Применение конкретного типа выбирается согласно техническим, технологическим и другим требованиям. Следует отметить, что в принципе эти два вида взаимозаменяемы, но следует оценивать и адекватность их применения к условиям эксплуатации и задачам.

· механизм подъёма груза, состоящий из гибкого подъёмного органа (стального каната или цепи), \

· грузозахватного устройства (крюк, петля, грейфер и т. д.) и грузовой лебёдки.

· Для обеспечения безопасности в работе грузоподъёмный механизм оснащается различными ограничителями (грузоподъёмности, грузового момента, хода грузозахватного органа);

· грузозахватный орган, может быть не автоматического действия (крюк, петля) или автоматического действия (электромагнит, пневматический присос, спредер и др.).

· может быть оснащен механизмами передвижения грузовой тележки, изменения вылета стрелы, вращения несущего элемента вокруг опоры, и т. д. Краны-штабелёры оснащаются механизмом вращения колонны.

· ограничителями грузоподъемности или грузового момента, которые также могут иметь регистратор параметров для сбора информации о поднимаемых грузах.

· По типу опоры краны делятся на: опорные, подвесные,пневмоколесные,автомобильные,рельсовые,железнодорожные,тракторные,краны на гусеничном ходу, краны на колёсном ходу, краны на специальном шасси.

· На кране КС-3562А установлены следующие приборы безопасности: ограничитель грузоподъемности; указатель грузоподъемности; ограничитель подъема крюка; ограничитель вылета (вылета стрелы); указатель наклона крана; сигнализаторАСОН-1, звуковой сигнал.

Б.1(2) Требования, предъявляемые к грузозахватным приспособлениям. Периодичность осмотра.

Съемные грузозахватные приспособления относятся к разряду наиболее ответственных устройств, на которые распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Ростехнадзора.

Изготовление и ремонт съемных грузозахватных приспособлений производится специализированными предприятиями в соответствии с нормативными документами, техническими условиями и технологическими картами.

Грузозахватные приспособления после изготовления и ремонта испытываются нагрузкой на 25% выше их паспортной грузоподъемности. Все грузозахватные приспособления, находящиеся в эксплуатации, должны иметь паспорт и клеймо или прочно прикрепленную металлическую бирку, с указанием: номера, грузоподъемности и даты испытания (месяц, год).

Съемные грузозахватные приспособления должны содержаться в исправном состоянии и обеспечивать безопасные условия работы путем организации необходимого осмотра, ремонта, надзора и обслуживания, согласно требованиям правил безопасности.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений должен проводиться в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации стропов, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные признаки, а так же методы устранения обнаруженных дефектов.

Для осмотра стропов, находящихся в эксплуатации, начальник структурного подразделения из числа ИТР подразделения должен назначить приказом ответственного по надзору за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, съемных грузозахватных приспособлений и стропов.

Лицо, ответственное за контроль состояния стропов, должно быть обучено и аттестовано в установленном порядке.

Согласно требованиям правил безопасности, стропальщики должны производить осмотр съемных грузозахватных приспособлений перед их применением, а ИТР и лица, ответственные за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, должны производить их осмотр с записью в журнале учета и осмотра, в следующие сроки:

- стропы и мягкие полотенца - каждые 10 дней:

- траверсы, захваты и тара - каждый месяц;

- редко используемые грузозахватные приспособления - перед выдачей их в работу.

При осмотре съемных грузозахватных приспособлений необходимо обращать внимание на состояние канатов, крюков, замыкающих устройств, карабинов и места их крепления, на сварные соединения, на состояние рабочих поверхностей, при этом, для оценки безопасности их использования, необходимо применять установленные правилами определенные критерии браковки.

При эксплуатации стропов запрещается:

- эксплуатация стропов, гибкие элементы, звенья и захватные органы которых достигли браковочного признака хотя бы по одному показателю;

- подъем и перемещение грузов с отклонением гибкого элемента стропа от плоскости захватного органа стропа, создающим боковой изгиб захватного органа;

- зацеп груза за рог крюка стропа;

- завязывать гибкие элементы стропа узлами;

- эксплуатация стропов, не имеющих маркировочные бирки;

- эксплуатация одно и многоветвевых стропов, не имеющих паспорта;

- эксплуатация стропов, с крюками у которых изготовителем предусмотрены предохранительные замки, без предохранительных замков.

Стропы грузовые ремонту не подлежат.

Наши рекомендации