Межфункциональная APQP-команда
Для проведения APQP-процесса (для данного а/к) на предприятии должна быть создана межфункциональная APQP-команда.
APQP-команда должна иметь в своем составе представителей служб, которые существенным образом влияют на выполнение всего APQP-процесса
(как правило, служб маркетинга, проектирования, производства, управления качеством, управления закупками, служб продаж и сервиса и др.).
При необходимости в состав APQP-команды могут приглашаться опытные специалисты из других организаций. За каждым участником APQP-команды
закрепляются ответственность и полномочия в отношении определенных работ.
В APQP-команде должен быть определен лидер, которым может быть любой из членов команды, признаваемый остальными. В зависимости от
решаемых задач по этапам APQP-процесса может проводиться ротация лидера.
Целью APQP-команды является планирование и координация всех действий по выполнению APQP-процесса для гарантированного обеспечения качества
будущей серийной продукции.
APQP-команда, как минимум, должна:
- выявить интересы и ожидания потребителя (рекомендуется использовать метод QFD)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!;
- определить свои области деятельности и закрепить роли и ответственности по областям деятельности между своими членами (рекомендуемая форма –
матрица ответственности);
- определить дисциплины и конкретных работников и/или субподрядчиков, которых нужно привлекать к работам;
- вовлечь потребителей и ключевых поставщиков в работу APQP-команды;
- определить затраты, сроки и другие ограничения;
- оценить осуществимость поставленных требований и предлагаемых организационно-технических решений;
- определить процессы и методы документирования.
4.8. Календарный план APQP-процесса
Первой задачей APQP-команды после организационных действий следует считать разработку календарного плана на основе типового временного
графика APQP-процесса (4.6). В плане указывают все необходимые мероприятия, сроки и необходимые ресурсы. Планируемые сроки, отражаемые в плане, выбирают, исходя из требуемых сроков и ожиданий потребителя, а также с учетом типа а/к и его сложности. Желательно, чтобы все члены команды были согласны с каждым сроком, действием и выделенными ресурсами. План может содержать задачи, этапы и/или другие события. На основании плана APQP-команда имеет возможность прослеживать исполнение этапов и планировать совещания. Каждый этап должен иметь плановые даты «начала» и «окончания» и записи фактических сроков выполнения.
Документирование информации о состоянии дел помогает проводить мониторинг и фокусировать внимание на позициях, требующих специальных усилий.
APQP-команда отвечает за соответствие календарного плана планам потребителя. Календарный план рекомендуется согласовывать с потребителем.
Основные элементы APQP-процесса
APQP-процесс включает в себя 19 обязательных основных элементов:
1) FMEA-конструкции;
2) план верификации конструкции и отчет;
3) план управления для опытного образца;
4) изготовление опытного образца;
5) чертежи и технические требования;
6) заключение APQP-команды об осуществимости;
7) карту потока процесса;
8) FMEA-процесс;
9) план управления для установочной серии;
10) изготовление установочной серии;
11) инструкции для операторов технологических процессов;
12) план управления для серийного производства;
13) отчеты о проведении анализа проекта/производства;
14) оснастку, оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы;
15) предварительное изучение возможностей процесса (по установочной серии);
16) анализ измерительных систем;
17) требования к упаковке;
18) аттестацию (валидацию) производства;
19) одобрение производства а/к, представление потребителю заявки о согласовании производства а/к (PSW-заявка).
Ряд новых элементов, вводимых APQP-процессом и перечисленных выше, описан в 4.9.1 - 4.9.3.
Методология FMEA должна применяться на этапах II и III APQP-процесса (см. 4.5) при разработке конструкции (FMEA-конструкции)
и технологии производства (FMEA-процесса). Эта методология описана в ГОСТ Р 51814.2; она позволяет избежать ошибок и потерь при проектировании
конструкции и технологии производства а/к.
Планы управления
Значительную поддержку предотвращению дефектности дают планы управления, которые разрабатывают на трех стадиях: для опытного образца, установочной серии и серийного производства.
План управления - документированное описание систем и процессов, необходимых для управления продукцией.
План управления содержит описание технологии формирования определенного перечня показателей качества (обычно в виде таблицы). В перечень входят показатели, указанные потребителем, ключевые показатели и выбираемые самим поставщиком важные для него показатели.
По получаемым результатам и проводимому анализу APQP-команда должна модифицировать планы управления, чтобы продукция соответствовала ожиданиям потребителей.
Методология работы с планами управления изложена в приложении А
Карта потока процесса
Большую помощь в понимании работы процесса изготовления а/к оказывает визуальное отображение этого процесса изготовления в виде карты потока процесса. Она представляет собой схему, на которой отдельные технологические операции, операции контроля и другие изображены в виде условных знаков, связанных в последовательности, соответствующей запланированному ходу технологического процесса.
Знаки, которые используют для карты потока процесса, выбирает сам поставщик, но они должны быть приведены с расшифровкой в нижней части карты. Поставщику рекомендуется выбрать не более 7 - 10 таких знаков-символов и стандартизировать их.
Преимущества, которые дает карта потока процесса:
- наглядность изображения хода процесса изготовления а/к;
- быстрое понимание процесса изготовления а/к новыми людьми;
- удобство для анализа процесса в целом;
- удобство для выявления ключевых процессов;
- быстрое определение возможных мест и причин возникновения дефектов.
Карту потока процесса дополняют детальным описанием технологических операций в виде инструкций для операторов. План управления и карта потока процесса должны быть согласованы между собой.
Карту потока процесса рассматривает FMEA-команда для целей анализа и улучшения процесса изготовления а/к.
4.9.4. Потребитель может потребовать, чтобы поставщик применял в APQP-процессе также и другие элементы, не указанные в 4.9.
Рекомендации по выполнению APQP-процесса