IV. Определение факторов рисков для каждого рабочего места.

Создание визуализированных карт факторов рисков по охране труда

Для организации работы по определению факторов рисков по охране труда для каждого рабочего места и создания визуализированных карт факторов рисков для каждого рабочего места в эксплуатационных локомотивных депо формируется рабочая группа под председательством главного инженера (или лица его замещающего). В состав рабочей группы входят: специалист по охране труда, руководители подразделений.

Визуализированные карты на каждое рабочее место разрабатываются для информирования работников о возможных факторах рисков на рабочих местах и способах защиты от возможного получения травмы (Приложение № 7).

В визуализированных картах условными обозначения указываются факторы рисков по охране труда и необходимые меры защиты.

Для составления визуализированной карты на первом этапе производится сбор данных по всем имеющимся опасностям, которые могут привести к травмированию работника на его рабочем месте. При этом рекомендуется использовать имеющиеся на предприятии данные о ранее допущенных травмах и микротравмах, а также результаты аттестации рабочего места или специальной оценки условий труда. По результатам анализа собранных данных проводится оценка факторов рисков по охране труда для каждого рабочего места. Для проведения оценки используют бланк расчета факторов рисков (Приложение № 8).

В столбце 1 бланка расчета рисков записывается номер анализируемого фактора (риска) по порядку;

В столбце 2 дается описание опасности, которая может спровоцировать возникновение риска;

В столбце 3 кратко излагаются суть проявления риска конкретного опасного производственного фактора, т.е. что может произойти (чем рискует работник) при попадании под воздействие опасного производственного фактора;

В столбце 4, согласно таблице № 3, записываем серьезность (величину) тяжести травмы, которую может вызвать опасный производственный фактор;

Таблица № 3

Величина тяжести травмы Характеристика уровня травмирования
20 (тяжелая) Смерть, травмирование или заболевание, ведущее к постоянной нетрудоспособности.
10 (средняя) Травмирование, профессиональное заболевание, вызывающее остановку в работе, временную нетрудоспособность.
6 (легкая) Травмирование, влекущее медицинское вмешательство.
2 (не приводящая к вреду здоровья) Несерьезные травмы, не вредящие ходу работы и здоровью.


В столбце 5, согласно таблице № 4, записываем величину вероятности получения травмы, которая может вызвать анализируемый опасный производственный фактор.

Таблица № 4

Вероятность воздействия
Число работников, подвергшихся воздействию опасного производственного фактора 1 раз в день Несколько раз в день(<10) Много раз в день (>10)
До 3-х
От 4 до 9
Свыше 10

Для малодеятельных участков (с численностью работников от 1 до 3 с отсутствием руководителя) «вероятность воздействия» к учету не принимается, а класс риска присваивается по соответствующим цветам тяжести травмы.

В столбце 6 рассчитываем уровень риска получения травмы. Для этого перемножаем значения 4-го и 5-го столбцов.

В столбце 7, согласно таблице № 5, определяем класс риска, взяв за основу числовое значение, полученное в 6-ом столбце.

Таблица № 5

А – недопустимые риски >100
В – сильные риски от 40 до 99
С – средние риски от 20 до 39
Д – допустимые риски <20

В столбце 8-ом фиксируем существующие средства предотвращения опасности.

Определение коэффициентов предотвращения опасности и разработка мер по улучшению условий труда

В 9-ом столбце определяют существующий коэффициент предотвращения опасности. Значение коэффициенту присваивается исходя из таблицы № 6:

Таблица № 6

Значение коэффициента Характеристика
0,05 Защитные факторы хорошие
0,3 Защитные факторы средние
0,7 Защитные факторы почти отсутствуют, требуется разработка мероприятий по устранению рисков
Защитные факторы отсутствуют

В 10-ом столбце рассчитываем новый уровень риска (предыдущий уровень риска, рассчитанный в столбце 6, умножаем на значение коэффициента из столбца 9).

В 11 столбце определяем новый класс риска (A, B, C, D).

В 12 столбце указываются возможные улучшения по предотвращению анализируемой опасной ситуации.

Типовые визуализированные карты для отдельных профессий приведены в приложении № 9. Аналогично разрабатываются визуализированные карты с учетом специфики и штатного расписания эксплуатационного локомотивного депо.

Работодатель обязан ознакомить с визуализированными картами факторов риска всех причастных работников под роспись и обеспечить доступность ознакомления с картами каждого работника.

__________________

Приложение 1

к Методике КСОТ-П

Форма визуализированной информации «КСОТ-П»

IV. Определение факторов рисков для каждого рабочего места. - student2.ru

Обозначение ячеек индикатора «КСОТ-П» осуществляется в

следующем порядке:

IV. Определение факторов рисков для каждого рабочего места. - student2.ru

- при круглосуточном режиме работы;

- при ежедневном режиме работы

- выходной день, отсутствие работника

бригады в данный день

(формат листа А4)

Приложение 2

к Методике КСОТ-П

Ведомость несоответствий

Дата, время проверки ФИО лица, выявившего нарушение Выявленное нарушение ФИО нарушителя Принятые оперативные меры Отметка о выполнении
           
           
           
           

Приложение № 3

к Методике КСОТ-П

Пример контрольного листа по охране труда № 1 для проведения ежемесячного контроля за состоянием охраны труда

(для цеха эксплуатации)

Наименование структурного подразделения_____________________________ Наименование подразделения/колонны_____________________________

Должность проверяющего____________________________________________ ФИО проверяющего _______________________________________________

Дата составления контрольного листа «_____» _______________ 20___ г.

№ п/п Оценочный фактор Соответствие требованиям охраны труда (ДА/НЕТ) Выявленные несоответствия (заполняется при наличии несоответствий) Срок исполнения и ответственный Принятые меры по устранению несоответствий Отметка о выполнении
Проведение инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда
1. Прохождение работниками инструктажей по охране труда.          
2. Наличие удостоверений по охране труда и электробезопасности, соблюдение сроков проверки знаний.          
Содержание рабочих мест и оборудования (в т.ч. на локомотивах)
3. Содержание кабин подвижного состава: исправность кресел машиниста и помощника машиниста, исправность зеркал обратного вида, осветительного оборудования и защитных плафонов, устройств кондиционирования и вентиляции и т.д.          
4. Наличие и исправность блокирующих устройств, заземлений, ограждений узлов и оборудования.          
5. Наличие исправного инструмента, сигнальных принадлежностей, пожарного инвентаря, а так же защитных средств в необходимом количестве. В случае нахождения инструмента, сигнальных принадлежностей и СИЗ в специальных опломбированных ящиках проверять наличие и целостность пломб на ящиках.          
6. Исправность, надежность крепления и чистота обходных площадок, ступеней, лестниц, поручней, креплений щитков пола.          
7. Наличие и исправность ручных аккумуляторных фонарей и переносных светильников.          
8. Наличие и исправность первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики.          
9. Наличие предупреждающих и предписывающих знаков безопасности и надписей.          
10. Наличие аптечек, соответствие ее содержания требованиям.          
11. Уровень освещения на рабочих местах и маршрутах служебного прохода.          
Соблюдение работниками мер безопасности
12. Применение средств индивидуальной защиты.          
13. Соблюдение требований охраны труда при нахождении на ж.д. путях.          
14. Соблюдение требований безопасности при выполнении маневровой работы.          
15. Соблюдение требований охраны труда при спуске из кабины.          
16. Соблюдение требований охраны труда при продувке тормозной магистрали.          
17. Соблюдение требований охраны труда при отправлении ПС.          
18. Соблюдение требований охраны труда в пути следования.          
19. Соблюдение требований охраны труда при производстве ТО.          
20. Соблюдение требований охраны труда при обслуживании электрооборудования локомотива.          
21. Соблюдение требований охраны труда при осмотре локомотива.          

Контрольный лист для устранения несоответствий получил «___» _________________г.

Руководитель подразделения _________________________________________________

Подпись проверяющего ______________________________________________________

Приложение № 4

к Методике КСОТ-П

Пример контрольного листа по охране труда № 1 для проведения ежемесячного контроля за состоянием охраны труда

(для хозяйственно-ремонтного участка)

Наименование структурного подразделения_____________________________ Наименование производственного участка______________________

Должность проверяющего____________________________________________ ФИО проверяющего _________________________________________

Дата составления контрольного листа «_____» _______________ 20___ г.

№ п/п Оценочный фактор Соответствие требованиям охраны труда (ДА/НЕТ) Выявленные несоответствия (заполняется при наличии несоответствий) Срок исполнения и ответственный Принятые меры по устранению несоответствий Отметка о выполнении
Проведение инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда
1. Прохождение работниками инструктажей по охране труда.          
2. Наличие удостоверений по охране труда, электробезопасности и на право производства работ, соблюдение сроков проверки знаний.          
Содержание рабочих мест и оборудования
3. Содержание рабочего места и технологических проходов.          
4. Уровень освещения на рабочих местах и маршрутах служебного прохода.          
5. Состояние инструмента (наличие в соответствии с потребностью, наличие перечней инструмента, учет).          
6. Содержание электрооборудования, наличие средств защиты, наличие утвержденных однолинейных схем электропитания, соответствие их действующим устройствам, своевременная выверка и проверка на соответствие.          
7. Наличие предупреждающих и предписывающих знаков безопасности и надписей.          
8. Наличие аптечек (соответствие ее содержания требованиям), первичных средств пожаротушения, наличие инструкций по охране труда, ознакомление с ними работников.          
Соблюдение работниками мер безопасности
9. Соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании автотранспорта.          
10. Соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании оборудования.          
11. Наличие и применение средств индивидуальной защиты.          
12. Соблюдение требований охраны труда при нахождении на ж.д. путях.          
13. Соблюдение требований безопасности/технологического процесса при выполнении работ.          

Контрольный лист для устранения несоответствий получил «___» ________ г.

Руководитель участка _______________________________________________

Подпись проверяющего _____________________________________________

Приложение № 5

к Методике КСОТ-П

Пример контрольного листа по охране труда № 2 для проведения ежеквартального контроля

Наши рекомендации