Экономический потенциал таможенной территории

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

Экономический потенциал таможенной территории

России

Содержание
Экономический потенциал таможенной территории: понятие, структура, методы оценки  
Экономическая интеграция: сущность и этапы  
Мировые таможенные союзы.  
Экономическое и таможенное сотрудничество стран СНГ.  
Экономический потенциал административно-территориального деление таможенной территории России  
Природно-ресурсный потенциал таможенной территории России  
Трудовой потенциал таможенной территории России  
Производственный потенциал таможенной территории России  
Экономический потенциал региональной политики России  

Лекция 1. Экономический потенциал таможенной территории: понятие, структура, методы оценки

Понятие таможенной территории.

Экономический потенциал и его структура.

Методы оценки экономического потенциала

Методы оценки экономического потенциала

Сложность оценки экономического потенциала состоит в том, что он не имеет четких количественных критериев и инструментов измерения, изменяется в пространстве и времени.

О величине экономического потенциала приближенно можно судить по величинам объемных показателей (валового внутреннего продукта, валового национального дохода, национального богатства) и относительных показателей.

В настоящее время актуальным становится понятие социально-экономический потенциал (СЭП), итогом развития которого выступает, прежде всего, рост уровня благосостояния населения. Именно в этом аспекте можно говорить и о степени эффективности использования СЭП.

ООН выделяет две составляющие благосостояния: уровень жизни (уровень потребления) и качество жизни, в которые входят такие показатели, как здоровье населения, уровень образования, качество окружающей среды, уровень социальной напряженности.

Экономический потенциал территории (ЭПТ) – это «экономическая» сумма составляющих его потенциалов:

ЭПТ = ∑ П.

Таблица 1 - Индикаторы экономического потенциала территории

Потенциал Индикаторы
Геополитический Административно-территориальное деление
Экономико-географическое положение
Плотность экономической деятельности на единицу территории
Природно-ресурсный Минерально-сырьевая база
Охрана окружающей среды
Трудовой Демографическая ситуация
Рынок труда
Доходы и расходы населения
Величина прожиточного минимума
Производственный Региональный продукт (ВРП)
Промышленный комплекс
Агропромышленный комплекс
Малое предпринимательство
Транспортный Железнодорожный транспорт
Автомобильный транспорт
Водный транспорт
Трубопроводный транспорт
Инвестиционный Государственные финансы
Финансы организаций
Банковская сфера
Инвестиции в основной капитал
Социальная сфера Жилищные условия
Медицинское обслуживание
Образование
Розничная торговля
Услуги населению


Всестороннее рассмотрение потенциала территории, включающее его временные и пространственные параметры, структурный состав, количественные и качественные оценки, условия и механизмы реализации, позволяет выявить современное состояние и разработать стратегию развития территории.

Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечить эффективное развитие регионов в рыночных условиях.

Лекция 2 Экономическая интеграция: сущность и этапы

Сущность экономической интеграции.

Этапы экономической интеграции.

Теории таможенного союза.

Теории таможенного союза.

Лекция 3. Мировые таможенные союзы

Экономические и таможенные союзы Америки.

Экономические и таможенные союзы Африки.

Европейская экономическая зона.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива

Лекция 4 Экономическое и таможенное сотрудничество стран СНГ. История и современность

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Образование СНГ.

Таможенная зона в рамках Союзного государства России и Белоруссии.

ЕврАзЭС. Основные цели и задачи сообщества.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

Предпосылки создания и основные этапы формирования ЕЭП в рамках ЕврАзЭС.

Таможенный союз ЕАЭС.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Образование СНГ.

Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал всем критериям современного регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали:

- зона свободной торговли;

- таможенный союз;

- единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, был единый рынок, наднациональные органы управления, единая макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, единая валюта.

Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом — от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. При этом экономика СССР не была примитивной, по структуре производимой продукции она соответствовала уровню развитых стран, в том числе по показателям доли обрабатывающей промышленности, включая машиностроение и производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Это, разумеется, не означает однородности тогдашнего экономического пространства. Но оно было единым — как с точки зрения правовых норм и функционировавших организационно-хозяйственных форм, так и всех других экономических институтов: цен, стандартов, квалификационных требований, процедур планирования и правил принятия решений. Это единство поддерживалось специализацией и кооперацией производства — ни одна из союзных республик, включая РСФСР, не была самодостаточной — производимая продукция изготавливалась с использованием сырья и комплектующих, поставляемых из других республик.

Распад СССР повлек за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными локализовать у себя весь производственный цикл — от разработки до серийного выпуска готовых изделий. Резкое свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение обмена квалифицированными кадрами обескровило многие промышленные и предприятия и лишило их возможностей сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии. Выжить удалось в основном примитивным видам деятельности, не обремененным сложными кооперационными связями. По различным оценкам из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны. При этом наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и других высокотехнологических отраслей экономики, в которых в общем научно -производственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций.

Важность сохранения единого экономического пространства всегда осознавалась хозяйственниками и руководителями советских республик. Поэтому 8 декабря 1991 года был подписан документ, состоявший из Преамбулы и 14 статей. В нем констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Основными целями организации являются:

- сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

- обеспечение прав и свобод человека;

- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

- взаимная правовая помощь;

- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

- обеспечение прав и основных свобод человека;

- координация внешнеполитической деятельности;

- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

- сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

- охрана здоровья и окружающей среды;

- вопросы социальной и миграционной политики;

- борьба с организованной преступностью;

- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ

Сразу же после создания СНГ, в течение 1992-93 годов все 12 стран(бывших участниц СССР) подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле, которые провозгласили на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями. В 1993-94 годах были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер могли привести к созданию на территории всех стран членов СНГ Таможенного союза.

Экономическое сотрудничество с входящими в Содружество странами развивалось весьма неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 годах) оказали различия в стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ. В этот период в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья. В результате суммарный ВВП стран Содружества в этот период уменьшился почти в два раза. Товарооборот России с этими государствами уменьшился более чем в 6 раз, составив в 1994 году (по данным ГТК России) 24,4 млрд. долларов. Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 годах меры по активизации интеграционных процессов, связанные с началом формирования более свободных режимов торговли стран СНГ, создание Союзного государства и Таможенного союза, а также восстановлением и развитием отдельных производственно-технологических связей, позволили обеспечить некоторую стабилизацию в экономических отношениях со странами СНГ. Товарооборот России с этими государствами в 1997 году составил 30,9 млрд. долларов или вырос по сравнению с 1994 годом на 26,6 процентов. Однако, финансовый кризис в России в 1998 г. сказался и на развитии отношений со странами СНГ, взаимная торговля с которыми сократилась в 1999 году до 19 млрд. долларов или на 38% к уровню 1997 года.

На развитии сотрудничества России со странами СНГ в период 2000-2002 годов положительное влияние оказала стабилизация экономической ситуации в странах СНГ и благоприятная конъюнктура мирового рынка, на энергоносители. Последовавший в 2000 году значительный рост товарооборота с этими государствами до 25,4 млрд. долларов (почти на 34%) сменился в дальнейшем его стабилизацией примерно на том же уровне. Товарооборот России со странами СНГ в 2004 году составил 46,1 млрд. долларов, в том числе экспорт из России 29,4 млрд. долларов и импорт в Россию 17,7 млрд. долларов. Положительное сальдо России в торговле со странами СНГ достигло 11,6 млрд. долларов или выросло по сравнению с 2001 годом в 1,6 раза.

Однако, заполнив образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно успешно решив задачу "цивилизованного развода" бывших советских Республик, СНГ так и не смогло стать эффективно действующим региональным интеграционным объединением. В экономической сфере дальше режима свободной торговли с изъятиями и ограничениями продвинуться не удалось.

В настоящее время СНГ, несмотря на ряд попыток его кардинального реформирования, по прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной плохо управляемой бюрократической структурой.

Таможенный союз ЕАЭС

С 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза. Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) было упразднено.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС (ТС ЕАЭС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время являются члены ЕАЭС:

- Республика Армения (с 10 октября 2014 года. Вступило в силу: 2 января 2015 года);

- Республика Беларусь (с 6 июля 2010 года);

- Республика Казахстан (с 1 июля 2010 года);

- Кыргызская Республика (с 8 мая 2015 года. Вступило в силу: 12 августа 2015 года);

- Российская Федерация (с 1 июля 2010 года)

.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

· Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;

· Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

· На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;

· Казахстан получает – 7,11%;

· Беларусь – 4,55%;

· Кыргызстан – 1,9%;

· Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Миграции населения

Занятость населения

Размещение населения

Миграции населения

Механическое движение населения (миграция) может быть как внешней (эмиграция и иммиграция), так и внутренней (внутрирегиональная и межрегиональная). Кроме того, различают маятниковую миграцию – ежедневное движение населения на работу или для удовлетворения социальных потребностей.

При анализе миграционных процессов могут быть использованы следующие количественные показатели:

- масштабы миграции (миграционный оборот) – количество прибывших и выбывших в район за определенный промежуток времени (год). Разность между числом прибывших и выбывших называется сальдо миграции. Оно может быть положительным и отрицательным. Набольшее положительное сальдо миграции при значительных масштабах миграции свидетельствует о сильной текучести кадров, слабой приживаемости на новом месте, то есть низкой эффективности миграции;

- эффективность миграции рассчитывается как отношение сальдо миграции к количеству прибывших (в %):

Экономический потенциал таможенной территории - student2.ru

С - сальдо миграции;

К- количество прибывших;

Э - эффективность миграции.

- интенсивность миграции измеряется коэффициентом интенсивности, который характеризует отношение размера миграции к общей численности населения на рассматриваемой территории.

Экономический потенциал таможенной территории - student2.ru

Kig –коэффициент интенсивности миграции;

Vig - миграционные потоки из i - территории в g - ю;

S, - численность населения i - й территории.

Данные коэффициенты позволяют оценить интенсивность миграции для отдельных территорий и являются мерой, пригодной для сопоставления миграций во времени и пространстве.

Миграции – это переселения, перемещения людей между населенными пунктами. В современном обществе степень подвижности людей (доля участвующих в миграциях) постоянно увеличивается. Соответственно по росту подвижности населения можно судить об общем уровне развития страны. Чем больше мигрантов, тем больше в обществе активных самостоятельных людей, быстро адаптирующихся к нововведениям и изменению внешних условий своей жизни. В отличие от этого в традиционных обществах жители очень редко покидали пределы тех населенных пунктов, в которых родились, стараясь жить в соответствии с вековыми традициями. Любые нововведения в таких однородных обществах внедрялись с большим трудом. Зато ими было проще управлять, чем современным обществом, состоящим из большого количества социальных групп и отдельных индивидов, осознающих и отстаивающих свои интересы.

Миграции влияют на изменение численности населения той или иной территории не только прямым способом, но и косвенно. Так как переселения на постоянное место жительства обычно совершаются в молодом возрасте, в районах притока населения формируется молодая возрастная структура, что ведет к увеличению рождаемости и уменьшению смертности. То есть население быстро растет не только за счет миграций, но и за счет высокого естественного прироста. Наоборот, в районах оттока формируется старая возрастная структура населения. С течением времени смертность становится больше рождаемости, и население уменьшается не только за счет оттока, но и за счет естественной убыли.

Миграции влияют также на однородность национального (этнического) состава населения той или иной территории. В районах длительного оттока населения этнический состав, как правило, однородный. Подавляющее большинство жителей являются местными уроженцами. Они с недоверием относятся к приезжим, особенно если они другой национальности. Межнациональные контакты и обмен культурами в таких районах крайне затруднены. Наоборот, в районах притока населения большинство жителей являются приезжими и относятся они зачастую к самым различным этносам. Культурное и межнациональное взаимодействие (в том числе межэтнические браки, адаптация к обычаям других народов) происходит сравнительно легко.

Экономическое значение миграций заключается в перераспределении трудовых ресурсов между районами страны или различными государствами. При этом обычно происходит движение населения из районов староосвоенных в районы нового освоения, где не хватает рабочих рук, а также из государств с избытком трудовых ресурсов в те государства, где их не хватает. Но в периоды экономических кризисов, когда сложившиеся территориальные пропорции хозяйства нарушаются, возможны и обратные потоки мигрантов из районов нового освоения или стран, принимавших переселенцев. В первую очередь начинают возвращаться недавние мигранты, не укоренившиеся на новом месте.

Существует несколько классификаций миграций, важнейшими из которых являются три.

Во-первых, все миграции делятся на внутренние - в пределах одной страны и внешние – перемещение людей между странами. Внешние миграции, в свою очередь, делятся на эмиграцию (выезд из страны) и иммиграцию (въезд в страну). Внешние миграции сыграли решающее значение в формировании населения некоторых современных государств (США, Канады и др.). Но в большинстве стран мира основное значение имеют внутренние миграции.

Во-вторых, все миграции делятся на безвозвратные (переселение на постоянное место жительства в другой населенный пункт) и возвратные, когда изменение места постоянного жительства не происходит. Возвратные миграции могут быть сезонными (чаще всего они связаны с сезонными сельскохозяйственными работами), маятниковыми (люди живут и работают в разных населенных пунктах, совершая ежедневные поездки) и нерегулярными (в отпуск, в командировку и т.п.). В прошлом главное значение имели безвозвратные переселения, оказавшие решающее влияние на заселение человеком Земли. В современном обществе главными являются возвратные миграции.

В-третьих, все миграции делятся на добровольные и вынужденные. Добровольные миграции совершаются по каким-то конкретным причинам и могут быть трудовыми (с целью трудоустройства), рекреационными (на отдых), культурно-бытовыми (за покупками, услугами) и др. Вынужденные мигранты делятся на беженцев (которые не могут оставаться на прежнем месте из-за угрозы жизни, здоровью и благосостоянию) и депортантов (которых переселяют насильственно). В идеале все миграции должны быть только добровольными, но на практике достижение этого в обозримом будущем невозможно.

На территории России внутренние миграции практически всегда были более масштабными, чем внешние. Документально подтвержденными являются лишь три периода интенсивных внешних миграций.

1. Конец ХVШ в. - начало XIX в., когда на территорию Российской империи шла активная иммиграция жителей западноевропейских стран. В основном переселялись немцы, но также французы, датчане, голландцы и др. Россия тогда приглашала всех желающих для освоения пустующих земель на юге и востоке страны. Основная масса приехавших расселилась в Нижнем Поволжье. Всего приехало более 2 млн человек, что являлось значительной цифрой для населения страны в то время.

2. Конец XIX в. - начало ХХ в., когда Россия являлась страной активной эмиграции. В начале периода из России уезжало в основном сельское население из перенаселенных районов центральной части страны (территория современных Центрально-Черноземного, Центрального районов), но не только по экономическим причинам (нехватка земли), то также по национальным и религиозным - уезжали евреи и старообрядцы. Мигранты ехали преимущественно в США и Канаду, которые в этот период приглашали всех желающих для освоения своих пустующих земель. В конце периода (после начала Первой мировой войны и особенно после событий 1917 г.) страну покидали в основном представители буржуазии, дворянства, духовенства, интеллигенции, которых нс устраивала новая власть. Они направлялись прежде всего в западноевропейские страны. Всего за этот период Россию покинуло более 10 млн человек.

3. Современный период, начавшийся с середины 80-х годов. Территорию России покинули многие представители тех этносов, которые имеют собственные государства - евреи, немцы, греки, а затем (после распада СССР) и представители народов новых независимых государств - казахи, узбеки, молдаване и др. Миграционные потоки направились в соответствующие страны (Израиль, Германию, Грецию, Казахстан и т.д.). Одновременно из новых независимых государств в Россию интенсивно начали возвращаться русские и представители других российских народов (татары, мордва и др.). Со второй половины 90-х годов началось активное переселение в Россию представителей многих коренных народов соседних государств, привлеченных возможностями трудоустройства. Больше всего в таких поездках (в основном это возвратные миграции) участвуют жители Украины, Белоруссии и государств Закавказья.

Всего за современный период в Россию переехало несколько миллионов новых жителей. Поток мигрантов значительно уменьшил сокращение численности населения страны, наблюдающееся из-за высокой естественной убыли.

Внутренние миграции на протяжении почти всего XX в. сохраняли направления, сформировавшиеся в течение предыдущих веков. Шло заселение северных и восточных районов современной России, а также переселение русских и других российских народов в советские союзные республики. Правда, уже с 70-х годов Россия стала иметь положительное миграционное сальдо при обмене с южными республиками СССР, где вследствие высокого естественного прироста началось «демографическое давление» на представителей некоренных национальностей.

Особенно сильным миграционном притоком отличались районы азиатской части России и Европейский Север, в которых осваивались новые природные ресурсы. Люди привлекались туда различными льготами: высокой заработной платой, снижением возраста выхода на пенсию и др.

Стабильным миграционным притоком характеризовались также Центральный и Северо-Западный районы, но происходило это за счет интенсивного приезда мигрантов в Москву (с Московской областью) и Санкт-Петербург (с Ленинградской областью). Из остальных регионов этих двух районов шел отток населения. Особую роль миграции сыграли в формировании современного населения Калининградской области, коренные жители которой в 1945 г. были вывезены в Германию, а взамен прибыли переселенцы из России и других союзных республик бывшего СССР.

Сравнительно небольшой миграционный приток имел Северо-Кавказский район, в русских регионах которого из-за благоприятных природных условий охотно поселялись люди пенсионного возраста, отработавшие в районах Севера. Национальные республики Северного Кавказа, как правило, имели отрицательное сальдо миграций из-за аграрного перенаселения, вызванного высоким естественным приростом. Территории Поволжского и Уральского районов в первой половине ХХ в. имели, как правило, положительное сальдо миграций, а во второй половине близкое к нулевому или отрицательное. Стабильным миграционным оттоком характеризовались территории Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов. Именно поэтому численность населения этих двух районов к концу ХХ в. уменьшилась по сравнению с его первой половиной.

Кроме межрайонных перемещений огромные масштабы имели переселения сельских жителей в городские поселения. В отдельные годы они составляли более 1 млн человек. Первыми в них включились жители Центрального и Северо-Западного районов (еще в конце XIX в.), затем население других русских регионов, а к 80-м годам ХХ в. - и жители практически всей территории России.

В 90-е годы направления внутренних миграций поменялись практически на противоположные. В условиях социально-экономического кризиса «северные» льготы потеряли свое значение, и начался массовый отток населения из северных и восточных частей страны. Бывшие регионы оттока в староосвоенных районах страны, наоборот, стали иметь значительное положительное сальдо миграций (за исключением северокавказских республик, в которых отток из-за аграрного перенаселения и сложных межнациональных отношений сохранился). В основном в них стали возвращаться люди, уехавшие раньше в северные и восточные районы страны. В течение нескольких лет (в 1992-1994 гг.) наблюдался также отток городских жителей в сельскую местность, но затем миграционное сальдо городских поселений вновь стало положительным. Общая подвижность населения в результате социально-экономического кризиса уменьшилась.

По ориентировочным оценкам, более 20 млн занятых и учащихся в России участвуют в ежедневных маятниковых поездках. Они особенно развиты в пределах городских агломераций, где потоки маятниковых мигрантов перемещаются в основном между пригородной зоной и центральным городом. Так, в Москву из пригородной зоны столичной агломерации ежедневно на работу или учебу приезжает около 800 тыс человек, а навстречу им примерно 100 тыс. человек выезжает из Москвы в пригородные населенные пункты.

Классические сезонные миграции на территории России развиты на самом севере – в зоне тундры и лесотундры, а также в горных и предгорных районах юга страны. В обоих случаях они связаны со спецификой пастбищного животноводства (оленеводства или овцеводства), когда имеются удаленные друг от друга зимние и летние пастбища, к которым привязаны сезонно обитаемые населенные пункты. Оленеводы летом живут на севере – в тундре, а зимой на юге – в лесотундре. Овцеводы летом живут в горах, где расположены летние пастбища, а зимой в предгорьях вблизи зимних пастбищ. С некоторой долей условности к сезонным миграциям можно отнести широко распространившиеся в 90-е годы поездки горожан летом в сельскую местность – на свои дачные и садовые участки или к сельским родственникам. При этом горожане обеспечивают себя некоторыми видами продовольствия и отдыхают, а сельские жители получают необходимую во время летней страды трудовую помощь.

Значительные масштабы на территории России имеют вынужденные миграции. Большое развитие они получили еще в XIX в., когда после окончания Кавказских войн свою родину покинули многие представители мусульманских северокавказских народов: адыгейцы, черкесы, шапсуги, абазины. Они вынуждены были уехать в близкую им по религии Османскую империю - в основном на территорию современной Турции. Но одновременно в этот период в Россию бежали из Османской империи православные южные славяне и греки, расселившиеся в причерноморских районах страны, а также армяне. Ссыльными поселенцами был заселен Сахалин, служивший до 1917 г. местом каторги.

Особенно большой размах вынужденные миграции (депортации) получили в 30-е и 40-е годы ХХ в. Первоначально высылались «раскулаченные» крестьяне и другие «враги народа» (бывшие дворяне, духовенство, члены дореволюционных партий и другие группы), которые направлялись на Север, в Сибирь, в полупустынные районы страны, в том числе и на крупные стройки первых советских пятилеток (Беломорско-Балтийский канал, Магнитогорский металлургический комбинат, город Комсомольск-на-Амуре и др.). Затем в рамках подготовки театра военных действий началось переселение целых «неблагонадежных» народов. В 1937 г. корейцы из Приморского края были вывезены в Казахстан и Среднюю Азию. В 1939 г. поляков депортировали из вновь присоединенных к СССР районов западных Украины и Белоруссии в Сибирь. В 1941 г. немцев, проживавших в основном в Поволжье, переселили в Сибирь и Казахстан.

Наибольших масштабов депортация народов достигла в 1943-1944 гг., когда в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию были вывезены калмыки (из Поволжья), чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы (с Северного Кавказа), крымские татары (из Крыма), турки-месхетинцы (из Грузии), греки (из Причерноморья) и ряд других народов. Эти насильственные переселения сопровождались большими потерями (до 30% всех депортированных погиб али только в первое время после переселения) и до сих пор негативно сказываются на межнациональных отношениях в стране. В конце 50-х годов калмыки и народы Северного Кавказа были возвращены на свою родину, но полностью восстановить прежнюю ситуацию не удалось, так как на земли депортированных были переселены соседние народы.

Новый всплеск вынужденных миграций наблюдается с конца 80-х годов, когда в результате региональных войн и вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР появились многочисленные потоки беженцев и вынужденных переселенцев. Наибольшие массы вынужденных переселенцев (граждан России) и беженцев (граждан других стран) дали войны: карабахская (в Азербайджане), приднестровская (в Молдавии), грузино-абхазская и грузино-осетинская (в Грузии), межтаджикская (в Таджикистане), чеченская (в Чеченской Республике), а также вооруженные конфликты: осетино-ингушский (в Республике Северная Осетия), узбекско-месхетинский (в Узбекистане), киргизско-узбекский (в Киргизии). Во многих случаях потоки беженцев и вынужденных переселенцев направились из государств ближнего зарубежья на территорию России, а при конфликтах внутри России - в соседние регионы. Наибольшая концентрация беженцев и вынужденных переселенцев наблюдается в республиках Северная Осетия-Алания и Ингушетия - до 10% от местного населения. Кроме этого, большим количеством беженцев и вынужденных переселенцев (более чем по 30 тыс. человек) выделяются Краснодарский и Алтайский края.

Однако на первом месте по привлекательности для миграции в 2014 г. оказалась не Москва, а Московская область, где миграционный прирост за 8 месяцев 2014 г. составил 67918 человек.

Москва смогла прирасти за счет миграции только на 22366 человек – это третье место в России после Санкт-Петербурга.

Северная столица оказалась несколько привлекательнее для приезжающих, прирост населения за этот период составил 23094 человек.

На четвертой строчке рейтинга – Краснодарский край с миграционным приростом 31113 человек. А замыкает топ-5 регионов России по привлекательности для миграции Ленинградская область, где с января по август 2014 года население приросло за счет приезжих на 14811 человек.

Среди лидеров по миграционному приросту также оказались:

в Северо-Кавказском федеральном округе–Ставропольский край (+1935 чел.);

в Приволжском федеральном округе–Республика Татарстан (+4596 чел.);

в Уральском федеральном округе– Тюменская область без авт.округов (+7252 чел.);

в Сибирском федеральном округе– Новосибирская область (+5831 чел.);

в Дальневосточном федеральном округе– Амурская область (+526 чел.).

Занятость населения

Занятость населения – это его вовлечение в народное хозяйство страны. При этом может быть выделено несколько групп (категорий) населения, по-разному охваченных процессом занятости.

Трудоспособность (рабочий возраст) – это период в пределах границ определенных лет, в течение которых данное поколение людей способно трудиться. В существующей на сегодняшний момент практике учета и планирования трудовых ресурсов к населению трудоспособного возраста относят мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, и женщин в возрасте от 16 до 54 лет. Численность населения в трудоспособном возрасте – исходная харак

Наши рекомендации