Графические возможности языка программирования Delphi

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Центр среднего профессионального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Прикладное программирование

Тема: Использование объектов в графике Delphi

Выполнила:

обучающаяся 3 курса

группы ПКс-31

Меркулова Ольга Юрьевна

Преподаватель:

Васильева Ирина Ивановна

Елец

Введение

Цель курсовой работы: рассмотрение и изучение среды объектно – ориентированного программирования Delphi и разработка практического задания, а именно задачу с использованием графических объектов.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава − теоретическая, в ней рассматриваются общие сведения языка программирования Delphi, из чего состоит среда программирования, графические возможности языка. Подробно рассматриваются классы и компоненты. Вторая глава – практическая, в ней рассматривается именно графический объект, его функции и свойства, а также анимация графического объекта. Примером объекта будет построение движущегося персонажа из мультфильма «Миньоны» − миньон Кевин.

Для решения задачи курсовой работы была выбрана среда программирования Delphi7. На данный момент времени Delphi7 пользуется большой популярностью, так как среда намного упрощает разработку программ, путем визуальных средств программирования. Среда визуального программирования Delphi версии 7 представляет широкие возможности для быстрой разработки проекта, имеет большой набор компонентов. А еще большим достоинством Delphi7 является то, что ее можно скачать бесплатно, что не мало важно.

Глава 1

Работа в системе программирования Delphi

Общие сведения

Delphi объектно-ориентированный и структурированный язык программирования, который используется для написания прикладного программного обеспечения. На языке Object Pascal, который поддерживает все требования предъявляемые к объектно-ориентированному программированию пишутся программы в Delphi. Мощность и гибкость языка программирования является главным достоинством языка. Язык Pascal – это ядро языка Delphi.

Любая программа в Delphi состоит из файла проекта и одного и более модулей. Файл проекта начинается словом program и представляет собой программу, которая обрабатывается компилятором. Модуль – это компилируемая программная единица, состоящая из констант, переменных, типов, функций и процедур.

Среда Delphi состоит из нескольких отдельно расположенных окон. Основные составные части Delphi:

1. Дизайнер Форм (Form Designer)

2. Окно Редактора Исходного Текста (Editor Window)

3. Палитра Компонент (Component Palette)

4. Инспектор Объектов (Object Inspector)

5. Обозреватель дерева объектов (Object TreeView)

Кроме, указанных окон, на экране могут быть и другие окна, отображаемые при вызове соответствующих средств. Окна Delphi можно перемещать, изменять их размеры, убирать с экрана (кроме главного окна) и состыковывать окна между собой. Интегрированная среда разработки Delphi представляет собой многооконную систему, несмотря на это Delphi является однодокументной средой и позволяет одновременно работать с одним приложением.

Delphi можно использовать, как для создания простых приложений, так и для самых серьезных корпоративных проектов. С помощью языка Delphi можно разрабатывать программы, которые выводят графику: изображения, схемы. Графика является одной из возможностей языка.

Графические возможности языка программирования Delphi

В языке Delphi имеется несколько классов и компонентов. Классы общего назначения позволяют выводить графические изображения на поверхность компонентов. К ним относятся: шрифт (TFont ), перо (TPen), кисть (TBrush) и канва TCanvas. Рисунки и тексты создаются при помощи компонентов, в составе которых имеются свойства: Font, Pen, Brush и Canvas соответствующего типа. Канва состоит из пикселей, т.е. из минимальных по размеру точек экрана, управлять изображением которых может программа. Предшественником классов TFont, TPen и TBrush является класс TGraphicsObject, происходящий непосредственно от класса TPersistent. Предшественником класса TCanvas является класс TPersistent.

В классе TGraphicsObject отметим событие OnChange. Событие OnChange происходит при изменении графического объекта. Графические объекты отображаются с обновлёнными значениями своих свойств после происхождения события.

Для создания графических изображений в Delphi имеются специально предназначенные компоненты:

Image – удобное средство для отображения готовых графических файлов.

Shape – используется для создания на форме простых геометрических фигур: квадратов, кругов, эллипсов и т.п.

PaintBox – позволяет создавать несложные рисунки на канве Canvas на этапе выполнения программы.

Для создания проекта, содержащий графические компоненты удобно использовать компонент Timer. Он предназначен для отсчёта интервалов времени.

Графические классы

В любом компоненте свойства, которого имеют классовый тип TFont, может содержаться некоторый текст. В классе TFont характеристики шрифта задаются при помощи следующих свойств:

1. Name – это имя шрифта, который по умолчанию имеет значение MS Sans Serif.

2. Size – это размер шрифта, при изменении этого свойства автоматически изменяется свойство Height и наоборот.

3. Style – это стиль шрифта, позволяет комбинировать необходимые стили. В качестве значения может быть комбинация следующих признаков:

3.1. fsBold – полужирный;

3.2. fsItalic – курсив;

3.3. fsUnderline – подчёркнутый;

3.4. fsStrikeOut – перечёркнутый.

4. Color – это цвет шрифта.

5. Height – это высота шрифта в пикселях.

Характеристики пера для изображения различных линий задает класс TPen. Основные свойства этого класса:

1. Color – цвет линии (по умолчанию чёрный).

2. Mode – определяет способ взаимодействия линий с фоном.

2.1. pmBlack – линии всегда чёрные;

2.2. pmNop – бесцветная линия;

2.3. pmCopy – цвет определяется значением свойства Color;

2.4. pmNotCopy – цвет, инверсный цвету, заданному в свойстве Color.

3. Style – стиль линии.

3.1. psSolid – сплошная;

3.2. psDash – штриховая;

3.3. psDot – пунктирная.

4. Width – толщина линии (задается в пикселях).

Характеристики кисти, которая используется для закраски замкнутых областей содержит класс TBrush.

Основные свойства кисти:

1. Color – цвет закраски замкнутой области.

2. Style – стиль кисти.

2.1. bsSolid – сплошная закраска;

2.2. bsVertical – вертикальные линии;

2.3. bsCross – клетка.

3. Bitmap – содержит растровое изображение (размер 8×8 пикселей).

Объект Canvas представляет собой поверхность компонентов, которая используется для рисования, и инструменты: кисть, карандаш и шрифт, с помощью которых создаются изображения. Объекты классового типа TCanvas применяются, как свойства различных элементов управления. Они не являются компонентами.

Из отдельных точек, т.е. пикселей состоит канва. В свою очередь, каждый пиксель имеет горизонтальную и вертикальную координату. Точка с координатами (0;0) – это начало координат, располагается в левом верхнем углу канвы. Направление осей: горизонтальная – слева направо, вертикальная – сверху вниз. От размера и особенностей компонента зависит размер канвы.

Невидимый графический курсор определяет текущее положение пера и на канве. С текущего положения этого курсора начинается рисование, а в процессе рисования положение этого курсора будет изменяться. В классе TCanvas имеются методы, которые позволяют устанавливать курсор в заданное положение.

Основные свойства TCanvas:

1. Brush – кисть канвы;

2. Font – шрифт канвы;

3. Pen – перо канвы;

4. PenPos – определяет текущее положение графического курсора;

5. Pixels – массив пикселей канвы.

Основные методы для создания простых графических изображений:

1. LineTo – проводит линию пером Pen из текущего положения курсора до точки с координатами (x;y);

2. MoveTo – перемещает курсор в точку с координатами (x;y);

3. Rectanle – рисует прямоугольник, у которого левый верхний угол имеет координаты (x1, y1), а правый нижний угол – координаты (x2, y2);

4. RoundRect – рисует прямоугольник, у которого левый верхний угол имеет координаты (x1, y1), а правый нижний угол – координаты (x2, y2). Углы прямоугольника закруглены частями эллипса с осями x3 и y3.

5. Ellupse – рисует эллипс, вписанный в прямоугольник с координатами левого верхнего угла (x1, y1) и правого нижнего угла (x2, y2);

6. Arc – рисует дугу эллипса. Дуга начинается в точке пересечения эллипса с прямой, а заканчивается в точке пересечения эллипса с прямой.

Для описания цвета объекта используется тип TColor. В модуле Graphics определено множество констант типа TColor. В таблице 1 представлены константы типа TColor.

Константа Значение цвета
clAqua Голубой
clBlack Черный
clBlue Синий
clFuchsia Сиреневый
clGray Серый
clGreen Зеленый
clLime Лимонный
clMaroon Темно-бордовый
clNavy Темно-синий
clOlive Оливковый
clPurple Пурпурный
clRed Красный
clSilver Серебряный
clTeal Морской воды
clWhite Белый
clYellow Желтый

Таблица 1. Константы типа TColor.

Для стандартных цветов в Delphi определён набор текстовых констант. Открыв в Инспекторе Объектов свойство Color, можно его увидеть.

Наши рекомендации