Лабораторная работа 1. Основы работы с Microsoft Access

Оглавление

Оглавление. 1

Общие сведения. 2

Лабораторная работа 1. Основы работы с Microsoft Access. 2

Лабораторная работа 2. Язык SQL в Microsoft Access. 4

Лабораторная работа 3. Основы работы с MySQL.. 5

Лабораторная работа 4. Основы MS SQL Server 7

Литература. 9

Общие сведения

Согласно стандарту, утвержденному в Министерстве образования и науки РФ в 2009 г., специалист по прикладной информатике должен был решать задачи проектирования баз данных (БД), знать базы данных и системы управления базами данных (СУБД) для информационных систем различного назначения. По выпускник программной инженерии должен был демонстрировать навыки применения СУБД. По стандарту 2015 г., выпускник, освоивший программу бакалавриата по прикладной информатике, должен обладать способностью осуществлять ведение базы данных и должен быть готов к проведению работ по загрузке баз данных. Далее рассматривается применение СУБД Microsoft Access, MySQL, MS SQL Server использование системы программирования Delphi и среды разработчика Visual Studio для обращения к БД, XML-файлы.

Варианты предметной области:

1. Преподаватели (ФИО, должность, степень, звание, адрес, стаж работы в ЧГУ) и требуемые по их предметам в библиотеке книги (название, автор, объем, место хранения, год выпуска, реферат).

2. Студенты, зарегистрированные в библиотеке (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес, курс, дата регистрации, история выдачи книг) и взятые ими книги (инвентарный №, название, автор, издательство, город, объем, скан обложки, реферат).

3. Аудитории (путь из деканата, размер, описание, дата создания, фото, название, корпус, координаты), посещающие их студенты (группа, дни недели, пары) и преподаватели (ФИО, дни недели, пары).

4. Семестровые планы (группа, предмет, число лекций и др. видов учебной работы, № семестра) и соответствующие группы (номер, курс, число студентов, направление).

Литература

  1. Базы данных: Метод. указания к лабораторным работам / А. П. Димитриев; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2011. 36 с.
  2. Карасева О.А. Корпоративные информационные системы. Учебно-методические указания по проведению лабораторно-практических занятий. Екатеринбург, 2009. 35 с.
  3. Производительность MySQL. Часть 1. Анализ и оптимизация запросов. http://hosting101.ru/articles/mysql-performance-1.html

Оглавление

Оглавление. 1

Общие сведения. 2

Лабораторная работа 1. Основы работы с Microsoft Access. 2

Лабораторная работа 2. Язык SQL в Microsoft Access. 4

Лабораторная работа 3. Основы работы с MySQL.. 5

Лабораторная работа 4. Основы MS SQL Server 7

Литература. 9

Общие сведения

Согласно стандарту, утвержденному в Министерстве образования и науки РФ в 2009 г., специалист по прикладной информатике должен был решать задачи проектирования баз данных (БД), знать базы данных и системы управления базами данных (СУБД) для информационных систем различного назначения. По выпускник программной инженерии должен был демонстрировать навыки применения СУБД. По стандарту 2015 г., выпускник, освоивший программу бакалавриата по прикладной информатике, должен обладать способностью осуществлять ведение базы данных и должен быть готов к проведению работ по загрузке баз данных. Далее рассматривается применение СУБД Microsoft Access, MySQL, MS SQL Server использование системы программирования Delphi и среды разработчика Visual Studio для обращения к БД, XML-файлы.

Варианты предметной области:

1. Преподаватели (ФИО, должность, степень, звание, адрес, стаж работы в ЧГУ) и требуемые по их предметам в библиотеке книги (название, автор, объем, место хранения, год выпуска, реферат).

2. Студенты, зарегистрированные в библиотеке (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес, курс, дата регистрации, история выдачи книг) и взятые ими книги (инвентарный №, название, автор, издательство, город, объем, скан обложки, реферат).

3. Аудитории (путь из деканата, размер, описание, дата создания, фото, название, корпус, координаты), посещающие их студенты (группа, дни недели, пары) и преподаватели (ФИО, дни недели, пары).

4. Семестровые планы (группа, предмет, число лекций и др. видов учебной работы, № семестра) и соответствующие группы (номер, курс, число студентов, направление).

Лабораторная работа 1. Основы работы с Microsoft Access

В данной работе рассмотрена СУБД Microsoft Access. Имеются разные версии: 2003, 2007, 2010 , у которых отличается пользовательский интерфейс.

Задание. Использовать для базы данных предметную область по варианту, дополненную несколькими связанными таблицами произвольного содержания.

1. Создать базу данных (БД) с помощью шаблона или без.

- в версии 2003:

После запуска программы Microsoft Access шаблоны доступны справа экрана. надо выбрать пункт «Создать файл», потом во вкладке «Шаблоны» - «На моем компьютере». Появится окно «Шаблоны», где выбирается вкладка «Базы данных». В зависимости от предметной области по варианту выбрать одно из названий БД: «Контакты», «Мероприятия» и др. Например, для предметной области «Студенты факультета» это «Контакты», так как там имеется фамилия, имя. Нажать кнопку «ОК», затем появится окно, где можно указать имя создаваемого файла. Выберите папку и введите имя файла, где будет сохраняться база. В следующем окне нажмите «Далее». В окне, которое появится, поставьте галочки против тех полей, которые перечислены в варианте, а если таких нет, наиболее соответствующих. Например, «биография» соответствует полю «заметки». В следующих двух окнах выберите вид оформления экрана и отчета, например, стандартный и деловой. Потом задайте произвольное название БД и нажмите «Готово». Через некоторое время запустится форма, и с БД можно работать.

- в версии 2007:

После запуска программы Microsoft Access шаблоны доступны слева на экране. Выберите «Локальные шаблоны», затем один из самих шаблонов, например «Учащиеся», справа на экране выберите папку и нажмите «Создать». В полученной БД много лишних объектов. Поэтому закройте Access, заново запустите и создайте «Новую пустую БД». Ссылка для этого «Новая БД», туда надо нажать, справа выбрать папку, ввести имя БД и нажать «Создать». Будет открыта «Таблица1», туда надо ввести любое значение и закрыть. При закрытии появляется окно с вопросом, сохранить ли, нажмите «Сохранить» и введите имя таблицы по варианту.

2. Изменить набор полей и таблиц (добавить, переименовать для своего варианта).

- в версии 2003:

После создания или открытия БД будет видно окно, в нем выберите «Таблицы» и среди таблиц ту, в которой меняется набор полей. Например, «Контакты». Затем нажмите кнопку «Конструктор», или щелкните по названию таблицы правой клавишей мыши (ПКМ) и выберите «Конструктор». Появится список полей таблицы, где указаны их имена, типы и др. информация. Здесь поменяйте имена полей на нужные по варианту, лишние удалите. Для удаления щелкните ПКМ слева от имени поля. Чтобы добавить поле, впишите в конец списка его название, справа выберите тип (текстовый, числовой и т.д.). В конце закройте окно со списком с сохранением изменений. Для создания таблицы выберите пункт «Создание таблицы с помощью мастера». Далее следуйте указаниям мастера создания таблиц: выберите из списка поля, задайте имя таблицы (связи можно не создавать) и нажмите «Готово».

- в версии 2007:

Разверните на левом краю экрана «Область переходов», если она свернута. В главном меню выберите «Создание», затем нажмите пиктограмму «Таблица». Откроется таблица, введите туда данные, закройте и сохраните. Выберите одну из таблиц с помощью ПКМ, выберите в контекстном меню «Конструктор». Измените названия полей для своего варианта, добавьте еще поле, выберите тип данных поля. Закройте и сохраните.

3. Заполнить все таблицы БД 10 записями со всеми полями.

Как это сделать: Дважды щелкните на имени таблицы, куда будут вводиться данные. В поле «Счетчик» данные вводятся автоматически, вручную в него вводить нельзя. В другие поля вводите данные с клавиатуры или копируйте из заранее имеющегося текста. Нельзя вводить буквы в числовые поля. Некоторые поля могут иметь большой объем, например, реферат. Для таких полей используют тип МЕМО. Чтобы ввести несколько строк в такое поле, растяните вниз строку слева мышью и для ввода с новой строки нажимайте «Ctrl»+ «Enter», потом набирайте текст, и так несколько раз.

4. Создать свою форму ввода с помощью мастера, содержащую поля, метки и кнопки для перехода по записям.

- в версии 2003:

Перечисленные элементы находятся в «Вид», «Панель элементов». Для создания формы выберите окно и нажмите «Формы». Затем выберите «Создание формы с помощью мастера» и следуйте указаниям мастера (рис. 1).

Лабораторная работа 1. Основы работы с Microsoft Access - student2.ru

А именно, выберите таблицу, куда форма будет вводить данные, и поля этой таблицы. Для выбора поля выделите его мышью и нажмите кнопку «стрелка вправо» (знак «больше»), при этом имя поля будет перенесено из левого в правый список. Для обратного переноса нажмите кнопку «стрелка влево». Для выбора всех полей нажмите кнопку «две стрелки вправо». В следующем окне выберите внешний вид формы, например, «В один столбец», затем выберите стиль и задайте имя формы. После нажатия «Готово» можно будет вводить данные с этой формой. Она уже содержит поля, метки и кнопки для перехода по записям.

- в версии 2007:

В «Области переходов» выделите одну из таблиц, с которой должна быть связана форма. В главном меню нажмите «Создание», затем пиктограмму «Форма». Закройте появившуюся форму, сохраните. Нажмите на нее с помощью ПКМ в «Области переходов», выберите в контекстном меню «Конструктор». Растяните форму вниз, чтобы помещалась кнопка. Среди элементов управления (вверху) щелкните «Кнопка», потом щелкните на форме, куда кнопка будет помещаться. В появившемся окне (рис. 2) выберите «Найти запись» и нажмите «Готово».

Лабораторная работа 1. Основы работы с Microsoft Access - student2.ru

Рис. 2 – Создание кнопок

Среди элементов управления щелкните «Надпись», потом щелкните на форме, куда будет помещаться надпись, и введите «Найти». Закройте и сохраните форму. Проверьте, как работает кнопка.

5. Изменить формы для ввода (шрифт, размер).

Как это сделать: Нажмите имя изменяемой формы с помощью ПКМ, в появившемся контекстном меню нажмите «Конструктор». Потом выберите (обязательно однократным щелчком мыши) тот элемент, шрифт и размер которого нужно изменить, например, метку «Имя». В верхней части экрана выберите другие название и размер шрифта, например, вместо «MS Sans Serif 8» - «Times New Roman 10».

6. Создать запрос с помощью мастера.

- в версии 2003:

Для создания запроса нажмите «Запросы». Затем выберите «Создание запроса с помощью мастера». Потом следуйте указаниям мастера. А именно, выберите таблицу, откуда запрос будет брать данные, и поля этой таблицы (как на рис. 1). Задайте имя запроса и нажмите «Готово».

- в версии 2007:

В главном меню выберите «Создание», нажмите пиктограмму «Мастер запросов». В появившемся окне нажмите «ОК». Потом следуйте указаниям мастера. А именно, выберите таблицу, откуда запрос будет брать данные, и поля этой таблицы (как на рис. 1). Задайте имя запроса и нажмите «Готово».

7. Создать отчет с помощью мастера, берущий данные из созданного запроса, проверить работу.

- в версии 2003:

Для создания отчета нажмите «Отчеты». Затем выберите «Создание отчета с помощью мастера». Потом следуйте указаниям мастера: выберите запрос (не таблицу), откуда отчет будет брать данные, и поля этого запроса (как на рис. 1). Если это необходимо, задайте порядок сортировки, выберите вид макета для отчета, стиль и задайте имя отчета. Нажмите «Готово».

- в версии 2007:

В главном меню выберите «Создание», нажмите пиктограмму «Мастер отчетов». Потом следуйте указаниям мастера: выберите запрос (не таблицу), откуда отчет будет брать данные, и поля этого запроса (как на рис. 1). Если это необходимо, задайте порядок сортировки, выберите вид макета для отчета, стиль и задайте имя отчета. Нажмите «Готово».

8. Создать новые связи между таблицами.

Как это сделать: Для этого нужно, чтобы две таблицы имели индексное поле, и связь нужно сделать по этим двум полям. Чтобы сделать поле индексным, в конструкторе таблиц выберите поле, затем внизу напротив «Индексированное поле» выберите «Да». Поле первой таблицы сделайте ключевым, для него «Совпадения не допускаются», а для поля второй таблицы выберите «Совпадения допускаются». Для создания связи используется схема данных, появляющаяся при нажатии на ПКМ в пустой области около таблиц (в версии 2003) или при выборе в главном меню «Работа с БД», «Схема данных». Если в схеме данных нет таблиц, добавьте туда обе таблицы из открывшегося окна. С помощью мыши перенесите название поля в одной таблицы на название поля в другой таблице. Microsoft Access нарисует стрелку, означающую связь. Закройте и сохраните схему данных. В итоге при открытии таблицы слева становятся видны знаки «+», при нажатии на которые выводятся записи из связанной таблицы, где индексное поле имеет такое же значение.

9. Сортировать (расположить по алфавиту) и фильтровать записи. Фильтрование приводит к тому, что на экран выводятся не все записи, а например, только имеющие значение фамилии «Иванов».

Как это сделать: Для сортировки по алфавиту откройте таблицу. Потом нажмите в панели «Таблица» (или, если Access 2007, в группе пиктограмм «Сортировка и фильтр») кнопку «А->Я», а для обратного порядка - «Я->А». Для фильтрования нажмите ПКМ на одной из ячеек и выберите в контекстном меню «Фильтр по выделенному», а в Access 2007 – равно (в кавычках чему равно).

Контрольные вопросы. Для чего нужна форма? Что из себя представляет отчет? Какие Access предлагает шаблоны? Какие существуют в Access типы полей?

Наши рекомендации