Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio.

При запуске Visual Studio 2008 с конфигурацией, принятой по умолчанию, система программирования примет вид как на рис. 1.

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис.1. Общий вид среды программирования Visual Studio 2008

Слева в окне находятся пиктограммы Обозревателя серверов и Панели инструментов. Правее от них — главное окно, в котором отображается начальная страница, а впоследствии можно открывать новые вкладки с содержимым текущего проекта. Начальная страница предлагает в том числе список последних открывавшихся проектов, что позволяет одним щелчком возобновить работу с любым из них. Ниже главного окна расположено окно Вывода, в котором выводится служебная информация, такая как результаты сборки проекта и т. п. Далее, в правом верхнем углу находится Обозреватель решений, в удобочитаемом виде показывающий список файлов, содержащийся в "решении", которое, в свою очередь, может состоять из нескольких проектов. В правом нижнем углу находится окно Свойств, с помощью которого можно легко изменять свойства форм приложения Windows.

Для разработки нового приложения в среде MS Visual Studio необходимо создать новый проект, который будет содержать все файлы, предназначенные для сборки приложения. Выбираем пункт меню «Файл->Создать->Проект» (рис.2) .

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис. 2. Создание нового проекта в MS Visual Studio

В открывшемся окне (рис. 3) необходимо выбрать тип проекта, его название и папку, в которой будут сохранены файлы и папки создаваемого приложения

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис. 3. Выбор основных характеристик создаваемого проекта

В окне делаем следующий выбор:

Тип проекта - Visual C++

Шаблон - Консольное приложение Win32

Имя - Выбираем любое имя проекта. По умолчанию имя решения, содержащего данный проект, совпадает с именем проекта, однако можно задать другое имя. При необходимости для проекта можно указать иное место размещения.

Расположение – Путь к папке с содержимым создаваемого проекта

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru
После нажатия кнопки ОК будет запущен мастер, в котором необходимо выбрать дополнительные параметры создаваемого проекта (рис.4)

Необходимо сделать выбор переключателей как на рис.4. Это обеспечит создание стандартного консольного приложения с пустым содержимым без поддержки библиотек ATL и MFC.

После нажатия кнопки Готово будет создан проект с выбранными характеристиками.

В обозревателе решений (окно справа на рис. 5) появится проект, в котором нет ни одного файла. Теперь необходимо добавить в проект файл с исходным кодом. Для этого:

a. В обозревателе решений щелкните правой кнопкой мыши папку Файлы исходного кода, выберите пункт Добавить и щелкните Создать элемент....

b. В узле Код щелкните пункт Файл C++ (.cpp), введите имя файла и нажмите кнопку Добавить.

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис. 5. Открытый проект в Обозревателе решений

В папке "Файлы исходного кода" в обозревателе решений отобразится файл .cpp, и появится окно со вкладками, в котором вводится код для файла.

 
  Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

После этого можно щелкнуть мышью в созданной вкладке в Visual Studio и ввести код программы на Cи (рис.6).

Создание из исходного текста приложения на языке С++ запускаемого приложения проходит в несколько этапов:

а) Компиляция исходного кода, заключается в переводе текста программы на машинный язык. По ее окончании на диске создается файл с расширением obj – объектный модуль программы, содержащий переведенный на машинный язык код. Компиляцию модуля можно осуществить, выбрав пункт меню Компилировать в контекстном меню обозревателя решений (рис. 7)

. Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис. 7. Компиляция модуля

На этапе компиляции обнаруживаются допущенные программистом ошибки (рис. 8.1), которые разделяются на непосредственно ошибки (errors) и предупреждения (warnings).

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис. 8.1. Результат компиляции модуля с ошибкой

Предупреждение не является критической помехой для дальнейшего создания приложения, оно лишь предупреждает программиста о некотором несоответствии обрабатываемого кода стандартам языка С++, которые могут привести к неверной работе созданной программы в дальнейшем (рис.8.2).

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис. 8.2. Результат компиляции модуля с ошибкой

Ошибка является критической проблемой компиляции, не дающей возможности компилятору осуществить преобразования исходного кода в машинный код. Ее необходимо обязательно исправить (рис.8.3)

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис. 8.3. Результат компиляции модуля без ошибок.

б) Связывание проекта, в процессе которого из совокупности объектных файлов создается исполняемый файл приложения (для выбранного типа проекта – с расширением exe). На этапе связывания в текст программы добавляются также используемые в коде функции стандартных библиотек.

Выполнить полную сборку проекта можно, используя пункт меню Построение->Построить имя_проекта. В процессе построения исходный текст программы будет предварительно откомпилирован, поэтому выполнять стадии компиляции-связывания раздельно нет необходимости.

После создания приложения на диске в папке приложения в подпапке Release или Debug (в зависимости от выбранной конфигурации проекта) будет создан запускаемый файл с расширением exe. Его можно запускать для решения запрограммированной задачи. Запуск можно осуществить непосредственно из среды Visual Studio, выбрав пункт меню Отладка->Начать отладку(быстрая клавиша F5) или Отладка->Запуск без отладки(быстрая комбинация клавиш Ctrl-F5) или нажав кнопку быстрого управления на панели инструментов (рис. 9). При запуске приложения выполняется его построение с учетом последних внесенных в код изменений, поэтому обычно не требуется разделять фазы построения-запуска приложения.

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис.9. Кнопка быстрого запуска приложения.

При построении проекта можно выбрать одну их двух стандартных конфигураций (Release или Debug), либо создать собственную (рис. 10).

Порядок разработки и запуска консольных приложений в среде Microsoft Visual Studio. - student2.ru

Рис. 10. Выбор конфигурации проекта на панели инструментов

Конфигурация проекта определяет параметры компоновки приложения. Одновременно может быть определено несколько различных конфигураций, причем приложение для каждой из них будет создаваться в отдельной папке, так что у вас есть возможность сравнить эти конфигурации. Изначально каждый проект в решении Visual Studio имеет две конфигурации — Debug (Отладка) и Release (Выпуск). При использовании конфигурации Debug (Отладка) будет создаваться отладочная версия проекта, с помощью которой можно осуществлять отладку на уровне исходного кода посредством установки точек останова и т.д. В папке Debug (Отладка) при этом будет находиться файл, используемый компоновщиком для записи отладочной информации о пользовательской программе с целью ускорения редактирования связей в режиме отладки. Этот файл имеет расширение .pdb и содержит отладочную информацию, а также информацию о состоянии проекта.

Конфигурация Release означает создание конечной версии приложения, в которой для уменьшения его размера не будет добавляться отладочная информация, а также будет выполнена оптимизация кода.

Необходимую конфигурацию можно выбрать с помощью элемента списка Debug (Отладка) на главной панели инструментов. То же самое можно сделать, выбрав пункт меню Построение->Диспетчер конфигурации..., что приведет к запуску диалога Диспетчер конфигурации.

При запуске программы открывается консольное окно, в котором в текстовом режиме отображается результат выполнения команд ввода – вывода программы. Когда программа завершает свою работу, окно автоматически закрывается, что зачастую не дает рассмотреть выведенный на экран результат работы программы. Поэтому одной из последних инструкций в программе рекомендуется использовать команду, ожидающую, пока пользователь не нажмет какую-либо клавишу на клавиатуре. Для этого, в частности, используется вызов функции getch() из библиотеки conio.h.

Успешный запуск приложения еще не означает успешного решения им поставленной задачи. В алгоритме решения или реализующем его коде возможны ошибки, приводящие либо к вычислению ею ошибочного значения, либо к аварийному завершению ее работы. Для поиска подобных ошибок программа проходит процедуру отладки. В состав системы программирования Visual Studio входит встроенный отладчик. Он позволяет отслеживать ход выполнения вычислительного процесса – последовательность выполняемых инструкций, состояние объектов программы в тот или иной момент времени, состояние памяти, процессора, консоли и т.д.

Контрольные вопросы.

1. Назовите основные подсистемы системы программирования, с которыми вы работали в ходе выполнения лабораторной работы.

2. Что такое проект приложения, какие файлы входят в состав проекта консольного приложения той системы программирования, которую вы использовали при выполнении лабораторной работы?

3. Опишите порядок создания приложения в выбранной системе программирования.

4. Чем отличаются конфигурации Debug и Release сборки проекта приложения?

Практическая работа №4

Наши рекомендации