Когда интерфейс становится системой

В своей статье (журнал «Wired», январь 1999, с. 176) продюсер и музыкант Брайан Иноу описал чудо техники – новейший микшерный пульт. Этот пульт заставляет звучать все, что в принципе может звучать. И все же, вместо того, чтобы помочь музыкантам в создании лучших произведений или ускорить (или удешевить) процесс записи, он "путается под ногами", нарушая творческий процесс.

Чтобы понять, почему это происходит, необходимо взглянуть на работу инженеров студии звукозаписи. Они сводят звук интуитивно. За годы работы в студии у них вырабатывается врожденный цикл обратной связи между ушами и кончиками пальцев, управляющих плавно движущимися регуляторами, вращающимися ручками и т. д. Однако компьютерный интерфейс нового микшерного пульта не усиливал их способностей. Вместо этого он заставлял пользователей набирать текст на клавиатуре и/или щелкать мышью. Функции, обеспечиваемые этим интерфейсом, были универсальными, но они были скомпонованы неизвестными и экзотическими способами. Функции, необходимые инженерам в их работе, иногда скрывались за невразумительными названиями или же достигались за счет неестественных сочетаний базовых средств.

Эта среда характеризовалась требованием – усилить существующие навыки работы. Вместо того, чтобы раболепно дублировать то, что уже существует, нужно было обеспечить переход на новую ступень развития.

Например, хорошим подспорьем в работе инженеров звукозаписи мог бы оказаться сенсорный интерфейс, смонтированный в виде классического микшерного пульта, но при этом позволяющий программам выходить за границы, определенные фиксированными ручками и переключателями. Единственным способом завоевать рынок является обеспечение удобства во время перехода на новую ступень за счет уже известных метафор.

Этот пример также иллюстрирует нашу уверенность в том, что удачные инструменты всегда привыкают к рукам, их держащим. В данном случае речь идет о привыкании инструментов, которые создаются вами для других людей.

При рассмотрении сценариев использования системы стоит отметить их целенаправленную природу. Алистер Кокбэрн опубликовал статью, в которой описывается этот подход, а также шаблоны, используемые (строго или нестрого) при этом в качестве отправной точки ([Сос97а]; имеется Интернет-версия этой статьи [URL 46]). На рисунке 7.1. показан (в сокращении) пример подобного шаблона, на рис. 7.2 представлен пример сценария его использования.

Рис. 7.1. Шаблон сценария использования системы по А. Кокбэрну

A. ХАРАКТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

– Цель в контексте

– Область действия

– Уровень

– Предусловия

– Условие успешного завершения

– Условие неудачного завершения

– Первичный действующий субъект

– Условие начала действия

B. ОСНОВНОЙ СЦЕНАРИЙ ПРИ УСПЕШНОМ ЗАВЕРШЕНИИ

C. РАСШИРЕНИЯ

D. ВАРИАНТЫ

E. СОПУТСТВУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

– Приоритет

– Рабочая характеристика

– Частота

– Превосходящий прецедент использования

– Подчиненный прецедент использования

– Канал связи с первичным действующим субъектом

– Вторичные действующие субъекты

– Канал связи со вторичными действующими субъектами

F. РАСПИСАНИЕ

G. ОТКРЫТЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Используя формальный шаблон в качестве шпаргалки, вы можете быть уверены в том, что включили всю необходимую информацию в сценарий использования системы: характеристики производительности, другие стороны-участники, приоритет, частоту использования и разнообразные ошибки и исключения, которые могут появляться неожиданно ("нефункциональные требования"). Шаблон удобен для записи комментариев пользователей, наподобие "если мы получим условие ххх, тогда нам придется сделать ууу". Шаблон может послужить в качестве готовой повестки дня при встрече с пользователями ваших программ.

Рис. 7.2. Пример сценария использования системы

ПРЕЦЕДЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ № 5: ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОВАРА

A. ХАРАКТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

• Цель в контексте: Покупатель напрямую направляет коммерческий запрос в нашу фирму и ожидает отгрузки товаров и выставления счета за указанные товары.

• Область действия: Фирма

• Уровень: Итоговая информация

• Предусловия: Нам известен покупатель, его адрес, и т. д.

• Условие успешного завершения: Покупатель получает товары, мы получаем оплату.

• Условие неуспешного завершения: Мы не производим отгрузку товаров, покупатель не производит оплату.

• Первичный действующий субъект: Покупатель, любой агент (или компьютер), действующий от имени заказчика

• Условие начала действия: Получение запроса на приобретение товара.

Наши рекомендации