Учет отчислений в инновационные фонды (государственный бюджет)

В целях дополнительного привлечения средств для финансирования мероприятий по развитию производства, государственных программ дальнейшего развития АПК, научно-исследовательских и опытно-технологических работ по освоению новых видов наукоемкой продукции министерства и ведомства формируют инновационные фонды.

Закон РБ от 29.12.2009 года № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год»устанавливает, что в 2010 году включаются в республиканский бюджет инновационные фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси. В местные бюджеты включены средства государственных целевых бюджетных фондов: инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительными комитетами.

С 1 января 2010 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 07.12.2009 N 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" (далее - Указ N 596),который закрепляет статус инновационных фондов (за исключением инновационных фондов Федерации профсоюзов Беларуси, общественных объединений "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению") как государственных целевых бюджетных фондов. Указ N 596 регламентирует общий порядок формирования, предельные нормативы и сроки уплаты отчислений, направления использования всех инновационных фондов. Вместе с тем конкретные размеры отчислений для организаций, принимающих участие в формировании инновационных фондов, по-прежнему определяются распорядителями этих фондов.

Норматив отчислений в инновационные фонды установлен в размере 0,25% от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг). Повышенные отчисления предусмотрены для 17 распорядителей фондов. По сравнению с установленными на 2009 год размеры повышенных отчислений в некоторые инновационные фонды Указом N 596 изменены.

Плательщиками являются организации, находящиеся в подчинении (входящие в состав) соответствующих распорядителей средств инновационных фондов, хозяйственные общества, не входящие в состав подчиненных Правительству Республики Беларусь организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности. Указанным плательщикам также предоставлено право ежемесячно направлять в инновационный фонд до 50% прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды, части прибыли в бюджет в соответствии с законодательством.

В силу п. 3 Положения отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.2006 N 499 "О некоторых мерах по обновлению основных средств строительной отрасли", который действует до 31 декабря 2010 года.

Указом N 596 конкретизирован порядок определения базы для отчислений в инновационный фонд. В качестве базы устанавливается себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и (или) сумма издержек обращения реализованных в предыдущем месяце товаров, уменьшенная на сумму отчислений, исчисленных в инновационные фонды за предыдущий месяц. Для торговых организаций в издержки обращения не включается покупная стоимость реализуемых товаров, а для организаций, осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания населения, из себестоимости исключаются стоимость материалов, оплачиваемых заказчиком.

Расчет об исчисленных суммах отчислений в инновационные фонды (за исключением инновационных фондов, формируемых Федерацией профсоюзов Беларуси, общественными объединениями "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению") представляется организациями в налоговые органы по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а перечисление исчисленных сумм производится не позднее 25-го числа. Расчеты по отчислениям за год представляются организациями распорядителям этих фондов до 1 февраля года, следующего за отчетным.

Плательщики отчислений в инновационные фонды несут ответственность за неуплату, неполную уплату и нарушение срока представления расчета об исчисленных суммах отчислений, установленную законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин), нарушение срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Контроль за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой плательщиками отчислений в инновационный фонд от себестоимости осуществляется налоговыми органами, а по отчислениям из прибыли - распорядителями фондов.

Направления использования средств инновационных фондов существенно сокращаются. Средства преимущественно будут направляться на реализацию мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, финансирование научно-технических программ и инновационных проектов, выполнение работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции. Направлениями расходования также являются: финансирование программ по энергосбережению, в том числе международных, развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, финансирование на возвратной основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции через Белорусский инновационный фонд и другие государственные программы и мероприятия.

Все организации - плательщики отчислений в инновационные фонды обязаны до 20 января 2010 года представить в налоговые органы информацию о размере задолженности в данные фонды по состоянию на 31 декабря 2009 года либо сообщить об ее отсутствии.

Указ Президента РБ от 04.08.2006 №499 «О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли» (в ред. от 05.03.2010 №132) установил, что с 1 июля 2006 года по 31 декабря 2010 года в инновационный фонд, образуемый Минстройархитектуры РБ, производятся повышенные отчисления в размере не более 13,5% от себестоимости продукции, товаров, работ, услуг, полученных при осуществлении деятельности в области строительства (кроме СЭЗ).

В соответствии с Приказом Минсельхозпрода РБ от 04.01.2010 №1 «Об инновационном фонде Министерства сельского хозяйства и продовольствия в 2010 году» в 2010 году для организаций, находящихся в подчинении Минсельхозпрода РБ (за исключением бюджетных организаций), и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности и переданы в управление Минсельхозпроду РБ, норматив отчислений равен 0,25% от себестоимости продукции, товаров, работ, услуг. Сельскохозяйственным организациям, имеющим задолженность на 1 января 2010 года, предоставляется рассрочка этой задолженности с погашением ежемесячно равными долями по 31 декабря 2019 года, а также по уплате экономических санкций, административных взысканий (но это правило не распространяется на платежи в инновационные фонды, таможенные платежи, НДС, акцизы).

В соответствии с постановлением Минтранса РБ от 31.12.2009 №106 «Об установлении размеров отчислений в инновационный фонд Министерства транспорта и коммуникаций РБ» на 2010 годустановлены размеры отчислений для организаций, находящихся в подчинении Минтранс РБ и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности и переданы в управление Минтранса РБ размеры отчислений 19%, 3,47%, 1,4%, 1,0%, 0,5%, 0,25%, 0,1%.

П.4 Указа 596 в п.6отчисления в инновационные фонды относятся на себестоимость и включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении. В соответствии с Положением о порядке формирования и использования средств инновационных фондов для исчисления инновационных отчислений под себестоимостью продукции, товаров (работ, услуг) в целях Положения понимаются себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и (или) сумма издержек обращения реализованных в предыдущем месяце товаров, уменьшенная на сумму отчислений, исчисленных в инновационные фонды за предыдущий месяц с учетом особенностей, установленных частями второй и третьей настоящего пункта.

При осуществлении оптовой, розничной торговли, деятельности в сфере общественного питания исчисление отчислений в инновационные фонды производится от суммы издержек обращения реализованных в предыдущем месяце товаров, формируемой в установленном законодательством порядке (без учета покупной стоимости реализуемых товаров), уменьшенной на сумму отчислений, исчисленных в инновационные фонды за предыдущий месяц.

При осуществлении деятельности в сфере бытового обслуживания населения исчисление отчислений в инновационные фонды производится от себестоимости реализованной в предыдущем месяце продукции, товаров (работ, услуг), формируемой в установленном законодательством порядке (без учета стоимости материалов, оплачиваемых заказчиком), уменьшенной на сумму отчислений, исчисленных в инновационные фонды за предыдущий месяц.

Записи на счетах:

20, 26,44 – 68 начисление отчислений

68 – 51 перечисление отчислений

55,51 – 86 зачислены полученные средства инновационного фонда (строго целевой признак)

86 – 51 необоснованно зачисленные средства подлежат возврату.

По решению финансовых и налоговых органов с организаций, допустивших нарушения по нецелевому использованию данных средств, бесспорно взыскивается штраф в размере суммы использованных не по целевому назначению средств, что отражается в системе счетов бухгалтерского учета: Дт 99 Кт 68, а уплата Дт 68 Кт 51.

Ежемесячный расчет об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, утвержден Постановлением МНС РБ от 31.12.2009 №87 (в ред. пост. МНС от 08.04.2010 №29). В расчете указываются показатели себестоимости продукции , товаров (работ, услуг), отчислений, и суммы отчислений к доплате или уменьшению по акту проверки.

Учет оффшорного сбора

Плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели.

Объектами обложения оффшорным сбором являются:

· перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;

· исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;

· переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Сумма оффшорного сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки оффшорного сбора.

Налоговая база оффшорного сбора определяется:

· при перечислении денежных средств – исходя из суммы перечисляемых денежных средств;

· при исполнении обязательства в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах – исходя из цены договора, из которого вытекают указанные обязательства.

Наши рекомендации