Арбитражный управляющий

Общие положения

При осуществлении всех процедур банкротства одним из главных дей­ствующих лиц является временный, административный, внешний и кон­курсный управляющие, которые объединяются понятием арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий — это особый субъект, от деятельности которого зависит в конечном итоге судьба должника.

Данное лицо должно беспристрастно влиять на процесс банкротства в интересах как должника, так и кредиторов. Данное положение обес-

арбитражный управляющий - student2.ru В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. комитет кредиторов образовы­вался только для целей внешнего управления и конкурсного производства.

Глава 2

Субъектный состав отношений при проведении процедур банкротства

Арбитражный управляющий



арбитражный управляющий - student2.ru печивается путем закрепления на законодательном уровне ряда требова­ний, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего Зако­ном о банкротстве 2002 г. и иными нормативными актами, в частности постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О тре­бованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкрот­стве стратегического предприятия или организации», постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. № 414 «Об утверждении Правил про­ведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляюще­го» (с изменениями и дополнениями) и др.

Арбитражным управляющим по законодательству РФ может высту­пать только физическое лицо, утверждаемое арбитражным судом для осуществления установленных законом полномочий в целях реализа­ции различных процедур банкротства: наблюдения, финансового оздо­ровления, внешнего управления и конкурсного производства (ст. 2 За­кона о банкротстве 2002 г.).

Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управля­ющего, условно можно разделить на две группы: требования, наличие которых необходимо для утверждения лица в качестве арбитражного управляющего (позитивные), и требования, которые препятствуют ут­верждению данного лица в качестве арбитражного управляющего (не­гативные).

К числу позитивных требованийследует отнести: гражданство РФ, высшее образование, регистрация в качестве индивидуального предпри­нимателя, стаж руководящей работы не менее чем два года в совокуп­ности, наличие специальных знаний, подтвержденных сдачей теорети­ческого экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных уп­равляющих, стажировка в качестве помощника арбитражного управля­ющего сроком не менее шести месяцев.

Если требование о принадлежности к гражданству РФ является новеллой действующего Закона о банкротстве 2002 г., то регистрация ар­битражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя предусматривалась ранее положениями Закона о банкротстве 1998 г. Это означает, что деятельность гражданина в качестве арбитражного управ­ляющего признается индивидуальной предпринимательской деятель­ностью. Более того, при осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, хотя последний и утверждает его в качестве арбит­ражного управляющего.

Применительно к рассматриваемому вопросу следует обратить вни­мание на определение понятия руководящая работа.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г. руково­дящейпризнается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику. В этом случае к арбитражному управляю­щему применяются все меры ответственности, установленные законо­дательством для руководителя такого должника (п. 4, 5 ст. 20 Закона о банкротстве 2002 г.).

Одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, является наличие специальных знаний,подтвержденных сдачей теоретического экзаменапо единой программе подготовки арбитражных управляющих. Правила подготовки и прове­дения такого экзамена утверждены постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. № 308 (с изменениями и дополнениями). В нем опре­делено, что Министерство юстиции РФ утверждает программу подго­товки арбитражных управляющих на условиях равного представитель­ства Министерства юстиции и образовательного учреждения, проводив­шего подготовку арбитражных управляющих, формирует комиссию по приему экзамена, определяет дату, место и порядок проведения экзаме­на, порядок выдачи свидетельства о сдаче экзамена и т.д. Успешно сдав­шим теоретический экзамен считается лицо, ответы которого минимум на 80% вопросов экзаменационного билета комиссия оценила как пра­вильные.

К числу позитивных требований следует отнести также необходи­мость прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного уп­равляющегов течение не менее шести месяцев. Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего опре­деляют требования к помощнику арбитражного управляющего, осно­вания отказа в прохождении стажировки, порядок привлечения помощ­ника к деятельности управляющего (присутствие помощника на засе­даниях арбитражного суда, выявление кредиторов должника, ведение реестра требований кредиторов, организация и проведение собраний кредиторов, принятие мер по взысканию задолженности перед долж­ником, подготовка отчетов арбитражного управляющего и т.д.), поря­док выдачи и учета свидетельств о прохождении стажировки и др.

Закон о банкротстве 2002 г. не содержит требования обязательной ре­гистрации арбитражного управляющего в одном из арбитражных судов.

Глава 2

Субъектный состав отношений при проведении процедур банкротства

Арбитражный управляющий



арбитражный управляющий - student2.ru арбитражный управляющий - student2.ru Кроме того, в настоящее время не требуется получения лицензии для ведения деятельности арбитражного управляющего. Следует заметить, что ранее лицензирование осуществлялось в соответствии с Положени­ем о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбит­ражных управляющих, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544. С момента вступления в силу Федераль­ного закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» деятельность в качестве арбитражного управ­ляющего не включена в перечень видов деятельности, подлежащих ли­цензированию.

Интересен тот факт, что по законодательству ряда стран СНГ, к примеру Ук­раины, наличие лицензии является обязательным условием при назна­чении физического лица арбитражным управляющим, за исключением рас­порядителя имущества крестьянского хозяйства, управляющего санацией руководителя должника, ликвидатора при банкротстве должника, ликвиди­руемого собственником'. Лишение в установленном порядке лицензии яв­ляется основанием для отстранения хозяйственным судом арбитражного уп­равляющего от исполнения им своих обязанностей по делу о банкротстве.

Новеллой российского Закона о банкротстве 2002 г. является поло­жение, согласно которому конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе предусмотреть дополнительные требованияк кандидатуре арбитражного управляющего:

— наличие высшего юридического, экономического или профильного
образования (по специальности, соответствующей сфере деятельности
должника);

— наличие определенного стажа работы в соответствующей сфере эконо­мики;

— наличие определенного количества проведенных процедур.
Исходя из специфики правового статуса отдельных категорий дол­жников, также на законодательном уровне предусмотрены дополни­тельные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Так,
постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 уста­новлен Перечень требований к кандидатуре арбитражного управляю­щего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организа­ции. К числу таких требований законодатель относит:

— наличие стажа работы в оборонно-промышленном комплексе не менее
пяти лет (из них не менее одного года стажа руководящей работы);

арбитражный управляющий - student2.ru См.: Хозяйственное право / Отв. ред. В.К. Мамутов. С. 72.



— участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах
о банкротстве (за исключением дел о банкротстве отсутствующего долж­ника) при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстра­нялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего;

— наличие высшего юридического или экономического образования либо
высшего образования по специальности, соответствующей сфере дея­тельности должника.

Дополнительные требования установлены также в отношении арбит­ражного управляющего при банкротстве кредитной организации. Поми­мо общих положений арбитражный управляющий должен соответство­вать квалификационным требованиям, изложенным в Положении ЦБ РФ от 6 сентября 2001 г. № 2929 «О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций». Это в частности, следующие требования: отсутствие в Банке России ин­формации о нарушении данным лицом банковского законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве), наличие специаль­ных знаний, приобретенных в образовательном учреждении, аккредито­ванном Банком России, по программам подготовки руководителей вре­менной администрации по управлению кредитной организацией и т.д.

Негативнымидля кандидатуры арбитражного управляющего являют­ся следующие основания:

— заинтересованность в отношении должника или кредиторов;

— процедура банкротства, введенная в отношении арбитражного управля­ющего как индивидуального предпринимателя (арбитражный управля­ющий как индивидуальный предприниматель сам может быть признан
несостоятельным (банкротом) в порядке и на условиях, закрепленных
действующим законодательством);

— неполное возмещение убытков, причиненных лицом при исполнении
обязанностей арбитражного управляющего;

— дисквалификация (административное ограничение на осуществление
деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц);

— судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления
средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

— отсутствие заключенного договора страхования ответственности на случай
причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Критерии заинтересованностиустановлены ст. 19 Закона о банкрот­стве 2002 г. При этом заинтересованными лицами по отношению к дол­жнику признаются:

— юридическое лицо, являющееся основным или дочерним;

— руководитель должника;

Глава 2

Субъектный состав отношений при проведении процедур банкротства

Арбитражный управляющий



арбитражный управляющий - student2.ru арбитражный управляющий - student2.ru арбитражный управляющий - student2.ru арбитражный управляющий - student2.ru члены совета директоров (наблюдательного совета) должника;

— члены коллегиального исполнительного органа;

— главный бухгалтер;

— бухгалтер;

— лица, находящиеся с указанными выше категориями в родственных
отношениях (супруг, родственники по прямой восходящей и нисходя­щей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии,
родители, сестры и братья супруга).

Так, по одному из дел истец ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк» просил признать недействительным договор о продаже имущества с торгов, заключенный между ОАО «Молочный комбинат „Свердловский"» и ГУ «Фонд имущества Свердловской области», и применить последствия недействи­тельности сделки, основываясь на том, что специализированная организа­ция, проводящая торги, была заинтересована в их результатах. В соответствии с п. 1 ст. 111 Федерального закона «О несостоятельности (бан­кротстве)» после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий приступает к продаже этого имущества на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной по­рядок продажи имущества должника. В силу п. 6 ст. 110 Федерального зако­на «О несостоятельности (банкротстве)» внешний управляющий может выс­тупить в качестве организатора торгов либо поручить проведение торгов спе­циализированной организации на основании договора. Суд отказал в удовлетворении иска, поскольку специализированная органи­зация к числу заинтересованных лиц законом не отнесена.

Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности,который должен быть заключен на срок не менее чем один год с его обязательным последую­щим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем 3 млн руб. в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственнос­ти арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве 2002 г.).

2. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих

Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

Своеобразным гарантом профессиональной этики являются ассо­циации (профессиональные) арбитражных управляющих, которые в За-

коне о банкротстве 2002 г. именуются саморегулируемыми организаци­ями арбитражных управляющих (ст. 21). Как показывает международ­ная практика, в некоторых зарубежных странах большинство арбитраж­ных управляющих объединены в партнерства, насчитывающие от 2 до 50 партнеров, делящих между собой доходы, расходы и людские ресур­сы. В некоторых случаях такие партнерства входят в более крупные объе­динения, к примеру ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы1.

По данным Федеральной службы России по финансовому оздоров­лению и банкротству2, на начало 2004 г. было зарегистрировано более 40 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В насто­ящее время сохраняется тенденция к увеличению их количества.

Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организа­ций арбитражных управляющих (далее — СРО) является новеллой За­кона о банкротстве 2002 г. Правовой статус данная организация приоб­ретает с момента включения сведений о ней в единый государственный реестр саморегулируемых организаций.

Порядок ведения реестра СРО регламентирован Положением о по­рядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которое утверждено прика­зом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2004 г. № 202.

Закон о банкротстве 2002 г. (п. 2 ст. 21) устанавливает ряд условий для включения некоммерческой организации (по своей организационно-правовой форме СРО являются некоммерческими организациями) в единый государственный реестр:

— наличие не менее чем 100 членов, каждый из которых соответствует тре­бованиям, предъявляемым законом к арбитражным управляющим;

— участие ее членов не менее чем в 100 процедурах банкротства (в сово­купности), учитывая и незавершенные;

— наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного
страхования, формируемых за счет денежных средств в размере не ме­нее чем 50 тыс. руб. на каждого члена.

арбитражный управляющий - student2.ru 1 См.: Хоуман М. Повышение стандартов деятельности арбитражных управляю­щих// Вестник ВАС РФ (спец. прил. к № 3). 2001. С. 91.

2 Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству была
упразднена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314. Часть ее функций
была передана Федеральному агентству по управлению федеральным имуще­ством, функции по принятию нормативных актов в установленной сфере дея­тельности были переданы Министерству экономического развития и торговли
РФ, функции по представлению интересов Российской Федерации перед кре­диторами в процедурах банкротства — Федеральной налоговой службе.


Глава 2

Субъектный состав отношений при проведении процед]

арбитражный управляющий - student2.ru Функции саморегулируемой организации в отношении ее членов весьма разнообразны. Это как защита прав и законных интересов ее членов, повышение уровня профессиональной подготовки арбитраж­ных управляющих, так и применение к ним мер ответственности за нарушение правил профессиональной деятельности.

Одной из важнейших функций СРО является отбор кандидатур из своих членов, которые представляются арбитражным судам для утвер­ждения в качестве арбитражного управляющего.

Правовая регламентация утверждения арбитражного управляюще­го в настоящее время существенно изменилась. По мнению М.В. Телю-киной, «Закон 1998 г. ставил решение этого вопроса в зависимость от воли кредиторов, определяя способы выдвижения, обсуждения канди­датуры, представления ее арбитражному суду. Закон 2002 г. лишил кре­диторов возможности повлиять на назначение конкретной кандидату­ры, передав соответствующие возможности саморегулируемым органи­зациям арбитражных управляющих»1.

Заметим, что арбитражный суд, принимая заявление о признании должника банкротом, выносит определение, в котором указывается са­морегулируемая организация, из числа членов которой впоследствии и будет утвержден арбитражный управляющий.

После получения запроса СРО составляет список своих членов, изъя­вивших желание быть утвержденными в качестве арбитражного управ­ляющего и удовлетворяющих в наибольшей степени требованиям к та­кой кандидатуре, содержащимся в данном запросе. В список включа­ются три кандидата, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессиональных качеств. Не позднее пяти дней с даты получения такого запроса СРО направляет список кан­дидатур в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или пред­ставителю собрания кредиторов) и должнику. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной канди­датуре арбитражных управляющих, оставшаяся кандидатура утвержда­ется арбитражным судом. Если стороны не воспользовались правом отвода, то арбитражный суд самостоятельно утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке представленных канди­датур (ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.).

Следует заметить, что при наличии отвода кандидатура не может быть утверждена. Отводы заявляются в процессе судебного заседания при

арбитражный управляющий - student2.ru Телюкина М.В. Основы конкурсного права. С. 207.



рассмотрении вопроса об утверждении управляющего; об отводах дол­жно быть указано в протоколе судебного заседания.

Определенный научный и практический интерес представляет струк­тура управления СРО,отличающаяся следующими особенностями:

— наряду с исполнительным органом образуется постоянно действующий
коллегиальный орган управления в составе не менее чем семь человек;

— не более 25% членов данного коллегиального органа управления долж­ны составлять лица, не являющиеся членами СРО;

— в состав органов управления не могут входить государственные и муни­ципальные служащие.

Помимо вышеназванных органов управления в составе СРО форми­руются следующие структурные подразделения:

— по контролю за деятельностью членов в качестве арбитражных управ­ляющих;

— по рассмотрению дел о наложении на членов СРО мер ответствен­ности;

— по отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным
судам с целью последующего утверждения.

Заметим, что основания и порядок проведения СРО проверки дея­тельности своих членов указаны в Правилах, утвержденных постанов­лением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 366 «Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных уп­равляющих проверки деятельности своих членов».

Наши рекомендации