Основные термины и понятия. €

• Общая полезность блага

• Спрос

• Закон спроса

• График спроса

• Величина спроса

• Факторы изменения спроса

• Товары-субституты

• Комплементарные блага

• Ценовая эластичность спроса

• Неценовая эластичность спроса

• Коэффициент эластичности спроса

Основные термины и понятия. € - student2.ru Основные термины и понятия. € - student2.ru Г л а в а

Основные термины и понятия. € - student2.ru

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как уже отмечалось, в современной экономике, как правило, блага не производятся теми, кто их потребляет. Чтобы удовлетворить свои потребности, люди должны вступать в отношения обмена. На рынке покупателю противостоит продавец, который является стороной, производящей и предлагающей товар. Что же руководит производителем при выборе товара для производства, определении объема его поставки на рынок, какие факторы могут изменить количество предлагаемого товара, какая сила их воздействия? На перечисленные вопросы мы сможем ответить, взглянув на рынок глазами производителя.

7.1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ЗАКОН

Сущность предложения

Представим для начала некоторую гипотетическую ситуацию. Пусть какой-то человек обладает природным источником лечебной минеральной воды, которая ему достается без всяких затрат. Мощность этого источника — 10 литров в день. Сколько из них он бы согласился продать? Поищем ответ на основе уже известных нам экономических закономерностей.

Предлагая к продаже определенное количество продукта, продавец рассчитывает по меньшей мере не остаться в накладе, т. е. получать такое количество денег, полезность которых окажется, по крайней мере, не меньше полезности того продукта, который он продает. В табл. 7.1 представлены данные о предельной полезности каждого литра минеральной воды, которой располагает продавец, и общая полезность денег, вырученных при различных ценах за 1 литр, если предположить, что полезность одной денежной единицы (ДЕ) равна 10.

Нетрудно заметить, что десятый литр можно продавать по любой из предположенных цен, поскольку, отказавшись от полезности в 10 условных единиц (предельная полезность десятого литра воды), продавец может получать взамен, соответственно, 50, 60 или 70 единиц полезности. Аналогичные рассуждения можно привести и по поводу 9-, 8-, 7- и 6-го




Основные термины и понятия. € - student2.ru 104 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

Таблица 7.1. Предельная полезность продукта и общая полезность денег, вырученных от его продажи
Объем личного потребления продавце, л Предельная полезность1Л, усл. ел. Объем продаж, л Полезность денег,вырученных от продажи поды по цене за 1 л
5ДЕ 6ДЕ 7ДЕ

литра.Захочет ли продавец отказаться от потребления 5-го литра, доведя объем продаж до 6 литров? Если он продаст его по цене 5 ДЕ, то дополнительно получит 50 единиц полезности (300 — 250 = 50), отказавшись от 60 единиц полезности, которыми обладал для него 5-й литр воды.Такая сделка будет явно не в его пользу. Поэтому по цене 50 ДЕ он согласится продать не более 5 литров минеральной воды.

Таким же образом обнаруживаем, что по цене 6 ДЕ за литр продавец согласится продать 6 единиц, а по цене 7 ДЕ за литр — 7 литров минеральной воды. Уже этого примера достаточно, чтобы установить зависимость между количеством товара, предлагаемого к продаже, и ценой за его единицу. Предложение (supply) — это количества продукта,которые готов продать продавец по определенным ценам за некоторый период времени. Условия продажи можно выразить так:

Основные термины и понятия. € - student2.ru ,

где UmM — полезность вырученных денег;

UmC — полезность продаваемого товара.

Глава 7. Предложение 105

Основные термины и понятия. € - student2.ru Предложение и затраты производства

Ситуация несколько усложняется, когда благо возникает в результате производства. Да и, кроме того, довольно часто для производителя создаваемый товар сам по себе вообще не представляет никакой полезности. Скажем, производитель серной кислоты вряд ли будет иметь непосредственный потребительский интерес к своему товару. Каким же образом в этом случае реализуются потребности продавца?

Абсолютное большинство благ возникает в результате производства. В нем потребляются ресурсы: земля, труд, капитал, предпринимательские способности. Поэтому продукт можно рассматривать как функцию от ресурсов (R):

Q = f (R1...Rn).

В условиях товарной формы хозяйствования производитель создает продукт не для собственного потребления, а для обмена, рассчитывая, что взамен проданного товара он получит деньги, по меньшей мере компенсирующие его затраты по привлечению необходимых ресурсов.

В каждый данный момент времени производитель в состоянии произвести и предложить к продаже разные количества товара. Однако переход от одного количества к другому влечет за собой изменения в затратах ресурсов на единицу продукции. Замечено, что в коротком, относительно непродолжительном периоде времени, увеличение объемов производства сопровождается увеличением затрат ресурсов на единицу продукции. Это объясняется следующими причинами:

1. Поскольку ресурсы ограничены, то с расширением производства приходится привлекать все более дорогие или менее пригодные ресурсы. Наиболее показательным в этом плане может быть увеличение добычи полезных ископаемых. Исчерпание удобных для разработки месторождений заставляет делать шахты глубже, карьеры — шире, мириться с меньшим содержанием полезного компонента в руде. Такая же закономерность свойственна и для любого другого ресурса. Молокозавод вынужден будет принимать на переработку молоко с меньшей жирностью и доставленное из отдаленных районов; предприниматели в целом вынуждены нанимать менее квалифицированную рабочую силу и т.п. Все это снижает общую отдачу применяемых ресурсов и увеличивает затраты на единицу продукции.

2. Во второй главе отмечалось, что между ресурсами должно быть некоторое количественное соответствие, создающее для данного периода времени возможность получить наибольший экономический эффект. Поэтому, если рассматривать короткий период, в течение которого производитель не в состоянии изменить техническую базу производства,

Основные термины и понятия. € - student2.ru 106 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

Основные термины и понятия. € - student2.ru а может только увеличить число занятых или размеры потребляемого сырья, то начиная с определенного момента производительность каждой новой порции привлекаемых ресурсов будет снижаться из-за нарушения оптимального соотношения факторов производства. Следовательно, увеличение объемов производства будет сопровождаться увеличением затрат ресурсов на единицу продукции.

Отмеченную взаимосвязь можно представить графически. График на рис. 7.1 демонстрирует довольно широкие возможности производителя по выбору объемов производства. Каким же образом он определяет реальное предложение своей продукции?

Закон предложения

Вполне понятно, что цена, по которой будет реализован товар, должна возмещать затраты производителя. По мере роста цены производителю возмещаются все большие затраты на единицу продукции, а следовательно, создаются условия для его заинтересованности в наращивании объемов производства.

В табл. 7.2 представлены условные данные о возможностях предложения молока молокозаводом № 1 на рынках города. При этом предполагается, что изменяется только цена за 1 л., все остальные условия деятельности предприятия остаются неизменными. Повышение цены с 25 до 50 ДЕ приведет к росту величины предложения с 20 до 45 тыс. л. Такое повышение достигается, например, путем увеличения закупок молока у сельскохозяйственных производителей,сокращения производства масла и сметаны, увеличения числа занятых в молочном цехе. Рост объемов предложения вызовет дополнительные затраты, но они будут компенсированы повысившейся ценой.

Таблица 7.2. Зависимость величины предложения молока от цены за 1 л  
№ п/п Цена 1 л молока, ДЕ Поставки молока на рынок молокозаводом №1, тыс. л

Глава 7. Предложение 107

Основные термины и понятия. € - student2.ru Таким образом, независимо от того, достался ли продукт продавцу даром или его получение связано с определенными затратами с его стороны, количество товара, предлагаемое к продаже, находится в прямой зависимости от цены за его единицу. Эта связь называется законом предложения.

Таблица 7.3 Формирование рыночного предложения  
Цепа 1 л молока, ДЕ Предложение молоки, тыс. л
Молокозавод №1 Молокозавод №2 Молокозавод №3 Рыночное предложение  

Основные термины и понятия. € - student2.ru

Естественно, что и другие молокозаводы города реагируют на изменение цен аналогично. В зависимости от используемых технологий, уровня производительности труда и других факторов степень увеличения объема предложения у разных производителей будет раз-' лична, но направленность изменений для всех будет общая. В табл. 7.3 представлены условные данные еще по двум молокозаводам, работающим на рынки города. Чтобы определить общее рыночное предложение молока, необходимо суммировать предложения каждого производителя по определенной цене.

Подобно тому как в главе 6 мы строили график спроса, построим теперь график предложения, перенеся данные табл. 7.3 на рис. 7.2.

Кривая на графике предложения представляет собой совокупность точек, координаты которых соответствуют определенной цене и характерной для нее величине предложения.

Изменение цены, при прочих равных условиях, перемещает точку на прежнем графике предложения, увеличивая или уменьшая тем самым величину предложения.

Основные термины и понятия. € - student2.ru 108 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

Однако на предложение воздействуют факторы, которые мы зафиксировали методологическим приемом "при прочих равных условиях". Что же будет происходить с предложением, если эти условия будут изменяться?

7.2

Наши рекомендации